NewsChannel1 - Строительный портал

Гайдн интересные факты. Йозеф Гайдн: биография, интересные факты, творчество. Й. Гайдн. Биография: путешествие в Англию

Мировская В.Н. – Школьная филармония «Путешествие в мир музыки»

Детство Йозефа Гайдна

(1732 – 1809 г.г.)

Слава австрийского композитора Йозефа Гайдна была велика уже при его жизни. С давних пор и по сей день его имя соединяется с почётными титулами «отца симфонии», «родоначальника инструментальной музыки», «венского классика». Давно утвердилось и словосочетание «жизнерадостный Гайдн». Действительно, он в полной мере обладал этим не столь уж простым свойством – радоваться жизни – претворил его в музыку, радующую людей.

Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в австрийском селе Рорау. Отец Гайдна обрабатывал землю и одновременно был хорошим каретным мастером. Семья жила в небольшом домике, где каждую неделю устраивались семейные концерты. Мать пела. А отец, выучившись играть на арфе, «не зная ни одной ноты», ей аккомпанировал. Когда Йозеф подрос, он тоже стал принимать участие в семейных концертах. Он брал в руки два деревянных бруска – один из них служил скрипкой, а другой – смычком и таким образом аккомпанировал пению матери. На его музыкальные способности обратил внимание один из двоюродных братьев отца и посоветовал родителям отдать его в церковный хор. В шесть лет Йозеф покидает родительский дом, переезжает в Хайнбург. Кроме пения он обучается игре на скрипке и клавесине.

  1. Песенка – исп. скрипка

Однажды пение Гайдна услышал регент собора св. Стефана в Вене. Он подыскивал для своего хора мальчиков. Его привёл в изумление чистый красивый голос мальчика. Он лишь заметил, что мальчик не делает трелей. Тот возразил: «Мой дядя тоже этого не умеет делать». Регент показал, как нужно сближать два звука, задерживать дыхание и вибрировать язычком…Йозеф едет в Вену и становится церковным певчим. Было ему в ту пору восемь лет.

Вена – столица Австрии являлась музыкальным центром Европы. Музыка звучала повсюду: в домах и дворцах, на улицах и в кабачках. Процветали австрийские танцы – лендлеры и вальсы, звучали народные мелодии и менуэты.

  1. Менуэт – исп. фортепиано

Французский танец менуэт был очень популярен в то время. Его называли «королём танцев и танцем королей». Особенно он был популярен при французском дворе. Пышные одежды у дам, не позволяли делать быстрых движений. Менуэт звучал в умеренном темпе. Движения были изящные, плавные. Для него характерны реверансы, поклоны. Движения кавалера носили галантный характер и выражали преклонение перед дамой.

  1. Менуэт – песня

Большой популярностью пользовался менуэт при дворе Петра I . Он исполнялся на его замечательных ассамблеях.

  1. Менуэт быка – скрипка, фортепиано.

В 17 лет, голос у Йозефа начал ломаться, из капеллы его выгнали. Он бедствовал, голодал, играл на скрипке в бродячем ансамбле, редко удавалось давать частные уроки. Но как бы тяжело ему ни было, его никогда не покидало чувство юмора. Однажды он назначил свидание нескольким музыкантам…расставил их по разным углам улицы и договорился, что по условному знаку каждый заиграет, что ему вздумается. Когда начался этот кошачий концерт, он незаметно удалился, а, услышав шаги приближающейся стражи, удрали и другие, только двое музыкантов были задержаны, но вскоре были освобождены.

Наконец, счастье улыбнулось Гайдну. Он познакомился с венгерским князем Эстергази, который был большим любителем музыки и содержал в Эйзенштадте капеллу и театр. Эстергази пригласил Гайдна занять должность капельмейстера в Эйзенштадте. Через год старый князь умер и его место занял Николай Эстергази, прославившийся безумной роскошью, за что его прозвали «великолепный». Он построил дворец в 126 комнат. При дворце были выстроены театры – один для оперных спектаклей (400 чел.), а другой – для марионеток. Гайдн писал музыку для того и другого театра. По вечерам устраивались музыкальные академии. Князь Николай сам принимал участие в концертах, он играл на баритоне, инструменте, похожем на виолончель. Для этого инструмента Гайдн сочинил 126 трио.

А теперь давайте представим себе роскошный дворец, со стенами, затянутыми шелком, драгоценной мебелью и венецианскими зеркалами, отражающими блеск множества свечей. Собралось небольшое общество: шуршит шёлк, мелькают дорогие кружева. Исполняется музыка…

  1. Анданте – виолончель

Около 30 лет прослужил Гайдн у князя Эстергази. В его обязанности входило не толь-

ко сочинение музыки, он должен был проводить репетиции, следить за порядком в капелле. Отвечать за сохранность нот и инструментов. Все произведения Гайдна являлись собственностью Эстергази; композитор не имел права писать музыку по заказу других лиц. Вот лишь некоторые строки из его писем: «Я несчастное создание, постоянно измучен работой…очень редкие часы отдыха». И даже – «печально всё-таки быть рабом». Драматическими, тревожными настроениями окрашены минорные симфонии – «Траурная», «Страдание», «Прощальная». Однако в его музыке преобладает ясный взгляд на мир. Источники радости Гайдн находил повсюду – в природе, в жизни крестьян, в общении с близкими людьми.

  1. «Вот опять уходит лето» - вокальная группа

Теперь давайте представим внешность композитора. Он был невысокого роста. Сред -

него телосложения с правильными чертами лица. С раннего детства он носил парик с косичкой и буклями по бокам. Был всегда опрятен. Он никогда не принимал визитов, если не был заранее полностью одет. Утром он вставал в половине седьмого, тщательно одевался, завтракал, садился за клавесин и импровизировал до тех пор, пока не находил нужные музыкальные мысли. Их он немедленно записывал. Днем разучивал с капеллой пьесы, которые должны были исполняться, а перед обедом выслушивал личные распоряжения князя. Он много трудился. Поэтому им создано огромное количество произведений. Здесь и симфонии, и оперы, песни (более 300), оратории, произведения для различных инструментов.

Музыканты ценили и любили Гайдна за доброту и справедливость, он помогал молодым музыкантам и радовался их успеху. У него было много учеников, назовём лишь некоторые имена. Когда Гайдн впервые приехал в Лондон, концертная организация, конкурирующая с той, что пригласила Гайдна, задумала столкнуть венского мастера с его бывшим учеником, к тому времени известным композитором Игнацем Плейелем. В одном из писем Гайдн рассказывает: «Прибыв сюда, Плейель был столь скромен, что я вновь полюбил его…» «Славу мы разделим с ним пополам, и оба, довольные, разъедемся каждый к себе домой».

Среди его учеников – Вольфганг Амадей Моцарт. Они познакомились в Вене в начале 80-х годов во время одного из приездов капеллы Эстергази в австрийскую столицу. Моцарт называл Гайдна «папой» и в 1785 году посвятил ему шесть струнных квартетов. Гайдн после венской премьеры «Дон Жуана» произнёс следующую фразу: «Моцарт - величайший композитор, которого сейчас имеет мир».

  1. «Учитель и ученик» - фортепианные вариации

Музыка Гайдна была известна и в России. Всем хорошо известна песня «Волга – реченька глубока». А история её создания такова. В одном из московских журналов в 1793 году появилось стихотворение под названием «Песня». Кто-то приспособил её для пения, взяв для этого мелодию из второй части 53-й симфонии Гайдна. Так появилась песня «Волга – реченька глубока».

  1. «Волга – реченька глубока» - (баян)

Русскому послу в Париже Дмитрию Алексеевичу Голицыну – ученому-философу – Гайдн посвятил симфонию «Охота» (1781). Известны так называемые русские квартеты Гайдна, посвященные великому князю Павлу (будущему русскому императору Павлу I). Гайдн бывал желанным гостем в доме Дмитрия Михайловича Голицына, который был послом России в Вене. В доме Голицыных устраивались музыкальные «академии», где часто звучала музыка Гайдна. В Россию музыку Гайдна привозили дипломаты, русские путешественники. Имя Гайдна часто упоминалось в газетах, журналах, дневниках, литературных произведениях его русских современников. Назовём лишь несколько примеров из хроники тех лет.

1784 год. Музыкант парижской оперы Ивар посылает владельцу крепостной капеллы и крепостного театра в подмосковных имениях Кусково и Останкино Николаю Петровичу Шереметьеву симфонии и квартеты Гайдна. В следующем году – десять симфоний и церковную композицию, через два года – одну симфонию, и ещё через два года – девять симфоний.

Ноябрь 1792 года, Петербург. Исполнением «большой симфонии господина Гайдна» открылся концерт, которым возобновилась деятельность Музыкального клуба.

В 1808 году Гайдн был избран почётным членом Санкт-Петербургского филармонического общества. В его честь изготовили золотую медаль с изображением античной лиры, цифры 1802 и имени Гайдн. На оборотной стороне выведены слова «воскресший Орфей».

  1. Симфония № 103, 3 часть – фортепианный дуэт

МБОУ ДОД «Детская школа искусств г.Сегежи Республики Карелия»


Интересные факты из жизни австрийского композитора изложены в этой статье.

Йозеф Гайдн интересные факты

Считается, что датой рождения композитора является 31 марта. И интересно, что в его свидетельстве указана совершенно иная дата — 1 апреля. Согласно личным дневникам Гайдна, он сознательно изменил дату рождения, чтобы не отмечать ее в «день дурака».

Йозеф в детстве уже отличался талантом. В 6 лет он отлично играл на барабанах. А благодаря его певческому голосу, 5-летнего мальчика пригласили в Вену в школу хорового церковного пения Собора Св. Стефана. Когда у Гайдна началась ломка голоса, хормейстер школы предложил провести некую операцию, которая прекратила бы данный процесс. Однако отец мальчика вовремя вступился за сына, предотвратив неминуемое.

Будучи мальчиком, он переболел оспой.

Когда умерла мать Йозефа, его отец взял в жены молодую 19-тилетнюю служанку. Стоит отметить, что «сын» оказался старше «матери» на целых 3 года.

Однажды будущий композитор влюбился в девушку. Но она решила, что монашеская жизнь намного лучше семейной. Но он не стал унывать и позвал замуж ее старшую сестру Анну Марию. В своих дневниках Гайдн отмечал, что жена была довольно ворчливой и не разделяла музыкальные увлечения мужа. Она пользовалась нотными рукописями как кухонной утварью.

Гайдн дружил с . Друзья никогда не ссорились.

Существует легенда о создании струнного квартета «Бритвенный». Утром Йозеф брился тупой бритвой. Его терпение лопнуло, и композитор прокричал, что если бы кто-то дал ему нормальную бритву, то он подарил бы этому человеку свое произведение. Неподалеку был Джон Бленд, желающий издать новое произведение известного композитора. Издатель вручил композитору стальные английские бритвы, а тот, взамен вручил гостю новую работу. Созданный квартет получил свое название «Бритвенный».

Гайдн большую часть жизни промучился с полипами в носовой полости. Его хороший друг и хирург Йозеф Джон Хентер предложил ему провести операцию по удалению полипов. Композитор сначала дал согласие. Он пришел в кабинет хирурга, и увидел четырех больших помощников, которые держали пациентов во время болезненной операции. Музыкант испугался, кричал и вырывался. В конечном итоге избавиться от полипов ему не удалось.

Великий австрийский композитор Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта или 1 апреля 1732 (данные о дате рождения противоречивы) в крестьянской семье в Рорау, области Бургенланд в восточной части Нижней Австрии, близ венгерской границы.
Его отец, Матиас Гайдн, был каретным мастером, мать, Мария Коллер, служила кухаркой в семье графа Харраха, владельца поместья в Рорау.
Йозеф был вторым ребенком у своих родителей и старшим их сыном. Раньше считалось, что предки Гайдна являлись хорватами, которые в 16 в. стали переселяться в Бургенланд, спасаясь от турков. Но благодаря исследованиям Э.Шмидта выяснилось, что род композитора был чисто австрийским.
Родители Йозефа обладали недюжинными музыкальными способностями и страстно любили музыку. В доме Матиаса Гайдна (отца композитора) часто устраивались импровизированные концерты: сам хозяин и его жена пели, при этом Матиас аккомпанировал на арфе.
Деревенская обстановка, в которой Гайдн провел свое раннее детство, народные танцы и песни явились той почвой, на которой так пышно и мощно выросло будущее творчество композитора. Во всех его произведениях сохраняется связь с австрийским народным творчеством.
На музыкальное дарование Гайдна, обнаружившееся чрезвычайно рано, обратил внимание школьный учитель и церковный регент Франк. Он увез мальчика к себе в маленький городок Хайнбург на берегу Дуная, где Гайдн стал петь в церковном хоре, обучаться нотной грамоте, а также игре на скрипке и клавесине. Эти занятия продолжались три года.
Вспоминая о своем детстве, Гайдн писал в 1776: "Мой отец... был горячим любителем музыки и играл на арфе, совершенно не зная нот. Пятилетним ребенком я абсолютно точно мог спеть его простые мелодии, и это побудило отца поручить меня заботам нашего родственника, ректора школы в Хайнбурге, дабы я изучил первоосновы музыки и другие необходимые для юношества науки».
Несколько лет спустя, в 1740году, капельмейстер церкви св. Стефана в Вене, Георг Рейтер, восхищенный замечательным голосом мальчика, взял его в свою капеллу в качестве хориста.
«Когда мне исполнилось семь лет», - вспоминал Гайдн,- «ныне покойный капельмейстер фон Ройтер, проезжая через Хайнбург, случайно услышал мой слабый, но приятный голос. Он взял меня с собой и определил в капеллу собора св. Стефана в Вене, где, продолжая образование, я учился пению, игре на клавесине и скрипке, причем у очень хороших учителей».
Мальчик не только пел в хоре собора св. Стефана, но и совершенствовался в игре на клавире, скрипке, органе.
Но в капелле Гайдн пробыл недолго. В 1749 году крутой нрав Рейтера, заставил Йозефа оставить капеллу церкви св. Стефана и приютиться у некоего Келлера.
Великий композитор вспоминал о тех временах: «До восемнадцати лет я с большим успехом исполнял сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе. Потом у меня пропал голос, и мне пришлось целых восемь лет влачить жалкое существование... Я сочинял преимущественно по ночам, не зная, имею ли я какой-либо дар к композиции или нет, и записывал свою музыку усердно, но не совсем правильно. Так продолжалось до тех пор, пока мне не выпало счастье изучать подлинные основы искусства у господина Порпоры, который жил тогда в Вене".
Для Гайдна это были тяжелые времена, но садясь за фортепиано, он забывал все горести и никому, по его словам, не завидовал, усердно занимался изучением сочинений Баха и теорией композиции, несмотря ни на что.
Впечатления, полученные Гайдном в детстве, когда его "пороли гораздо чаще, чем кормили", оказались столь сильными, что позже он пожертвовал свободой и независимостью ради финансовой стабильности. Ее обеспечивало место преподавателя музыки и дирижера в аристократической семье Эстергази.
И не смотря ни на что, бескрайняя любовь к музыке и упорное желание не здаваться позволили Гайдну в последующем стать великим композитором и сделать огромный вклад в мировое наследие музыкального искусства.

Дата рождения: 31 марта 1732 года
Дата смерти: 31 мая 1809 года
Место рождения: Рорау, эрцгерцогство Австрия

Гайдн Франц Йозеф – один из самых известных композиторов Австрии. Также Франц Гайдн известен как создатель музыки для гимнов Австро-Венгрии и Германии.

Йозеф появился на свет в австрийском селе, расположенном у границ с Венгрией. Его отец, Маттиас, был мастером, который делал кареты. В семье увлекались музыкой и рано заметили способности у мальчика.

Уже в пятилетнем возрасте он был отправлен к родственникам в соседний город, где стал обучаться пению в хоре. Там его услышал директор капеллы главного собора Вены и пригласил в свой хор. Там мальчик пел в течение девяти лет, параллельно обучаясь игре на музыкальных инструментах.

Пение в капелле заменило подростку и обычную школу, и музыкальное образование. Но это была отличная практика, так как хор постоянно выступал на всех городских событиях, начиная с придворных торжеств и заканчивая отпеванием знаменитых людей. Когда у подростка начал изменяться голос, он стал неинтересен капелле и его перестали приглашать для пения.

Последующие годы стали очень сложными для музыканта в финансовом плане – он вынужден был везде искать работу - одно время он даже трудился слугой. Еще одним местом работы стала должность аккомпаниатора у итальянца Н. Порпоры.

Этот преподаватель пения также обучал Йозефа композиции. Сам молодой человек продолжал упорно заниматься самообразованием, изучая наследие Э.Баха и теоретичекскими дисциплинами.

Эти усилия помогли ему в написании произведений для клавесина, которые вскоре заметили другие музыканты. Воодушевившись, Йозеф создал более крупные музыкальные формы, такие как опера, серенады и дивертисменты.

Композитор стал трудиться при венском дворе сначала как свободный музыкант, а затем был приглашен капельмейстером небольшого оркестра к графу Морцину. Примерно в то же время музыкант женился. Брак нельзя было назвать счастливым, так как жена не уважала профессию мужа и не любила его, но развод был невозможен из-за особенностей законов.

После работы у Морцина Йозеф стал выполнять те же обязанности у другого князя, Эстерхази. Это был одна из богатейших и влиятельных семей аристократов, что дало возможность композитору не только сочинять, но и руководить оркестром и ставить оперы.

Кроме того, семья позволила Йозефу писать для других заказчиков и продавать свои произведения.

Именно сотрудничество в течение тридцати лет с семейством Эстерхази позволило создать лучшие произведения, сделавшие Йозефа знаменитым в Европе. Во время одной из своих поездок в столицу Австрии произошло знакомство с Моцартом, переросшее позже в дружбу.

После смерти князя Николая, его преемник, Антон Эстерхази, решил распустить оркестр, так как музыка его не интересовала. Руководитель же оркестра решил отправиться по приглашению в Лондон. Для скрипичных концертов И. Заломона были созданы лучшие симфонии.

После четырех лет пребывания в столице Великобритании, композитор вернулся в Вену. Также он вернулся на службу к семейству Эстерхази и в то же время создал лучшие свои оратории.

Работа над ними ухудшило и без того слабое здоровье музыканта, он ослаб настолько, что не мог сочинять. Скончался он в 1809 году в своем венском доме.

Достижения Франца Гайдна:

Являлся доктором Оксфордского университета
Был одним из самых ярких композиторов инструментальной музыки в XVIII-XIX в.
Автор более чем двадцати опер, трех ораторий и множества струнных квартетов и трио

Даты из биографии Франца Гайдна:

1732 г. появился на свет
1737 г. был отправлен к родственникам в Хайнбург-на-Дунае
1740 г. стал певчим в капелле Св. Стефана
1754 г. начал работать при венском дворе
1759 г. стал капельмейстером у графа Морцина
1760 г. бракосочетание с М.Келлер
1781 г. знакомство с Моцартом
1791 г. отправился в Лондон
1795 г. возвращение в Вену
1798 г. создал «Сотворение мира»
1801 г. оратория «Времена года»
1809 г. скончался

Интересные факты Франца Гайдна:

Жена композитора, М.-А. Келлер не уважала профессиональную деятельность мужа, использовала его партитуры как обычную бумагу
Был другом Моцарта и учителем Бетховена
Именем композитора назван географический объект на планете Меркурий

В этом году исполняется 280 лет со дня рождения Й.Гайдна. Мне было интересно узнать некоторые факты из жизни этого композитора.

1. Хотя в метрике композитора в графе "дата рождения" написано "первое апреля", сам он утверждал, что родился ночью 31 марта 1732 года. Изданное же в 1778 году небольшое биографическое исследование приписывает Гайдну такие слова: "Мой брат Михаил заявлял, что я родился 31 марта. Он не хотел, чтобы люди говорили, что в этот мир я пришел "апрельским дураком".

2. Альберт Кристоф Дис, биограф Гайдна, писавший о ранних годах его жизни, рассказывает, как в возрасте шести лет тот также научился играть на барабане и принимал участие в процессии во время Страстной недели, где заменил внезапно умершего барабанщика. Барабан привязали к спине горбуна, чтобы маленький мальчик смог играть на нем. Этот инструмент до сих пор хранится в церкви Хайнбурга.

3. Гайдн начал писать музыку, совершенно не зная музыкальной теории. Однажды капельмейстер застал Гайдна за написанием двенадцатиголосного хора во славу Богородицы но даже не удосужился предложить начинающему композитору совет или помощь. По словам Гайдна, за все время пребывания в соборе наставник преподал ему только два урока теории. Как "устроена" музыка мальчик узнавал на практике, изучая все, что ему приходилось петь на службах.
Позднее он говорил Иоганну Фридриху Рохлицу: "У меня никогда не было настоящего учителя. Я начал обучение с практической стороны - сначала пение, затем игра на музыкальных инструментах, и лишь потом - композиция. Я больше слушал, чем изучал. Я слушал внимательно и старался использовать то, что произвело на меня наибольшее впечатление. Вот так я приобретал знания и умения".

4. В 1754 году Гайдн получил известие о том, что в возрасте сорока семи лет умерла его мать. Пятидесятипятилетний Матиас Гайдн вскоре после этого женился на своей служанке, которой было лишь девятнадцать. Так у Гайдна появилась мачеха, бывшая на три года моложе его.

5. Любимая девушка Гайдна по неведомым причинам предпочла свадьбе - монастырь. Неизвестно зачем, но Гайдн женился на ее старшей сестре, которая оказалась сварливой и совершенно равнодушной к музыке. По свидетельству музыкантов, с которыми работал Гайдн, стремясь досадить мужу, она использовала рукописи его произведений вместо бумаги для выпечки. Ко всему прочему, супругам так и не удалось испытать родительские чувства - у пары не было детей.

6. Уставшие от долгой разлуки со своими семьями, музыканты оркестра обратились к Гайдну с просьбой донести до князя их желание повидаться с родными и маестро, как всегда, придумал хитрый способ поведать об их тревоге - на этот раз при помощи музыкальной шутки. В Симфонии № 45, завершающая часть заканчивается в тональности до-диез мажор вместо ожидаемого фа-диез мажора (это создает неустойчивость и напряжение, требующее разрешения) В этом месте Гайдн вставляет Adagio, чтобы передать своему патрону настроение музыкантов. Оркестровка оригинальна: инструменты замолкают один за другим, и каждый музыкант, закончив партию, гасит свечу у своего пюпитра, собирает ноты и тихо уходит, и в конце концов в тишине зала остаются играть только две скрипки. К счастью, нисколько не разозлившись, князь понял намек: музыканты хотят уехать в отпуск. На следующий день он приказал всем готовиться к немедленному отъезду в Вену, где остались семьи большинства его слуг. А Симфония №45 с тех пор так и называется - "Прощальная".


7. Джон Бленд, лондонский издатель, в 1789 году приехал в Эстерхазу, где жил Гайдн, чтобы заполучить его новые работы. С этим визитом связана одна история, объясняющая, почему Струнный квартет фа минор, соч. 55 № 2, назвали "Бритвенным". С трудом бреясь тупой бритвой, Гайдн, по легенде, воскликнул: "Я бы отдал за хорошую бритву свой лучший квартет". Услышав это, Бленд немедленно протянул ему свой комплект английских стальных бритв. Верный своему слову, Гайдн подарил издателю рукопись.

8. Гайдн и Моцарт впервые встретились в Вене в 1781 году. Между двумя композиторами возникла очень близкая дружба, без тени зависти или намека на соперничество. Огромное уважение, с которым каждый из них относился к работе другого, способствовало взаимопониманию. Моцарт показывал старшему другу свои новые произведения и безоговорочно принимал любую критику. Он не был учеником Гайдна, но ценил его мнение выше мнения любого другого музыканта, даже своего отца. Они очень различались по возрасту и темпераменту, но, несмотря на различия характеров, друзья никогда не ссорились.


9. До знакомства с операми Моцарта Гайдн более или менее регулярно писал для сцены. Он гордился своими операми, но, почувствовав превосходство Моцарта в этом музыкальном жанре и при этом нисколько не ревнуя к другу, он потерял к ним интерес. Осенью 1787 года Гайдн получил из Праги заказ на новую оперу. Ответом было следующее письмо, из которого видна сила привязанности композитора к Моцарту и то, насколько Гайдн был чужд стремления к личной выгоде: "Вы просите меня написать для Вас opera buffa. Если Вы собираетесь поставить ее в Праге, я вынужден отклонить Ваше предложение, так как все мои оперы настолько тесно привязаны к Эстерхазе, что вне ее должным образом исполнить их нельзя. Все было бы по-другому, если бы я мог написать специально для Пражского театра совершенно новое произведение. Но даже и в этом случае мне трудно было бы тягаться с таким человеком, как Моцарт".

10. Существует история, объясняющая почему Симфонию №102 си-бемоль мажор называют "Чудо". На премьере этой симфонии, как только умолкли ее последние звуки, все зрители устремились в переднюю часть зала, чтобы высказать свое восхищение композитору. В этот момент с потолка сорвалась огромная люстра и упала как раз на то место, где совсем недавно сидела публика. То, что никто не пострадал, было чудом.

Томас Харди, 1791-1792

11. Принц Уэльский (позже король Георг IV) заказал Джону Хоппнеру портрет Гайдна. Когда композитор сел на стул, чтобы позировать художнику, лицо его, всегда жизнерадостное и веселое, стало против обыкновения серьезным. Желая вернуть присущую Гайдну улыбку, художник специально нанял горничную-немку, чтобы та, пока пишется портрет, развлекала именитого гостя разговором. В результате на картине (сейчас хранится в коллекции Букингемского дворца) у Гайдна не такое напряженное выражение лица.

Джон Хоппнер, 1791

12. Гайдн никогда не считал себя красивым, напротив, он думал, что природа обделила его внешне, но при этом композитор никогда не был обделен вниманием дам. Его жизнерадостный характер и тонкая лесть обеспечивали ему их благосклонность. Он был в очень хороших отношениях со многими из них, но с одной, миссис Ребеккой Шрётер, вдовой музыканта Иоганна Самуэля Шрётера, был особенно близок. Гайдн даже признался Альберту Кристофу Дису, что если бы был в то время холост, то женился бы на ней. Ребекка Шрётер не раз посылала композитору пламенные любовные послания, которые тот тщательно переписывал в дневник. При этом он поддерживал переписку с двумя другими женщинами, к которым тоже испытывал сильные чувства: с Луиджией Польцелли, певицей из Эстерхазы, которая в то время жила в Италии, и Марианной фон Генцингер.


13. Однажды друг композитора, знаменитый хирург Джон Хёнтер, предложил Гайдну удалить полипы в носу, от которых музыкант страдал большую часть своей жизни. Когда больной прибыл в операционную и увидел четырех дюжих санитаров, которые должны были держать его во время операции, он перепугался и в ужасе начал кричать и вырываться, так что все попытки прооперировать его пришлось оставить.

14. К началу 1809 года Гайдн был уже почти инвалидом. Последние дни его жизни были неспокойными: войска Наполеона в начале мая захватили Вену. Во время бомбардировки французов ядро снаряда упало недалеко от дома Гайдна, все здание затряслось, и среди слуг поднялась паника. Должно быть, больной очень страдал от грохота канонады, которая не прекращалась более суток. Но тем не менее у него все еще хватало сил успокаивать своих слуг: "Не волнуйтесь, пока папа Гайдн тут, с вами ничего не случится". Когда Вена капитулировала, Наполеон приказал, чтобы возле дома Гайдна выставили часового, который следил бы, чтобы умирающего больше не тревожили. Говорят, что почти каждый день, несмотря на слабость, Гайдн играл на пианино австрийский национальный гимн - как акт протеста против захватчиков.

15. Ранним утром 31 мая Гайдн впал в кому и тихо покинул этот мир. В городе, где хозяйничали вражеские солдаты, прошло много дней, прежде чем люди узнали о смерти Гайдна, так что его похороны прошли почти незамеченными. 15 июня в честь композитора устроили заупокойную службу, на которой исполнили "Реквием" Моцарта. На службе присутствовало много высших чинов французского офицерства. Сначала Гайдна похоронили на кладбище в Вене, но в 1820 году его останки перевезли в Эйзенштадт. Когда вскрыли могилу, обнаружилось, что череп композитора отсутствует. Оказывается, два друга Гайдна подкупили могильщика на похоронах, чтобы взять голову композитора. С 1895 по 1954 год череп находился в музее Общества любителей музыки в Вене. Затем в 1954 году он, наконец, был погребен вместе с остальными останками в саду Бергкирхе - городской церкви Эйзенштадта.

Загрузка...