NewsChannel1 - Строительный портал

Как решают проблему демографии в китае. Особенности демографической политики китая. Изменение политики ограничения

ситуация, сложившаяся в народонаселении КНР. В 1850 г. численность населения Китая составляла 430 млн. человек, а в 1949 г. население страны исчислялось 540 млн. человек. Со времени образования КНР в 1949 г. в стране были проведены пять всекитайских переписей населения. Первая из них (1953 г.) показала, что оно уже выросло до 583 млн. человек, вторая (1964 г.), что оно увеличилось до 695 млн. человек. Согласно третьей переписи, проведенной в 1982 г., население Китая составило 1008 млн. человек. Четвертая перепись в июле 1990 г. дала уже результат 1134 млн. человек, а пятая перепись населения в ноябре 2000 г. – 1261 млн. человек. Это означает, что за полвека существования КНР население страны увеличилось почти в 2,4 раза. Ныне на Китай приходится 21,2% всех жителей нашей планеты. Или иначе: из каждых 4,4 «статистических человека» на Земле один – китаец. Население Китая возрастало бы еще быстрее, если бы не государственная демографическая политика, направленная на «погашение» высокой рождаемости. В первые годы после образования КНР такая политика еще отсутствовала, поскольку увеличение численности населения тогда рассматривалось как один из источников роста благосостояния страны. Однако уже во второй половине 1950-х гг. в результате заметного снижения показателя смертности при сохранении высокой рождаемости стали возникать все большие трудности в обеспечении быстро растущего населения жизненными ресурсами, основными видами продовольствия и предметами народного потребления. Меры демографической политики, которая была законодательно утверждена конституцией 1978 г. и законом о планировании семьи 1980 г., сначала заключались в ведении массовой пропаганды, распространении средств ограничения рождаемости, официальном разрешении абортов и стерилизации и др. Затем они были дополнены гораздо более жесткими административными, экономическими и правовыми уложениями. Так, был повышен возраст вступления в брак (для женщин до 20 и для мужчин до 22 лет), установлены разного рода поощрительные льготы и, наоборот, меры «наказания». Главная цель демографической политики в Китае – переход от многодетной к однодетной или, по крайней мере, двухдетной семье. Поэтому ее проводят под девизами: «Один ребенок в семье», «Одна супружеская пара – один ребенок», «Народ без братьев и сестер». Имеет место стимулирование более поздних браков, промежутков между двумя деторождениями не менее трех-четырех лет – с тем, чтобы каждая супружеская пара имела не более двух детей. По мере осуществления демографической политики была разработана сложная система как поощрительных, так и запретительных мер, направленных на снижение уровней рождаемости и естественного прироста населения. Те супружеские пары, которые принимают обязательство ограничиться одним ребенком, получают специальное удостоверение членов однодетной семьи. Оно дает право на очень многие льготы – надбавки к зарплате, выплату ежемесячных пособий, бесплатное медицинское обслуживание, преимущества при устройстве ребенка в ясли и детский сад, при поступлении в вуз и даже на работу и при начислении пенсии. Двухдетная семья не только лишается всех этих льгот, но обязана также заплатить довольно большой штраф; помимо этого, родителей могут понизить в должности. А для семей с большим количеством детей установлена еще шкала прогрессивно растущих вычетов из зарплаты. В целом демографическая политика в Китае оказалась весьма эффективной. Достаточно сказать, что за время с 1950 по 2000 г. коэффициент рождаемости в стране снизился более чем в два раза, а коэффициент естественного прироста – в два раза. В результате Китай фактически перешел от второго типа воспроизводства населения к первому, вступив в третью фазу демографического перехода. Эта фаза характеризуется сравнительно низкой рождаемостью и низкой смертностью, что приводит к относительно небольшому приросту населения. В Китае он составлял: в 1950-х гг. – 2,18%, в 1960-х – 1,84%, в 1990-х – 1,1% (или 11%, т. е. 11 человек на 1000 жителей). В начале ХХ1 в. он снизился до 1% и менее. Соответственно снижался и показатель количества детей, рожденных в среднем одной женщиной – с 6,2 ребенка в 1950 г. до 1,8 ребенка в 2000 г. Средний размер семьи также уменьшился до 3,5 человека. Нельзя не учитывать и того, что даже при относительном приросте в 1% ежегодный абсолютный прирост населения в Китае до недавнего времени составлял 13 млн. человек. Это означает, что он превосходил все население таких стран, как Белоруссия, Бельгия, Венгрия, Греция, Португалия или Чехия. Демографическая проблема в Китае неизбежно порождает сложные социально-экономические проблемы. Во-первых, это проблема половой структуры населения. На протяжении всей истории Китая численность мужчин в этой стране была намного больше численности женщин, что являлось следствием укоренившихся предрассудков и традиционно неравноправного положения женщин в семье и обществе по сравнению с мужчинами. Хотя за годы народной власти доля женщин в населении страны немного выросла. Их по-прежнему примерно на 35 – 37 млн. меньше, чем мужчин. В результате на 100 женщин в среднем приходится 105,9 мужчины. В результате такого нарушения нормальной пропорции между полами в стране отмечается своего рода «дефицит невест», а численность неженатых мужчин измеряется десятками миллионов. Таким образом, фактическое социальное неравенство мужчин и женщин, несмотря на провозглашение их юридического равноправия, еще сохраняется. Во-вторых, это проблема возрастной структуры населения. Раньше для Китая, как и для других развивающихся стран, была характерна большая доля лиц детских возрастов (в 1950 г. 34%) и незначительная – старших возрастов (6l%). Но вследствие резкого сокращения рождаемости, да еще при заметном увеличении средней продолжительности жизни, эта пропорция претерпела большие изменения. К 2000 г. доля лиц детских возрастов сократилась до 25%, а лиц старше 60 лет увеличилась до 10%, т. е. примерно до 130 млн. человек. Постарение населения усложняет задачи организации социального обеспечения и медицинского обслуживания пенсионеров. И еще больше усложнит их в будущем – ведь, согласно китайским прогнозам, в 2025 г. численность пожилых граждан в стране может достигнуть 300 млн. Это значит, что в одном Китае их будет столько же, сколько во всех развитых странах мира. В-третьих, это проблема занятости. Китай обладает самыми большими в мире трудовыми ресурсами. Лишь в 80 – 90-е гг. ХХ в. на производство пришло почти 300 млн. человек. Доля занятого населения в общей численности людей старше 16 лет теперь составляет 77%. Даже при очень больших успехах в экономике обеспечить работой такое огромное количество трудоспособных людей очень не просто. Поэтому безработица в последние годы, по официальным данным, держится на уровне 5-6 млн. человек, а в действительности она значительно больше. В-четвертых, это проблема обеспечения продовольствием и предметами длительного пользования. Долгое время в Китае существовала система распределения их по карточкам, которые отоваривались по месту жительства. Постепенно она была отменена, а продовольственное и материальное снабжение; значительно улучшилось. Однако показатели душевого потребления остаются еще намного более низкими, чем в экономически развитых странах. В-пятых, это проблема образования. В 50 – 80-х гг. ХХ в. доля неграмотных в Китае уменьшилась в пять раз. Особенно заметно удалось повысить уровень образования среди городского населения. В результате на смену неграмотным и малограмотным работникам на предприятия стали приходить люди, имеющие уровень образования как минимум в средней школы первой ступени. Тем не менее и на рубеже ХХ и ХХI вв. в стране насчитывалось более 200 млн. неграмотных. Среди работающих их доля составляла 11%, а получивших образование лишь в объеме школы – 33%. В целом в КНР пока только 25% населения имеют среднее образование и лишь 1% – высшее. Недостаточный уровень грамотности отрицательно сказывается на общем развитии страны. Он затрудняет и осуществление демографической политики, в особенности в сельской местности. В-шестых, это проблема увеличения нагрузки на окружающую среду, что в первую очередь относится к невозобновляемым и частично возобновляемым природным ресурсам. Например, за годы народной власти пахотных земель в КНР не только не возросла, но в силу некоторых причин даже сократилась на 15 млн. га. В результате уменьшилась обеспеченность пашней из расчета на душу населения: с 0,18 га в 1953 г. до 0,075 га в 2000 г. - один из самых низких показателей.

Ее жителей. В итоге может получиться так, что страна может состариться значительно раньше, чем разбогатеет. Такой рост среднего возраста населения страны означает, что происходит сокращение ее трудоспособного населения. Это в результате способно отразиться и на росте экономики страны. Из опубликованных официальных итогов переписи становится понятно, что население Китая растет, но в последние 10 лет темпы его роста снизились в два раза.

Китай по-прежнему является сейчас его население составляет 1,34 миллиарда человек. Однако в последнее десятилетие здесь выросло число пенсионеров и резко сократилось количество детей. Такое соотношение получилось в результате того, что политика Китая в области демографии была направлена на сокращение численности населения страны. В стране для семейных пар, которые планируют завести более одного ребенка, предусмотрены высокие штрафы, если это то за такое их могут просто уволить с работы. За тридцать лет действия государственной программы были даже случаи, когда применялась принудительная стерилизация и принудительные аборты.

Эти драконовские меры государства привели к тому, что население Китая стало расти меньше, угроза перенаселения стала отступать, однако на первый план вышла проблема старения. Та же самая перепись выявила, что процент людей в 2000 году в возрасте старше 60 лет был 10,4% населения, а сейчас достиг уже 13,3%. При таких действующих процессах в дальнейшем будет стремительно сокращаться процент работоспособного населения, а это значит, что преимущество обладания дешевой рабочей силой, которое обеспечило Китаю стремительный экономический рост, будет сходить на нет.

Есть еще один фактор, оказывающий отрицательное влияние на население Китая - традиционно в китайских семьях отдают предпочтение мальчикам, поэтому сейчас в стране на каждую сотню женщин приходится 120 мужчин. Такой перекос способен уже к 2020 году привести к тому, что количество китайских холостяков, лишенных всякой надежды завести собственную семью, достигнет в стране уровня 24 миллиона человек. Городское население Китая пока достигает только 36,22% всего населения страны. Пока еще сохраняется низкий уровень урбанизации и избыток на селе. В конце 20 столетия процент городского населения в стране составлял ежегодно в среднем 0,91%. Предполагается, что такие же темпы будут сохраняться и в начале нашего столетия.

Расширяются и укрепляются, стремительно растут ввысь небоскребы Шанхая и многих других городов-миллионников. По прогнозам, к 2030 году население китайских городов должно возрасти до 884 миллионов человек. Это уже составит 59,1% населения страны и тогда достигнет общемирового уровня. В предыдущем поколении китайцев 8 из 10 пар женились по одобрению и выбору своих родителей или профессиональных союзов. Однако сегодня молодые китайцы, особенно проживающие в городах, довольно рано приобретают первый сексуальный опыт. Они живут в гражданском браке без смущения и могут поменять не одного партнера до регистрации отношений. Причем внебрачные связи получили уже такое распространение, что на государственном уровне всерьез обсуждается вопрос оформления их юридической незаконности.

Одновременно опубликована информация о демографической ситуации в другой густонаселенной стране мира - Индии. Эта страна может в ближайшие 20 лет опередить Китай по численности населения, при этом проблемы старения населения в Индии не наблюдается и число работоспособных людей в ней постоянно растет.

Китайская Народная Республика — самая многонаселенная страна в Азии и на земном шаре. После образования КНР в стране стал налаживаться повсеместный учет населения, и в 1953 году была проведена первая общегосударственная перепись, результаты которой показали численность населения — 582,6 млн. человек (без Тайваня). Вторая перепись населения КНР состоялась в 1964 году, численность населения на эту дату составило 698,6 млн. человек. Летом 1982 года проводилась третья общенациональная перепись населения; численность составила 1008,2 миллионов человек, т.е. впервые превысила 1 миллиард человек. Данные переписи 1990 года показали, что население 29 провинций и автономных районов Китая составило 1,160 млрд, человек. Население КНР за 1949-1990 год выросло на 618 миллионов, с 542 до 1160 млн. человек, средний абсолютный прирост составлял около 15 млн. человек. Такой «демографический взрыв» обусловлен рядом факторов.

В силу вековых традиций китайские семьи обычно были многодетными и считались счастливыми, если в семье рождались сыновья, ибо, женившись, они приводили в дом своих жен — дополнительные рабочие руки. Сыновья — что было весьма важно — обеспечивали родителям спокойную старость. «Имеешь дом — не бойся стужи, имеешь сына — не бойся нужды», — говорили в старину. Дочь же, уходившая к мужу, не могла оставаться опорой родителям.

Росту численности населения в КНР, безусловно, способствовали ликвидация голода, определенное повышение материального благосостояния, улучшение системы здравоохранения, ликвидация различного рода инфекционных заболеваний уже в первые годы народной власти, что привело к сокращению детской смертности, увеличению продолжительности жизни.

Немаловажную роль в быстром росте населения сыграла демографическая политика, проводившаяся государством в течение первых десяти лет. Утверждалось, что каждый человек, достигший трудоспособного возраста, — это прежде всего рабочие руки, и поэтому в ходу был лозунг: «Чем больше рабочих рук, тем больше объем производства, тем больше накопления». При этом, однако, не учитывались относительная ограниченность плодородных земель, источников энергии в стране, ее общая экономическая отсталость. В первых государственных планах обращали внимание лишь на производственные показатели в целом, но почти не принимали в расчет темпы роста населения. Считалось, что большое население представляет собой огромный потенциал трудовых ресурсов, который создает благоприятные предпосылки для ускорения социально-экономического развития в условиях развернувшегося строительства основ социалистического общества.

Лишь в середине 60-х годов была осознана ошибочность официальной политики в области народонаселения, стали приниматься меры, направленные на снижение уровня рождаемости. Однако проведение мероприятий, ставивших своей целью контроль над рождаемостью, не было систематическим, повсеместным и глубоко продуманным. Годы же «культурной революции» практически свели к нулю и те небольшие успехи, которые были достигнуты в ходе осуществления этих мероприятий. Была дезорганизована деятельность государственных учреждений и общественных организаций, занимающихся «планированием семьи».

В 70-е годы китайское руководство оказалось вынужденным пойти на принятие строгих экономических и социальных мер, регламентирующих рождаемость.

Всем органам власти на местах было указано проводить в жизнь лозунг: «Одна семья — один ребенок». Плановый рост населения объявили одной из важнейших задач, стоящих перед государством. При ее решении предусматривается взять под строгий контроль быстрый и чрезмерный его прирост с тем, чтобы к 2000 году его численность не превышала 1200 миллионов человек. По мнению китайских демографов, если этого не добиться, то достигнутые в экономической области результаты будут сводиться на нет.

С целью обуздания чрезмерной рождаемостью разработана система мер наказания «нарушителей» принципа «одна семья — один ребенок». На них накладывают штрафы, производят вычеты из зарплаты. Они в последнюю очередь получают жилье, их детей (второго, третьего ребенка) не берут в детские сады, иногда не к обучению в школе, не будут принимать в высшие учебные заведения. Родители, нарушившие указанный принцип, рискуют даже потерять работу.

Напротив, для супружеских пар, соблюдающих установку «одна семья — один ребенок», предусмотрены различные льготы. Они получают надбавку к заработной плате до достижения ребенком 14 лет, пятипроцентную надбавку к пенсии. У них право на первоочередное получение жилья, устройство ребенка в детский сад. Политика сокращения рождаемости поощряет аборты, а также стерилизацию как женщин, так и мужчин.

Девиз «одна семья — один ребенок» воплощает собой политику не только жесткую, но подчас и жестокую. Ее осуществлением занимается министерство по делам планирования семьи, которое в Китае называют одним из силовых министерств. Оно располагает штатом в несколько сот тысяч человек и имеет представителей во всех административных единицах, вплоть до волостей. Министерство содержит свой научно-исследовательский центр и сорок предприятий по производству противозачаточных средств. Их бесплатно получают более 200 млн. супружеских пар. Оно также имеет клиники и медпункты, где можно бесплатно сделать аборт (которым нынче в Китае кончается каждая четвертая беременность). Ежегодно соглашаются на стерилизацию более 20 млн. мужчин, уже имеющих одного или двух детей (это составляет почти половину подобных операций в мире).

В то же время среди населения остается различное отношение к государственной политике планирования семьи. Большая его часть правильно понимает демографические установки правительства. Однако исследование современной демографической ситуации в КНР и репродуктивного поведения китайского населения показывает, что в настоящих условиях население еще не готово к восприятию и реализации установок на однодетную семью. Осуществление этой политики сталкивается с большими трудностями, особенно в сельской местности, где население ориентируется не менее, чем на двухдетную семью. Такой ориентации способствуют и традиционные убеждения в необходимости отдавать предпочтение сыновьям, боязнь не иметь поддержки в старости. Следствие этого — участившиеся в последнее время явления инфантицида (убийство новорожденных девочек). По материалам выборочного обследования крестьянских семей в провинции Хубэй иметь одного ребенка желают лишь 5% семей, 2-х детей — 51%, 3-х и более — 44%. Кроме того, можно нередко слышать, что иметь одного ребенка в семье ненормально с психологической точки зрения, поскольку родители всегда обеспокоены возможностью того, что с их ребенком может произойти какой-нибудь несчастный случай.

В целом в стране превышаются установленные государством нормы рождаемости. В ряде семей имеется двое, а то и трое детей. Люди предпочитают отделываться штрафом за рождение ребенка «сверх нормы». В народе говорят, что они «покупают» себе детей. Когда таких супругов спрашивают, почему они не желают соблюдать установленный «лимит», они обычно отвечают: «Если рождаются девочки, мы готовы потратить несколько тысяч юаней, чтобы иметь мальчика. Деньги можно легко заработать, а сына получить нелегко».

Проблемы народонаселения накладывают отпечаток на разнообразные стороны жизни китайского общества — экологическую и продовольственную ситуации, особенности занятости и роста производительных сил в целом, характер производственных отношений.

Проблемы, связанные с ростом количества населения

Обострение проблемы занятости

С 50-х годов в Китае наблюдались два всплеска рождаемости. Первый происходил с 1954 г. по 1957 г. Тогда количество новорожденных ежегодно превышало 20 млн. Второй — с 1962 г. по 1975 г. Данные третьей переписи населения Китая показывают, что ив 1981 г. после 10 лет применения планового деторождения количество новорожденных за год составляло 20,7 млн. человек. При очень низкой смертности населения в возрасте от 0 до 14 лет — с конца 70-х годов до 1996 г. — в Китае ежегодно более 20 млн. человек входило в трудоспособный возраст.

В итоге здесь уже в 1990 г. численность трудовых ресурсов составила 754,5 млн. человек, 65,6% от всего населения; среди них социально занятые — около 614 млн. человек. В 1996 г. количество лиц трудоспособного возраста возросло до 850 млн. чел и к концу прошлого века превысило 900 млн. человек. По абсолютной численности экономически активного населения КНР находиться на первом месте. Населению трудоспособного возраста в Китае присущи следующие особенности: масштабность; быстрый рост; значительная доля в общей численности населения; длительный период продолжающегося увеличения.

Большое количество трудоспособных имеет положительную сторону только при соответствии численности трудящихся уровню социально-экономического развития страны и при условии, что общество имеет достаточно средств, ресурсов и оборудования для обеспечения трудоустройства. В Китае же, где этих условий еще нет, оно является обузой, «бомбой» для общества. Здесь на рынке труда предложение постоянно превышает спрос. Очевидно, перед Китаем еще довольно длительный период будет стоять проблема трудоустройства. Ее «давление» будет обострять противоречие между «равенством» и «эффективностью», мешать реформам в общественной экономике.

Вопрос социального равенства является очень важным и чувствительным. Малейшая неосмотрительность при решении этого вопроса может вызвать беспорядки в обществе. С другой стороны, если Китай хочет построить систему рыночной экономики, нужно использовать механизм конкуренции и экономической эффективности. Необходимо создание единого рынка рабочей силы, чтобы осуществить достаточное освоение, правильное и эффективное распределение трудовых ресурсов. Но в условиях, когда рыночная экономика только развивается, не происходит пока оздоровления систем рынка рабочей силы и социального обеспечения. Поэтому на пути осуществления вышеназванных целей еще существуют большие преграды.

Давление со стороны проблемы трудоустройства в основном вызвано избытком рабочей силы в деревне. Решение вопроса, связанного с излишней рабочей силой в сельской местности, уже стало важнейшим фактором, определяющим успех реформ в деревне. Это привело к выбору: либо пустить крестьян в города, что вновь приведет к проблемам, либо ограничить сюда их переселение и, в конечном счете, ограничить развитие деревни.

Проблемы образования населения

Немало проблем, существующих в Китае, в значительной мере вызвано низким уровнем образования.

В первые годы народной власти достигнуты большие успехи в области образования. Была близка к полной ликвидации неграмотность. Большое развитие получила общеобразовательная и высшая школа. Однако политика «большого скачка», «культурная революция» отрицательно сказались на образовании. Хотя в последнее время многое исправлено, положение остается тяжелым. По данным статистики, 23,5% жителей страны неграмотны и полуграмотны. К 1982 г., через 32 года после создания КНР, количество населения увеличилось на 566 млн., и только 325,2 млн. человек получили образование: 157,1 млн. — на уровне начальной школы, 52,5 млн. — второй ступени средней школы, 5,8 млн. — на уровне техникума, 3,18 млн. — высшее. По данным четвертой переписи населения Китая, на 1 июля 1990 года население в возрасте старше 12 лет в среднем имело образование на уровне 5,5 лет обучения. Неграмотных и полуграмотных в возрасте 15 лет и старше было 182 млн. человек, из которых подавляющее большинство проживало в сельской местности. Число неграмотных женщин составляет 70% общего числа неграмотных. 350 млн. человек имели начальное образование, что составляло 47% от общей численности населения страны. 170 млн. получили среднее образование. Доля лиц, имеющих высшее образование, составила только 0,6%, студентов вузов — 0,12% от всего населения. Это значит, что процент лиц, поступающих из начальной школы в среднюю невысок, а из средней школы в вуз еще ниже.

Нынешнее отставание в образовании, несомненно, будет влиять на дальнейшее развитие экономики и общества в целом. По данным зарубежных исследований, половина национального дохода США является результатом повышения образования рабочей силы. Согласно исследованиям, проведенным в Японии, степень образования работников влияет на техническое преобразование: если уровень образования рабочих поднимается на один класс, то уровень техники — на 6%. Обычно, чем ниже уровень образования, тем меньше национальный доход страны.

Таким образом, низкий образовательный уровень населения является важным фактором, отрицательно влияющим на социально-экономическое развитие Китая. Быстрый рост численности населения помешал накоплению материальных средств и вложению капитала в образование. В 1965 г. в Китае расходы на одного учащегося начальной школы составляли 19,96 юаней в год, на одного учащегося средней школы — 88,89 юаней. К 1978 г. из-за увеличения численности населения ежегодные расходы уменьшились соответственно до 12,61 и 37,57 юаней.

Обострение продовольственной проблемы

В связи с обострением демографической проблемы ухудшается обеспечение населения продовольствием и товарами широкого потребления. После создания КНР уже за короткий период времени она вошла в число стран-лидеров по производству основных сельскохозяйственных продуктов. На сегодняшний день по количеству производимого зерна, мяса, рапса Китай уже занимает первое место в мире. Объем производства зерна в Китае с 113,2 млн. тонн в 1949 г. возрос до 394 млн. тонн в 1988 г., т.е. в 2,5 раза. Производство зерна с одного гектара за этот период также увеличилось в 2,5 раза. Это огромные темпы развития. Объем же производства основных сельскохозяйственных продуктов на одного человека увеличился незначительно. Это зависит от численности жителей страны.

Из-за невысокого объема производства на душу населения основная часть зерна идет на питание людей. И это создает сложности для скотоводства. Объем производства свинины, говядины и баранины на 22,4% меньше среднемирового уровня. Производство куриных яиц на 17,2% ниже, чем среднемировой уровень. Объем производства продуктов водного промысла на 60,5% ниже среднемирового уровня. В дальнейшем будет трудно сохранить даже такой низкий уровень, потому что количество населения страны стабильно увеличивается примерно на 15 млн. человек в год, а вместе с этим увеличивается и потребность в зерне. При небольшой площади непаханых земель, которые еще возможно обрабатывать, решение вопроса о зерне начинает все больше зависеть от увеличения объемов производства с единицы площади. Но потенциально возможное увеличение объемов производства с единицы площади не беспредельно.

Сегодня на Китай приходится более 20% всего населения земного шара. Однако на его территории всего около 7% мировых пахотных земель. Положение усугубляется еще и тем, что в последние годы общий объем производства зерна в стране не растет и в течение ряда последних лет не превышает 500 млн. тонн, а население продолжает увеличиваться с каждым годом. На «едока» приходиться 370 килограммов зерна в год. Между тем еще несколько лет назад этот показатель равнялся 400 килограммам. Более того, обрабатываемые площади ежегодно сокращаются на 300-400 тысяч гектаров.

Полвека назад, когда была провозглашена КНР, в стране насчитывалось 600 млн. жителей. Ныне их стало вдвое больше. А посевные площади сократились со 130 до 110 млн. гектаров. Их теперь приходится менее, чем по десять соток на человека. Причины этого заключаются в следующем.

Во-первых, все больше земель отводиться под строительство. Рост населения обязательно ведет к увеличению количества домов. Тем более, что дом — это важнейшее имущество и капиталовложение крестьян Китая. По данным 1985 г., общая площадь крестьянских домов по всей стране занимала 0,97 млн. га, что уменьшило пахотные земли на 5,6%. В южных провинциях страны с 1978 по 1980 года свыше 2/5 земли было выведено из пахотной площади и пошло под строительство. В провинции Гуандун, например, за 10 лет площадь пахотной земли уменьшилась на 266800 га, и сейчас на одного человека здесь приходится 0,04 га. Согласно предварительным расчетам, ежегодная площадь, занятая под строительство, в следующее десятилетие составит около 6670 га. Кроме строительства, в стране значительные площади отводятся под кладбища, которые занимают свыше 66700 га.

Во-вторых, наблюдается перевод пахотной земли под луга и леса, что также является одним из важных факторов, влияющих на уменьшение ее площади. В 1985 г. по всей стране 933800 га пахотной земли были отведены под леса и луга; в 1987 г. — 366183 га; в 1989 г. — 233249,9 га. В-третьих, позабывшие о голоде крестьяне сокращают посевы зерновых ради более доходных культур. Богатые приморские провинции, являвшиеся житницей страны, стали ввозить зерно из внутренних районов. Наконец, в-четвертых, от трети до половины посевных площадей в Китае периодически страдают от засух, наводнений и других стихийных бедствий.

Из-за того, что в Китае почти не осталось непахотных земель для освоения, уменьшение площади пахотной земли будет чистой потерей, которая не будет восстановлена никогда.

Проблема «старения» населения

Политика контроля над ростом населения, в частности политика «планирования семьи», вызвала еще одно явление в демографии КНР: происходят изменения в возрастной структуре. Увеличивается доля взрослого и трудоспособного населения. Резкое «постарение» населения ожидается в предстоящие 40 лет. В конце 1996 года в Китае было около 130 млн. человек в возрасте 60 лет и старше — примерно 10% от общей численности населения. Согласно оценке ООН, если количество людей в возрасте 60 лет и старше составляет свыше 10% от общей численности населения, то данная страна является «страной с пожилым населением». Таким образом, Китай входит в число подобных стран. В течение следующих 40 лет количество пожилых китайцев будет увеличиваться ежегодно более чем на 3%,. К 2025году оно составит свыше 300 млн. человек, или более 20% от общей численности населения. В 2035 году доля пожилых людей поднимется до 27%, т.е. каждый четвертый человек в стране будет пожилым.

Вместе с увеличением доли пожилых людей в общей численности населения увеличивается и коэффициент их иждивенческой нагрузки, что означает и увеличение экономической нагрузки. В 1988 году количество пенсионеров составляло 18 млн. Человек (14% от численности работающих), а расходы на пенсии — 18 млрд, юаней. В 2000 году пенсионеров стало 40 млн., или 17% от численности работающих. Таким образом, расходы на них возросли до 50 млрд, юаней. В промышленно развитых городах старение население уже сегодня является серьезной проблемой. Например, в Шанхае в конце 1986 года количество пенсионеров превышало 1,38 млн., что составляло около 28,3% от работающих горожан. Сумма пенсий составляла 20% от общего фонда заработной платы.

Государство много делает, чтобы обеспечить спокойную и безбедную старость граждан КНР. Почти во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения создана сеть домов престарелых. Китайские власти, особенно на местах, стремятся, заботясь о пенсионерах, не изолировать их от общества. Прежде всего они вовлекают их в различные формы общественно­полезной деятельности. Для них создан ряд предприятий «с облегченным способом производства», также они принимают участие в поддержании общественного порядка, воспитании подрастающего поколения, помогают советом и консультациями на местах своей прежней работы.

Старение населения повлияет на распределение и перераспределение национального дохода, на экономическую систему и ее развитие в целом. В 1984 году китайские пенсионеры в среднем получали пенсию в сумме 769 юаней ежемесячно. Эти расходы в 5 раз больше, чем расходы на детей в городах Китая. Также изменяются пропорции между расходованием и накоплением капитала.

В Китае в основном традиционная структура семьи. На сегодняшний день только 4% лиц в возрасте 60 лет и старше живут отдельно. Но со старением населения семейная структура измениться: увеличится количество отдельных семей пожилых людей и семей типа 4:2:1, где 4 — люди пожилых возрастов, 2 — трудоспособное население, 1 — несовершеннолетние. Так политика «одна семья — один ребенок; породила своего рода демографический капкан. Создалась ситуация, когда максимальное социальное бремя должно лечь на поколение, минимально для этого подготовленное. На «маленьких императоров», как окрестили китайцы эгоистичное племя своих единственных сыновей и единственных дочерей, которые выросли без братьев и сестер, не привыкли ни с кем делиться и еще меньше — чем-либо жертвовать.

Обострение кризиса, связанного с миграцией и урбанизацией

В последнее время в демографической области возникла еще одна сложная проблема, которая вызывает серьезное беспокойство. Это огромная масса мигрирующего населения. Как считают в Китае, ее возникновение связано с осуществлением в деревне аграрной реформы. Переход на систему семейной подрядной ответственности высвободил значительное количество крестьян. Большинство бывших земледельцев устроилось на местные волостные не поселковые предприятия, сеть которых быстро развивается в сельских районах, часть же двинулась в города в поисках работы на стройплощадках, промышленных предприятиях, в сфере обслуживания. Наплыв мигрантов оборачивается большими хлопотами для городских властей: усугубляется и без того напряженное положение на общественном транспорте, в здравоохранении.

Мобильное и поэтому трудно поддающееся контролю мигрирующее население затрудняет реализацию демографической установки «одна семья — семья, один ребенок». Обследование, проведенное в ряде городов, показало, что 70% женщин из числа приезжих «не следует государственной политике «планирования семьи», имея по двое и более детей. Местные власти принимают меры, чтобы контролировать положение. В ряде провинций муниципалитеты требуют, чтобы перебирающиеся в города местные крестьяне предъявляли специальные «сертификаты планирования семьи», удостоверяющие их семейное положение и наличие детей. Без таких документов их не принимают на работу.

Миграция значительно осложняет ускорившийся в последнее время процесс урбанизации в КНР. Проведение хозяйственной реформы привело резкому увеличению числа мигрантов, изменению характера процессов урбанизации в стране. Если за 27 лет, с 1949 по 1976 год, численность городского населения возросла на 106 млн. чел, то за десятилетие реформы (1976-1986 гг.) она увеличилась на 278 млн., с 163 до 441 млн. человек. В последнее время заметно растет число городов-миллионеров и других крупных городов, в которых проживает подавляющее большинство жителей, что характерно для процесса урбанизации в Китае. Почти 79% горожан проживает в городах с населением более 500 тыс. человек, 48% — с населением свыше 1 млн. человек. Доля малых и средних городов с числом жителей 50-100 тыс. человек невелика.

Крупные города все больше сталкиваются с проблемой чрезмерной скученности, нехватки источников энергии и сырья, транспорта, недостатками системы образования, вопросами занятости обеспечения жильем, обострения экологической ситуации. Именно поэтому одним из основных направлений политики в области урбанизации было жесткое ограничение чрезмерного роста крупных городов.

Плотность населения в крупнейших городах КНР достигает 2,1 тыс. человек на 1 кв. км в Пекине, 19,9 тыс. — в Шанхае. Население неравномерно концентрируется и в границах городской территории. При общей площади Пекина 16 тыс. кв. км на 2% его территории сосредоточено 45% жителей.

Такая скученность населения обостряет обеспеченность горожан жильем и коммунальными услугами. В 1989 году на одного городского жителя приходилось 6,6 кв. м жилья, на одного сельского жителя — 17,2 кв. м. В крупных городах обеспеченность жильем гораздо хуже, чем в малых. Качество жилых помещений в городах не отвечает современным требованиям. Зимой дома отапливаются очень плохо (в Пекине имеет центральное отопление 10% жилого фонда). Для обогрева квартир используются печи и небольшие котельные, что усиливает загрязнение воздушного бассейна городов.

Вода в городах плохого качества, ее недостаточно; более 150 городов страны остро страдают от постоянной нехватки воды, ее не хватает как городскому населению, так и промышленным предприятиям. Размеры потребления воды в Пекине в 1949 году составляли 6,5 млн. т, а в 1978 году — 18,9 млн. т.

Рост числа городских жителей на передний план выдвигает и проблему городского транспорта, который в течение многих лет почти не обновлялся; используются в основном старые, изношенные машины. Нагрузки на транспорт огромны — в Пекине перевозится в среднем 10 млн. пассажиров в день. Многие городские жители из-за ужасной скученности и давки в общественном транспорте предпочитают пользоваться велосипедом. В Пекине с 1969 года работает метро.

Слабо контролируемые темпы урбанизации способствуют росту преступности. Удельный вес уголовных правонарушений, совершаемых приезжими в крупных и средних городах КНР, составляет уже около 40%, что вызывает у властей закономерную тревогу. Центральные власти приняли ряд законодательных актов, предусматривающих жесткие ограничения «дальнейшего разбухания городов- гигантов», создание вокруг них населенных пунктов с надлежащей инфраструктурой.

Обострение экологической проблемы

Непрерывный рост населения оказывает огромное давление на окружающую среду. Уже заметны признаки, которые показывают, что сегодняшнее количество жителей КНР приближается к пределу. А в некоторых районах страны даже превышает предел «выносливости» экологической системы. Вместе с увеличением численности людей возрастают и их суммарные потребности. Чтобы уменьшить несоответствие между потребностями человека и их обеспечением окружающей средой требуется новое усиленное освоение природы. Результат предсказуем — широкомасштабное разрушение экологии и серьезное загрязнение окружающей среды.

Среди экологических бедствий эрозия почв является самым серьезным. На сегодняшний день площадь земель Китая, подверженных эрозией почв, составляет 1,6 млн. кв. км или 1/6 общей площади страны. Площадь земель, ежегодно превращающихся в пустыни, составляет около 2100 кв. км. Сокращение лесов, лугов, чрезмерная добыча полезных ископаемых вызвали разрушение экологической системы и стихийные бедствия, которые ежегодно наносят прямой экономический ущерб в размере 40-60 млрд, юаней. Это заметно влияет на экономическое развитие и социальную стабильность в стране.

Загрязненность окружающей среды усиливается с каждым днем. Ее подразделяют на жизненное и производственное загрязнение, а производственное еще разделяется на индустриальное и сельскохозяйственное. Возьмем, к примеру, индустриальное загрязнение. После создания КНР ежегодно рождалось 15-20 млн. человек, увеличивалась численность рабочей силы. Существующие тогда около 400 тыс. предприятий не могли обеспечить работой массы новых граждан, и поэтому в городах и деревнях появилось множество новых предприятий. Их общее количество достигло 1,5 млн. Эти предприятия, имеющие обычно отсталые технологии и оборудование, не в состоянии принять какие-либо меры по охране окружающей среды. В стране 85% промышленной сточной воды и 80% промышленных отходов, а также большинство отработанного газа прямо, без отчистки выпускается в окружающую среду, что создает очень серьезную ситуацию. В 1981 г. отработанные газы содержали 42 млн. тонн разных ядовитых и вредных веществ, сточные воды — 30,3 млрд, тонн подобных веществ. Ежегодное количество различных промышленных отходов составляет около 430 млн. тонн. В целом за все годы после создания КНР количество промышленных отходов составило более 5 млрд, тонн, которые занимают 400 км 2 . Сегодняшняя ситуация в Китае по загрязнению окружающей среды крупными и средними предприятиями еще не получила должной оценки, а загрязнение малыми предприятиями продолжает увеличиваться.

Заключение

По мнению китайский специалистов, быстрый бесконтрольный рост населения сводит и будет сводить практически на нет достижения в экономической области. Страна, по их мнению, должна «взяться за два вида производства» — экономику (в направлении ее неуклонного развития) и демографию (в направлении резкого сокращения темпов роста населения).

Чтобы решить существующие проблемы, китайским властям волей-неволей приходиться идти на жесткий демографический контроль. Это прежде всего совершенствование политики строго планирования рождаемости, поиск действенных путей реализации государственной установки «одна семья — один ребенок».

Вместе с тем государство намерено и впредь принимать строгие меры к нарушителям этой установки. Ряд экспертов предлагают даже увеличить размеры штрафов за «внеплановых» детей. Сторонники более разумного подхода призывают вести широкую, продуманную, комплексную, разъяснительную работу, пропагандировать важность и неотложность плановой рождаемости, воспитывать крестьян, объясняя им политику государства, что бы они, разделяя его озабоченность, ограничивали рост семьи.

Важным фактором, который может либо способствовать успеху в ограничении рождаемости, либо во многом обречь на провал все усилия в этой области, является, по мнению специалистов, улучшение положения женщин, в первую очередь повышение их общеобразовательного уровня.

Важные направления работы — ужесточение контроля над мигрирующим населением, которое представляет собой одну из главных групп «демографического риска», искоренение практики ранних браков и ранних деторождений, особенно распространенной в сельских районах.

Китайские специалисты отмечают необходимость комплексного подхода при решении сложнейшей демографической проблемы, взвешенного анализа и учета экономических, культурных, экологических и других факторов, сказывающихся на уровне рождаемости, настроениях людей. Успех программы в области народонаселения может быть обеспечен только в том случае, если она затрагивает все сферы жизни общества — образование, здравоохранение, обеспеченность жильем, занятость, положение женщин, а также если ее осуществлением занимается не только центральное правительство, но и местные власти, общественные организации, отдельные лица на всех уровнях. Основой для действенного решения проблем народонаселения являются, прежде всего, социально-экономические преобразования.

Демографические проблемы Китая

Еще тысячу лет назад население Китая составляло около ста миллионов человек, и Китай был уже тогда самой многонаселенной страной мира. Численность населения регулировалась в те столетия стихийно: болезни и эпидемии, голод и войны, наводнения, землетрясения и засухи – эти невзгоды регулировали численность населения как в Азии, так и в Европе. Заметный рост населения в Китае стал происходить во второй половине XIX века, и демографы считают, что в 1910 году население Китая возросло до 400 млн человек. На конец 1949 года при образовании КНР население материковой части Китая оценивалось цифрой в 542 млн человек (Китай. Справочник. Пекин, 1994. С. 25). Развитие здравоохранения и борьба с голодом и нищетой – все это увеличило в новом Китае среднюю продолжительность жизни и существенно снизило детскую смертность. В результате численность населения страны стала быстро расти и достигла в 1970 году цифры в 807 млн человек (там же).

В июле 1982 года в КНР прошла перепись населения, и 4 млн счетчиков записывали сведения о каждом жителе. Всего был переписан 1 008 175 тыс. человек. Китай стал первой страной мира, перешагнувшей рубеж в 1 млрд человек (Д. Штемпель. Население мира в 2000 году. M., 1988. С. 125). В период между 1962 и 1982 годами население Китая увеличивалось в среднем за год на 17,4 млн человек. В 1987 году оно выросло всего за год на 22 млн человек и достигло цифры в 1,1 млрд человек. Это вынудило руководство Китая ужесточить политику планирования семьи, которая начала проводиться еще в 1970-е годы. Был принят лозунг: «Одна супружеская пара – один ребенок». В Китае поощряются поздние браки и поздние роды, а планирование рождаемости и семьи возведено здесь в ранг государственной политики. Ставится задача сократить население Китая к концу XXI века до 1,2–1,1 млрд человек.

Как педагог, я хорошо понимаю все недостатки семьи, в которой родители кормят и воспитывают всего одного ребенка. Все эти недостатки налицо и в современном Китае. Однако большая часть жителей страны, и особенно в городах, поддерживают эту политику.

У демографической проблемы в Китае много измерений. Здесь нужно обеспечивать работой или каким-то полезным занятием около 800 млн человек. Здесь нужно создавать адекватную условиям Китая пенсионную систему. Проблема роста производительности труда актуальна и для Китая, но она решается здесь иначе, чем в США или в России. В китайской деревне практикуется в основном малая механизация, а на поточных и конвейерных линиях крупных промышленных предприятий почти нет роботов. По состоянию на 2008 год около половины работоспособного населения страны было занято в сельском хозяйстве, а также в лесном хозяйстве и рыболовстве. 22 % работоспособных граждан страны было занято в обрабатывающей, горнодобывающей и энергетической отраслях и в строительстве. 29 % рабочих мест давала в 2008 году сфера услуг. При образовании КНР сельское население составляло почти 90 % от всего населения страны. В абсолютных цифрах сельское население Китая возросло в 1980 году до 796 млн человек, что составляло 80,6 % всего населения Китая. В китайских городах и в поселках городского типа проживали в 1980 году 191,4 млн человек, или 19,4 % населения Китая. К 1998 году сельское население страны составило 70 % от общего числа жителей Китая. Однако в абсолютных цифрах оно возросло до 868 млн человек. Городское население Китая увеличилось к концу ХХ века до 380 млн человек и составило 30,4 % от общей численности населения страны (Китай на пути модернизации и реформ. 1949–1999. М., 1999. С. 289. Данные Е.Ф. Селивановой).

Приведенные выше цифры ясно показывают масштабы проблем Китая. Городское население страны увеличилось здесь в 1980-1990-е годы в два раза, но возросло и сельское население. К 2010 году сельское население Китая составило около 810 млн человек, или 60 % от всего населения страны. Городское население увеличилось до 530–540 млн человек. Однако быстрый рост городского населения также создает в Китае много проблем, и поэтому Китай не может проводить сколько-нибудь форсированную политику урбанизации. Китайскому руководству приходится поэтому заботиться не только о повышении урожайности и продуктивности земледелия и животноводства, но и о максимальном развитии ремесел и промышленного производства в сельской местности.

Улучшение качества жизни китайского населения сопровождалось здесь существенным сокращением смертности и ростом продолжительности жизни. За период с 2000 по 2010 год население страны возросло примерно на 100 млн человек. Это заметно меньше, чем в любое десятилетие 1950–2000 годов. Но для Китая и такой «умеренный» прирост населения создает немало трудностей. Одна из таких трудностей – это рост числа людей старших возрастов. В 1964 году доля людей старше 65 лет составляла в Китае 3,56 %. В 2000 году она поднялась до 7 %, а в 2006 году превысила 9 % (XVII съезд КПК и проблемы социально-экономического развития КНР на современном этапе. М., 2009. С. 80–81).

Доля населения старших возрастов, как и продолжительность жизни в Китае, меньше, чем в Японии или в странах Западной Европы. Однако и такая доля людей старших возрастов создает немало трудностей для Китая, так как здесь еще слабо развиты разнообразные системы поддержки и обслуживания старых людей.

Проблемы демографии являются предметом многочисленных исследований китайских ученых. Здесь разрабатываются различные стратегии и модели развития китайской нации на ближайшие 100 лет. Почти все специалисты считают «исторически важной» задачей – снизить естественный прирост населения до нулевого уровня и поддерживать численность населения Китая на уровне не выше 1 млрд 250 млн человек.

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. [с иллюстрациями] автора Хаттори Такусиро

Из книги Повседневная жизнь людей Библии автора Шураки Андре

Демографические данные Мы знаем библейского человека, представляем, как он выглядел, продолжительность его жизни, болезни, занятия, будь то земледелец, ремесленник, торговец или раб, священник или пророк. Вот его орудия труда, предметы домашнего обихода, жилища, которые

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАВОЕВАНИЯ Завоевание обернулось для индейского мира потерей примерно трети его состава. Щедрую жатву собирали эпидемии ранее неизвестных заболеваний, с 1519 г. прокатывавшиеся по Америке примерно раз в десять лет. Рабство и непосильный труд,

автора Ливи Баччи Массимо

Демографические потери Четвертая и последняя тема нашего разговора о чуме касается той дани, которую заплатил ей континент своим народонаселением. В течение трех веков чума была самой мощной преградой демографическому развитию Европы, и было бы весьма поучительным

Из книги Демографическая история Европы автора Ливи Баччи Массимо

Демографические системы В первых главах мне пришлось охарактеризовать и показать в действии основные ограничивающие факторы, оказывавшие влияние на демографические процессы при традиционном типе воспроизводства. Земля и пространство, продовольственные ресурсы,

автора Яров Сергей Викторович

1. Демографические и социальные характеристики В 1916–1917 гг. были проведены две переписи: поземельная 1916 г. (она учитывала сельское население и не касалась оккупированных территорий) и поземельная и городская перепись мая-июня 1917 г. Однако точную цифру населения в 1917 г.

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1. Демографические и социальные характеристики Третья демографическая катастрофа в СССР была порождена войной. По недавно уточненным данным, общие потери страны в 1941–1945 гг. составили около 27 млн человек. Невозвратные потери вооруженных сил достигли 11,4 млн человек.

Из книги Подъем Китая автора Медведев Рой Александрович

Экологические проблемы Китая Оптимальные отношения между обществом и природой были нарушены на территории нынешнего Китая еще в древние времена. Когда-то большую часть нынешних китайских земель занимали тропические джунгли. Однако за сотни лет до нашей эры и в первом

Из книги Подъем Китая автора Медведев Рой Александрович

Продовольственные проблемы Китая Голод был частым гостем Китая во все времена. Для многих китайцев недоедание – это привычное состояние на протяжении всей их жизни. Получить две-три чашки риса в день за свою работу – это являлось обычной платой за труд для миллионов

Из книги Подъем Китая автора Медведев Рой Александрович

Энергетические проблемы Китая Непрерывный и быстрый рост экономики Китая, который продолжается вот уже несколько десятилетий, сопровождается и быстрым ростом потребностей Китая в энергетических ресурсах всех видов. Собственных энергоресурсов Китаю не хватает, и

Из книги Подъем Китая автора Медведев Рой Александрович

Проблемы бедности и проблемы коррупции в Китае Китай остается все еще очень бедной страной, и средняя заработная плата рабочих, служащих, инженеров или учителей в Китае примерно в 10 раз ниже, чем в США или в Японии. По доходам на душу населения Китай вышел в 2010 году на

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. автора Хаттори Такусиро

2. Поворот в политике по отношению к новому правительству Китая. Определение основного курса по захвату Китая В ходе войны у Японии все сильнее и сильнее стало проявляться стремление как можно скорее решить китайскую проблему и все внимание направить на войну с Америкой

Из книги Древний Китай. Том 1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.) автора Васильев Леонид Сергеевич

Синология сегодня и завтра: проблемы и перспективы (изучение древнего Китая) Если попытаться подвести некоторые итоги, легко увидеть, что современная синология весьма неравноценна. Есть отрасли, в которых сделано много, даже очень много - переводы и публикации древних

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

Экологические и демографические проблемы Экологические и демографические процессы развивались в УССР в 1965–1985 гг. не так стремительно, как экономические и социально-политические. Но, несмотря на свою иннерционность, они имели не менее серьезные последствия для страны

Из книги Религиозные войны автора Ливе Жорж

1. Демографические последствия. Изучая три главных фактора роста смертности - чуму, войну и голод, - профессор П. Моль отводит большое место (что можно оспаривать) демографическим последствиям войны. Однако, говоря о религиозных войнах во Франции, он не боится

Из книги Путин. Замковый камень российской государственности автора Винников Владимир Юрьевич

Демографические факторы Помимо качественной деградации человеческого потенциала РФ серьезное влияние на внешнеполитические позиции нашей страны оказало и более чем двукратное сокращение демографического потенциала её - с 300 до 145 млн человек.«Русский крест»

По уровню рождаемости, Китай почти сравнялся с развитыми странами. В 1996 году коэффициент суммарной рождаемости женщин в детородном возрасте составил 1,8, тогда как среднемировой – 3,0, в развитых регионах мира – 1,6, в неразвитых (без Китая) – 4,0. Такое положение можно было отметить еще раньше. Фактически цели низкой рождаемости Китай достиг в начале 90-х годов. В 1990 году коэффициент суммарной рождаемости опустился ниже уровня замещения в 90% административно-территориальных единиц высшего уровня, а в 1995 году – в 90% всех единиц.

После 1990 года рождаемость продолжала понижаться. В 1990–1997 годах она упала на 0,4%. Соответственно, уменьшился и естественный прирост населения – примерно до 1%, хотя все-таки остается значительно более высоким, чем в развитых регионах мира, где он приблизился к нулю, а кое-где стал отрицательным. Значительно более высокий рост численности населения при сходной рождаемости связан прежде всего с иной возрастно-половой структурой: в Китае выше удельный вес женщин в репродуктивном возрасте и ниже коэффициент смертности.

По прогнозам, нулевой рост численности будет достигнут в 30-х годах XXI в., а отрицательный – после 2035 года. В 30–40-х годах XXI века численность населения, достигнув пика в 1,5–1,6 млрд. человек, начнет уменьшаться. Согласно новейшим прогнозам, опубликованным ООН в начале 2001 года, рост численности населения Китая может далеко превзойти китайские долгосрочные прогнозы. Это означает, что необходимо как можно скорее остановить инерционный рост численности и как можно дольше удерживать показатель рождаемости ниже уровня замещения.

По подсчетам Линь Фудэ и Лю Цзиньтана, с 1990 по 2035 год население увеличится примерно на 400 миллионов человек, в том числе 42,5% придется на конец двадцатого века и 57,5% – на XXI в. Иными словами, взрывной рост в XXI веке предопределен. Различия могут состоять только в неодинаковой величине пика численности и времени его достижения при разных значениях рождаемости.

Наблюдаемые сегодня низкие показатели рождаемости и низкий рост нестабильны. Подавляемые потенции роста могут выйти из-под контроля и возобладать.

Произошли важные изменения в возрастной структуре. Доля населения в возрасте старше 65 лет в 1995 году достигла 6,7%. К началу XXI века она составила 7%, и во многих провинциях это уже совершившийся факт.

Коэффициент суммарной рождаемости в 70-х годах сильно сократился – с 5,8 до 2,2. В 80-х этот процесс замедлился и даже принял возвратный характер. По данным всеобщей переписи, в 1981 году коэффициент суммарной рождаемости составил 2,61. При этом наблюдались очень большие территориальные различия. Так, в Шанхае он был значительно ниже уровня замещения (2,16), составив всего 1,13, т.е. ниже, чем в Германии и Дании, странах с минимальными коэффициентами суммарной рождаемости, а на юго-западе и северо-востоке – более 4,0, в том числе в Гуйчжоу – 4,4, т.е. на уровне стран с высокой рождаемостью.

По критериям ООН, в 80-х годах Китай вступил в этап низкой, но неустойчивой рождаемости, в 1981 году – 2,61, в 1982 году – 2,86, в 1987 году – 2,59, в остальные годы – ниже 2,5, в 1990 году – 2,3! При этом необходимо учитывать огромные территориальные различия.

В 1992 году коэффициент суммарной рождаемости опустился ниже 2,0, т.е. сравнялся с показателями развитых стран и регионов Ниже уровня замещения опустились коэффициенты суммарной рождаемости в 21 провинции, где проживает 81,62% населения страны. По данным выборочного обследования 1% населения в 1995 году, лишь в трех провинциях показатели были выше уровня замещения. Ниже этого уровня теперь стали коэффициенты не только городского, но и сельского населения.

Вместе с тем сохраняются различия между городом и деревней, между территориями. Нельзя считать достигнутые результаты устойчивыми. Они стали возможны благодаря настойчивым усилиям по планированию рождаемости в условиях невысокого уровня социально-экономического развития. И в этом состоит главное отличие положения в Китае от Западной Европы. Снижение суммарной рождаемости в Китае не было ни постепенным, ни стихийным, огромную роль играли политика «кнута и пряника», административное вмешательство. Поэтому существует объективная возможность возвратного движения сжатой пружины в случае ослабления политики планирования рождаемости. Это становится особенно вероятным, если коэффициенты будут ниже уровня замещения. В этом случае эффективность внеэкономического принуждения падает, а противодействие возрастает. Дальнейшее сокращение рождаемости с помощью политических и административных средств становится все более затруднительным.

Загрузка...