NewsChannel1 - Строительный портал

Какие меры демографической политики. Демографическая политика: понятие, принципы, виды, основные направления и методы реализации. Цели и направления демографической политики

История демографической политики нашла отображение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших человеческих потерь. Развитие и распространение демографическая политика получает во второй половине XX ст. Это обусловлено, с одной стороны, наступлением демографического взрыва, а с другой- демографического кризиса.

Много внимания вопросам демографической политики уделяет Организация Объединенных Наций. Под ее эгидой состоялись Всемирные конференции по народонаселению: в 1954 г. (Рим), в 1965 г. (Белград), в 1974 г. (Бухарест), в 1984р. (Мехико), в 1994р. (Каир). В 1967 г. был создан Фонд ООН по поощрению деятельности в сфере народонаселения (ЮНФПА). С 60-х годов ООН проводит систематические опросы правительств по проблемам политики народонаселения. Их обсуждают также на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В 1992 г. они вошли в повестку дня Всемирной конференции по окружающей среде и развитию. Из отдельных документов особое значение имеет принятый в Бухаресте в 1974 г. «Всемирный план действий в сфере народонаселения», который содержит много конкретных рекомендаций по осуществлению демографической политики. На конференциях в Мехико и особенно в Каире он получил последующее развитие с внесением ряда принципиальных изменений.

Но чтобы демографическая политика была эффективной, необходимы были новые средства ее осуществления. На рубеже 50-х и 60-х годов удалось получить комбинированные контрацептивные средства для внутреннего употребления - гормональные таблетки, пилюли и др., в последующем все более совершенствуемые. В результате в 60-х гг. в мире произошла настоящая сексуальная революция, которая вызвала острейшие противоречия во взглядах. В первую очередь, они коснулись вопроса абортов. Против них категорически выступила католическая церковь. Против абортов и вообще планирования семьи выступают и большинство мусульманских стран. Всего в мире ежегодно осуществляют приблизительно 60 млн. абортов.

Информация о распространении демографической политики в современном мире не всегда достоверна и сопоставима. Поэтому трудно определить, в какой мере эти сведения отвечают или противоречат друг другу; но в целом они свидетельствуют о том, что распространение демографической политики получает все больший размах.

В развивающихся странах, на стадии демографического взрыва, основная цель демографической политики заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного образования, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности с помощью разного рода экономических и административных мероприятий. Некоторые страны не только разрешают, но и всячески приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин.

Наиболее яркий пример осуществления демографической политики показывают развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это касается стран с наибольшей численностью населения - Китая, Индии, а также Индонезии, Пакистана, Бангладеш, Малайзии, Таиланда, Филиппин. Достаточно активную демографическую политику проводят также в странах Латинской Америки и в некоторых странах Северной Африки. Однако в других частях света, особенно в мусульманских странах, она пока еще не получила распространения. Об этом можно судить, в частности, по показателям применения средств контрацепции. По статистике ООН, средний показатель применения контрацептивов для всех развивающихся стран несколько превышает 1/2 (речь идет о количестве семей, которые применяют контрацептивы), а для менее всего развитых - 1/5. Первым по этому показателю является Китай (почти 85%). В Таиланде, Вьетнаме и Шри-Ланки он достигает 65-75%, в Малайзии и Индии - 50-60%, в большинстве стран Латинской Америки - 50-75%. На другом полюсе находятся страны Западной и Центральной Африки и некоторые страны Юго-Западной Азии, где доля таких семей обычно не превышает 10%; в Афганистане она составляет всего 2%, а в Йемене - 7%.

Во многих развивающихся странах реализуется политика, направленная на снижение смертности и рождаемости. В странах Азии (Вьетнам, Лаос, Камбоджа и др.) внедряют мероприятия по преодолению последствий войны, помощи семьям и развитию системы здравоохранения с целью последующего снижения смертности. Однако, реализация усложнена недостатком финансовых ресурсов и часто ограничивается лишь декларативными заявлениями. Чаще всего эту политику вообще не воспринимают граждане из-за традиций многодетности, высокого социального статуса материнства и, особенно, отцовства.

Одной из мер демографической политики является законодательное повышение возраста бракосочетания. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии - в соответствии до 21 года и 18 годам. Реально же наблюдается еще большее «старение» брака, связанное с тем, что значительная часть молодых людей стремится получить образование и осуществить профессиональную подготовку. Еще 15-20 лет назад средний возраст невест в этих странах составлял 16-18 лет, а к началу XXI ст. даже в Африке он стал превышать 20 лет, в Азии же и особенно в Латинской Америке «постарел» еще больше. В настоящее время средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии даже 28 лет. Для женщин во Франции и Швеции он превышает 24, а в Германии, Швейцарии и Дании - 25 лет.

Среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть десятки небольших по численности населения (карликовых) государств, демографическая политика в которых направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.

В большинстве экономически развитых стран, которые вступили в состояние демографического кризиса, демографическая политика имеет целью повышение коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это касается стран Европы.

Особенно активную демографическую политику до конца 80-х гг. проводили страны Восточной Европы. К числу основных ее мер относятся: одноразовые займы молодым, помощь в связи с рождением каждого ребенка - по прогрессивно растущей шкале, ежемесячная помощь на приобретение квартиры, на содержание детей в детских учреждениях.

В странах Западной Европы система мер демографической политики в целом подобна, хотя, отличается размерами разного рода выплат и других льгот. Например, одноразовая помощь при рождении ребенка в Великобритании в 90-х гг. составляла- 25 фунтов стерлингов, во Франции - 2600 франков, в Испании - 3000 песет. Ежемесячная помощь в Нидерландах - от 90 гульденов на первого и до 215 гульденов на восьмого ребенка. Во Франции подобная ежемесячная помощь растет от 500 франков на двоих детей до 3000 франков на шестерых детей, причем их выплачивают вплоть до достижения детьми 16 лет.

В Швеции, например, государство увеличило оплачиваемый отпуск (из расчета 90% заработной платы) по уходу за ребенком с 12 до 13 месяцев (2 из них берет на себя отец) и ежемесячную помощь на ребенка, составляющую 102 доллара, внедрило бесплатную дошкольную учебу для детей 4-х и 5-летнего возраста. Эффективность дополнительного финансирования шведы доказали на собственном примере. Когда в конце 1980-х увеличили помощь на ребенка, уровень рождаемости в стране вырос до 14,5 %о, и Швеция поднялась на второе -после Ирландии - место по этому показателю среди членов ЕС. В начале 1990-х в результате экономического спада помощь пришлось урезать, и уровень рождаемости резко упал. В итоге Швеция закончила десятилетие на последнем месте таблицы рождаемости ЕС - на 1 000 человек приходилось лишь 10 новорожденных.

В США государственная демографическая политика почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье, как правило, имеет непрямой характер, в виде разных налоговых льгот. В США, на родине сексуальной революции 60-х годов, особенно значительное распространение получили разные виды контрацептивов.

Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и повышения естественного прироста наиболее эффективно проводят Франция и Швеция.

Трудности формирования и реализации социально-демографической политики, ее недостатки скрывают реальную опасность для стабильности социальных отношений, угрозу предельной имущественной поляризации граждан, распространения бедности. Если не предупреждать эти негативные процессы, будет наблюдаться усиление таких явлений как распад семей, депопуляция населения.

Демографическая политика - это система административных, экономических и пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения.

В широком смысле демографическая политика - это политика в области народонаселения. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума. В англо- и испаноязычной научной литературе, в международных документах, рекомендациях и аналитических докладах ООН в основном используется термин политика населения . Объектами демографической политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

Структура демографической политики , как и любой другой политической деятельности, включает два важнейших и взаимосвязанных компонента: определение и изложение системы целей и разработку, и реализацию средств для их достижения.

Цели и задачи демографической политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, индикативных и директивных планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительств и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах, в постановлениях, определяющих введение новых или развитие действующих мер политики.

Основные направления демографической политики включают:

· государственную помощь семьям с детьми;

· создание условий для совмещения активной профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей;

· снижение заболеваемости и смертности;

· увеличение продолжительности жизни;

· улучшение качественных характеристик населения;

· регулирование миграционных процессов;

· урбанизации и расселения и т.п.

Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг, социальное обеспечение инвалидов, пожилых и нетрудоспособных. В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения.

Цели могут быть заданы в виде целевого требования (словесное описание целей), либо целевого показателя, системы показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей демографической политики. Среди показателей, апробированных в демографической политике разных стран, как правило, не используют собственно численность населения (исключения: КНР, где целью политики последних десятилетий ХХ века было «не превысить численность в 1200 млн человек в 2000 г.», а также Румыния времен Чаушеску - достичь численности в 30 млн человек). Развивающиеся страны в качестве целевого показателя чаще всего выбирают снижение темпов роста населения за определенный период, снижение общего или суммарного коэффициента рождаемости. Во Всемирном плане действий в области народонаселения [Бухарест, 1974] и в Рекомендациях по его дальнейшему осуществлению [Мехико, 1984] странам с высоким уровнем смертности предлагалось использовать в качестве целей демографической политики достижение определенных уровней средней продолжительности жизни или снижение детской смертности. В развитых странах для регулирования притока иностранцев практикуются иммиграционные квоты - ограничения на въезд и натурализацию иностранцев.

Меры демографической политики:

экономические меры:

· оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества

· возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале

· ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы - для повышения рождаемости

· преимущества для малодетных семей - для понижения рождаемости

административно-правовые меры:

· законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение

· матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин

воспитательные и пропагандистские меры:

· формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения

· определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям

· политика планирования семьи

· половое образование молодёжи

· гласность по вопросам половых отношений

Меры демографической политики с точки зрения их влияния на поведение могут выступать как стимулы или как ограничения. Задача стимулов и ограничений - изменить поведение, создав преимущества тем, чье поведение будет в большей степени соответствовать общественным потребностям, декларируемым целям политики, или помехи - тем, чьи действия вступают в противоречие с целями политики. Стимулы и ограничения, как правило, влияют на поведение весьма ограниченное время, со временем население адаптируется к ним и не воспринимает их как таковые.

Человек - главная производительная сила общества и одновременно основной потребитель произведенной продукции. Поэтому анализ численности, состава и размещения населения, условий и характера его хозяйственной деятельности - важнейшая часть всякого экономико-географического исследования. Изучение населения обычно начинают с анализа его численности.

Сведения о численности населения получают на основе всеобщих переписей населения, которые проводятся в большинстве стран мира не реже одного раза в десятилетие (обычно один раз в 10 или 5 лет), а также на основе текущего учета движения населения, который ведется соответствующими органами (в нашей стране - загс, милиция) при гражданской регистрации рождений, смертей, браков и разводов, переездов населения и т. п. Однако установить точно численность населения невозможно, так как в некоторых странах переписи либо не проводились вовсе, либо их не было давно, а текущий учет численности населения организован плохо. Поэтому общая численность населения мира, отдельных его регионов, стран и районов имеет приближенный характер.

На протяжении всей истории человечества численность населения увеличивалась очень медленно. Это объяснялось большой зависимостью человека от природы, низким уровнем производства, частыми войнами, эпидемиями, голодом. Только в XIX в. население Земли стало расти быстрее. Особенно быстрый рост его наступил в XX в. Если в 1850 году численность населения мира составляла 1 млрд человек, то 1987 г. она преодолела пятимиллиардный рубеж, а в 2000 г. уже превысила 6 млрд человек. Таким образом, за последние 150 лет человечество увеличило свою численность в б раз. По прогнозам, вплоть до 2015 г. абсолютный ежегодный прирост населения будет оставаться на прежнем, очень высоком уровне (примерно 90 млн человек), а общая численность населения Земли на этом рубеже составит 7,5 млрд человек, к 2025 году она достигнет 8 млрд человек. Такое резкое увеличение численности населения, столь высокие темпы его роста получили название «демографического взрыва».

Население размещается на нашей планете крайне неравномерно: более 85% населения Земли сосредоточено в восточном полушарии, 90% - в Северном, более половины людей проживает на низменностях (до 200 м над уровнем моря) и в приморских районах (на растоянии, не превышающем 200 км от моря). Примером неравномерности размещения может быть и характер распределения людей по частям света: 60% населения сконцентрировано в Азии, около 12% - в Европе, 14% - в Африке, 13,5% - в Америке (Северной и Южной), 0,5% - в Австралии.

Еще более существенны различия в характере распределения населения по странам мира. Особую группу образуют страны с числом жителей, превышающим 100 млн человек: Китай (1 млрд 237 млн человек), Индия (970 млн. человек), США (268 млн человек), Индонезия (205), Бразилия (160), Россия (147), Пакистан (138), Япония (126), Бангладеш (122), Нигерия (107). На пороге 100-миллионников стоят Филиппины, Эфиопия, Иран, Конго (Заир).

Средняя плотность населения обитаемой суши - 45 человек на 1 кв. км, но около половины ее имеют плотность населения менее 5 человек на 1 кв. км, а 15% ее территории совершенно не освоено людьми (области с экстремальными природными условиями - приполярные зоны, пустыни, высокогорья).

Наиболее заселенными районами (200 человек на 1 кв. км и выше) мира являются:

· Восточная и Юго-Восточная Азия (включает Восточный Китай, КНДР, Республику Корею, Японию, Тайвань, Вьетнам, Таиланд, Лаос, Сингапур, Индонезию, Малайзию, Филиппины), где проживает около 2 млрд человек, а плотность населения в отдельных местах (долина реки Янцзы, Японские острова, остров Ява и др.) превосходит 300 человек на 1 кв. км;

· Южная Азия (Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка) с численностью населения более 1,2 млрд человек и сосредоточением населения в отдельных местах (долина Ганга и Брахмапутры) до 500 человек на 1 кв. км;

· Западная Европа (Великобритания, север Франции, Германия, страны Бенилюкс);

· Восточная Америка (юго-восток Канады и северо-восток США, острова Вест-Индии, приморские районы Бразилии и Аргентины);

· Северо-Восточная Африка (долина Нижнего Нила).

Среди стран мира наиболее высокую плотность населения имеют Монако (15,5 тыс. чел. на 1 кв. км), Сингапур (4,5 тыс. чел. на 1 кв. км), Бангладеш (более 800 чел. на 1 кв. км), Нидерланды и Бельгия (320-350 чел. на 1 кв. км), Индия (300), Китай (125). Для сравнения: средняя плотность населения США - 27 чел. на 1 кв. км, России -8,7 чел., Канады и Австралии - 2 чел. на 1 кв. км. В большинстве стран мира численность населения не достигает и 10 млн человек. Более 80% населения проживает в развивающихся странах, на них же приходится, и основная доля трудовых ресурсов мира.

Отмеченные особенности размещения населения - результат совокупного влияния многих факторов: природных, исторических, демографических, социально-экономических. Однако влияние большинства из этих факторов не является решающим, и все более ослабевает по мере развития производительных сил. Страны и районы с высоким уровнем развития производительных сил являются центрами притяжения, сосредоточения населения. Так, благодаря высокому уровню развития промышленности сформировались крупные сгустки населения в Западной Европе и в северо-восточной части США (район Рура в ФРГ и Лотарингии во Франции, район Аппалачей и Великих Озер в США). В этих промышленных районах мира плотность населения достигает 1000-1500 человек на 1 кв. км. Районами высокой концентрации рабочей силы являются также страны развитого трудоемкого рассеяния - в Южной и Юго-Восточной Азии, нефтедобывающие страны Ближнего и Среднего Востока и др.

Ухудшение демографической обстановки во многих странах, ставшее особенно заметным к середине XX века, создало предпосылки для дальнейшего развития демографической политики.

В настоящее время политику в области народонаселения проводят большинство государств. Однако в силу значительных различий в их социально-экономическом положении, уровне демографического развития содержание государственной политики, цели, масштабы и методы её проведения в каждой стране имеют свои особенности. Так, если в развитых странах экономические меры государственной политики (оплачиваемые отпуска и пособия при рождении ребёнка, налоговые и жилищные льготы, ссуды, кредиты и пр. льготы) принимаются для опосредованного поощрения рождаемости через повышение уровня жизни семьи, то в развивающихся странах выделяемые ресурсы направляются на повышение эффективности услуг в области планирования семьи с целью снижения рождаемости. При этом в странах с низкой рождаемостью несмотря на то, что экономические меры оказывают определённое влияние на увеличение числа рождений, они не могут существенно изменить интенсивность рождаемости. С демографической точки зрения их действие кратковременно и недостаточно эффективно. Оказывая помощь семьям, уже имеющим детей, экономические меры улучшают условия их жизни и являются основой для формирования потребности в большем (3 и более) количестве детей.

Административно-правовые меры демографической политики (законодательные акты, регулирующие процессы рождаемости, брачности, миграции, охрану материнства и детства, имущественные права матери и детей при распаде семей и пр.) оказываются эффективными только в сочетании с другими мерами демографической политики.

Успех усилий общества по управлению демографическими процессами в значительной мере определяется его отношением к воспитательно-пропагандистским мерам демографической политики. Воспитание у населения демографического просвещения и грамотности, формирование потребности в количестве детей , соответствующих целям демографической политики, являются важнейшими задачами общества.

Таким образом, меры демографической политики должны воздействовать на воспроизводственное поведение населения в двух направлениях:

Помощь в реализации существующей потребности в числе детей;

Изменение самой потребности семей в количестве детей в соответствии с интересами общества.

Особенность осуществления мер демографической политики заключается в их опосредованном воздействии на демографические процессы (через поведение людей в отношении к браку, семье, рождению детей и пр.).

Условием успешности проведения демографической политики является её долговременность (в связи с инерционностью демографических процессов), комплексность (одновременное проведение всех мер), постоянное совершенствование и расширение мер демографической политики, участие в разработке демографической политики специалистов, исследующих различные аспекты народонаселения.



Эффективность демографической политики определяется сопоставлением её целей с полученными результатами, временем достижения поставленных целей и произведёнными материальными затратами общества.

Численность населения мира в настоящее время превысила 6 млрд.чел. Главной особенностью его развития является сохранение двух типов населения - развитых и развивающихся стран. Большая часть населения мира сосредоточена в развивающихся странах. Так, если в 1950 году на долю этих стран приходилось 2/3 мирового населения, в 1998 году – 4/5, то согласно прогноза экспертов ООН по народонаселению на 2050 год – 7/8 мирового населения. К середине XXI века вырастет население большинства регионов мира. Наибольший прирост предполагается на африканском континенте.

В настоящее время прирост мирового населения сосредоточивается в ограниченном числе стран. Так, около трети прироста приходится всего лишь на две страны мира – Индию и Китай.

Сокращение численности населения эксперты ООН прогнозируют в странах с развитой экономикой и низким уровнем рождаемости, в первую очередь – в Японии и в странах Европы. Ожидается, что к 2050 году число жителей, например, Болгарии уменьшится на 34%, Румынии - на 29%, Украины – на 28%, России – на 22%, Латвии – на 23%, Польши – на 17%, Южной Кореи – на 13%, Германии – на 9% и т.д.

Рождаемость в развитых странах находится на уровне ниже, необходимого для простого возобновления поколений. К 2010 году суммарный коэффициент рождаемости в среднем по развитым странам может снизиться с нынешнего 1,6 до 1,5. Однако к 2050 году, по прогнозу ООН, возможно его увеличение до 1,9. Среди развитых стран самый высокий уровень рождаемости в последние годы наблюдается в США – 2,0.

В развивающихся странах суммарный коэффициент рождаемости находится на уровне, существенно превышающем уровень простого воспроизводства. Так, в 2005 году его величина составила по Африканскому континенту в целом 5,1 ребёнка, в Западной Азии – 3,6, в Центральной и Южной Азии – 3,2, в Центральной Америке – 2,8 и т.д. Однако и в этих странах идёт процесс снижения рождаемости.

Смертность населения в настоящее время постепенно снижается практически во всех регионах мира.

Деятельность по снижению смертности становится наиболее успешной по мере развития человечества, устойчивого экономического роста, создания материальной базы для развития медицины, здравоохранения и пр. Наиболее отчётливо это проявилось, в первую очередь, в Европе. До начала XX века здесь удалось существенно снизить смертность от голода, инфекционных заболеваний, значительных эпидемий. К концу XX века снижение смертности замедлилось, и в настоящее время ее уровень стабилизировался.

В развивающихся странах процесс снижения смертности продолжается. Изменяется не только её уровень, но и структура причин смерти – она стремится к типу смертности в развитых странах мира. Несмотря на достигнутые во второй половине прошлого века успехи, смертность в Африке, Азии и Латинской Америке ещё имеет резервы для дальнейшего снижения, особенно - младенческой смертности. К началу XXI века наиболее высокой младенческая смертность остаётся в Африке – 88 ‰, при среднемировом значении – 56 ‰.

В связи с уменьшением общей смертности населения растёт ожидаемая продолжительность жизни. Так, если в начале 50-х годов прошлого века ожидаемая продолжительность жизни для всего населения мира составляла 46 лет, то к началу нынешнего века она увеличилась до 67 лет. В промышленно развитых странах данный показатель в эти годы увеличился с 66 лет до 75 лет. В развивающихся странах он составил 41 и 63 года соответственно. Имеющийся разрыв в продолжительности жизни между развитыми и развивающимися странами сохранится и в обозримом будущем. К 2050 году (по оценке ООН) в более развитых странах продолжительность жизни может достичь 82 лет, а в менее развитых – 75 лет (для обоих полов). Это означает, что развивающиеся государства достигнут ныне существующего уровня смертности в развитых странах только через полвека.

Увеличение продолжительности жизни, обусловленное снижением смертности (особенно в старших возрастах), и снижение рождаемости приводят к увеличению доли старших возрастов в общей численности населения.

Возрастная структура, являясь отражением режима воспроизводства населения в прошлом, в то же время играет исключительно важную роль в формировании будущего демографического развития общества (тенденций воспроизводства населения, его численности и структуры и пр.). В связи с этим увеличение доли населения старших возрастов, т.е. демографическое старение, перерастает в настоящее время в мировую проблему и находится в сфере внимания ООН.

Впервые проблема старения населения мира рассматривалась на заседании ООН ещё в 1948 году. В последующие десятилетия темпы процесса старения оказались выше предполагаемых ранее. Поэтому в 1992 году ООН приняла Международный план действий в области старения и установила Международный день пожилого населения – 1 октября каждого года.

Особенно ощутимой проблема старения населения стала для экономически развитых стран. По оценкам ООН в этих странах в целом численность населения в возрасте 65 лет и старше составляет 14% от общей его численности. Самой пожилой среди развитых стран названа Япония, где каждому пятому жителю больше 65 лет. За ней следуют: Италия - 19% стариков, Германия - 18%, Франция – 16%, Великобритания – 16%, Канада – 13%, США – 12% и др. Улучшения возрастной структуры населения в этих странах в ближайшее время не ожидается.

Постепенно старение населения становится серьёзной проблемой и для некоторых стран Азии и Латинской Америки. Учитывая мировые тенденции демографических процессов, можно предположить, что демографическое старение со временем коснётся всего населения мира.

Одной из характеристик демографического положения являются состояние и формы брачно-семейных отношений. Основа демографических различий между экономически развитыми и развивающимися странами заключается в разной роли семьи в культуре и экономике этих стран.

В развивающихся странах семья в значительной степени пока сохраняет производственную и социальную функции. В связи с этим в них распространены сложные семьи, способные поддерживать нормы многодетности и выполняющие роль посредника во взаимосвязи общества и личности.

В экономически развитых странах преобладают простые семьи, состоящие из родителей и детей. Многие функции семьи перешли к другим социальным институтам и внутрисемейные связи утратили своё прежнее значение посредника, сделав семью непрочной.

Неблагоприятное развитие мировых демографических процессов обусловило необходимость решения сложной проблемы поддержания равновесия между численностью населения, стабильным экономическим ростом и устойчивым развитием. Одним из направлений этого является выработка нового подхода к сложному явлению – международная миграция. В документах ООН указывается на необходимость разработки и проведения миграционной политики на уровне отдельных стран, задачей которой является установление строгого контроля над миграционными перемещениями с целью предотвращения нежелательных для интересов страны, борьба с нелегальной миграцией. Среди экономически развитых стран крупными регионами приёма мигрантов (реципиентами) являются США, страны ЕЭС. В Западной Европе большинство иностранных специалистов сосредоточено в Германии, Франции, Великобритании. В этих странах миграция стала ведущим фактором роста населения.

В настоящее время в мире почти не осталось государств, правительства которых не беспокоили бы проблемы народонаселения. Поэтому большинство стран проводят определённую государственную политику в области народонаселения.

Для экономически развитых стран основной демографической проблемой можно считать, в первую очередь, низкую рождаемость, не обеспечивающую даже простое воспроизводство населения и обусловливающую его сокращение (депопуляцию). Однако почти все они официально проводят политику невмешательства в репродуктивное поведение населения. При этом часть из этих государств (Бельгия, Германия, Греция, Италия, Люксембург, Япония и др.) считают темпы роста населения и уровень рождаемости своих стран неудовлетворительными.

Промышленно развитые страны проводят государственную политику, которую, скорее всего, можно отнести к семейной политике. Общим для всех этих стран стало признание семьи важнейшим социальным институтом, главными задачами которого являются рождение и воспитание детей, подготовка их к взрослой жизни. При этом, осуществляя меры государственной помощи семьям с детьми на практике, многие страны семейную политику официально не провозглашают.

Меры государственной семейной политики в развитых странах в основном сводятся к: отпускам по беременности и родам; семейным пособиям на детей; налоговым льготам; льготам на проезд на городском и железнодорожном транспорте; запретам на увольнение беременных женщин, сохранению их места работы на период декретного отпуска, правам перехода беременных женщин на более лёгкую работу; пособиям детям-инвалидам; пособиям новобрачным и школьникам (в некоторых странах) и пр. Кроме того, во всех этих странах существуют службы планирования семьи. Однако условия и формы осуществления всех вышеперечисленных государственных мер в отдельных странах существенно отличаются.

В отдельных странах, относящиеся к группе экономически развитых, ставится цель недопущения роста населения и стабилизация его численности. В то же время фактически существующие меры помощи семьям с детьми имеют явную пронаталистскую (поощряющую рождаемость) направленность. Такое противоречие наблюдается, например, в Голландии, где размер пособия возрастает с каждым родившимся ребёнком вплоть до восьмого. Подобная дифференциация пособий на детей существует в настоящее время и в Австралии.

Противоположное отношение к вопросам упорядочивания рождаемости исторически сложилось во Франции и Германии. Эти государства в результате войн в XIX-XX веках понесли огромные потери населения. Восстановление разрушенной экономики, демографического потенциала, необходимость сохранения геополитического равновесия в Европе обусловили проведение в этих странах активной демографической политики. В последние годы демографическая направленность государственной политики сменилась на социальную.

Почти во всех странах с высоким уровнем рождаемости проводится политика по планированию семьи. В настоящее время первое место в мире по численности населения занимает Китай. Согласно последним данным в этой стране проживает 1,3 млрд.человек. Более 25 лет назад в Китае была введена система «одна семья – один ребёнок». Однако, даже в условиях жёсткого ограничения рождаемости численность его населения продолжает расти и к 2050 году может увеличиться до 1,6 млрд.чел. В 2002 году в Китае вступил в действие первый закон о демографии и плановом деторождении, закрепляющий действующую государственную политику в законодательном порядке. Согласно этому закону, некоторым категориям граждан разрешили иметь второго ребёнка. Семьи с большим количеством детей практически лишены поддержки государства, а многие – и своих гражданских прав. Политика контроля над рождаемостью, национальные традиции, современные медицинские технологии привели к нарушению половой структуры населения Китая. В настоящее время в стране рождается гораздо больше мальчиков, чем девочек. Это приводит к переизбытку численности молодых мужчин, дефициту потенциальных невест и обусловливает отрицательные социальные, политические, морально-психологические и др. негативные последствия. Наряду с этим наблюдается стремительное старение населения, обусловленное стремительным снижением рождаемости.

Подобное нарушение поло-возрастной структуры с таким же набором отрицательных последствий в настоящее время наблюдается и в Индии.

Определённых успехов в ограничении рождаемости добился Вьетнам. Но и здесь, несмотря на проводимую политику по планированию семьи, темпы прироста населения остаются пока достаточно высокими.

В отдельных странах, ранее относившихся к развивающимся, по мере их экономического роста рождаемость снизилась до уровня, близкого к уровню, обеспечивающему простое воспроизводство населения. В определённой степени этому способствовала и проводившаяся в них политика планирования семьи. Наиболее ярким примером этому может служить Иран. В этой стране численность населения увеличилась за XX век в 6 раз: с 10 млн.чел. в начале века до 60 млн.чел. в его конце. Первая программа планирования семьи была принята в Иране ещё в период правления шаха в 1967 году. Однако в течение последующего десятилетия значительных изменений в уровне рождаемости не происходило. После исламской революции 1979 года действие данной программы было прекращено. В 1989 году была принята вторая программа планирования семьи, одобренная религиозными деятелями страны. Однако ещё за 5 лет до принятия второй программы с середины 80-х годов в Иране началось снижение суммарного коэффициента рождаемости, и к 1988 году его значение оказалось на уровне 5,5 (против 6,8 в 1984 году). После этого снижение рождаемости ускорилось, и к 1996 году суммарный коэффициент рождаемости упал до уровня 2,8 ребенка. В 2001 году его значение снизилось до уровня, близкого к простому воспроизводству, и, по разным оценкам, составляло от 2,1 до 2,6. В настоящее время величина суммарного коэффициента рождаемости в этой стране – 2,1. Указанное снижение произошло у городских и сельских женщин всех возрастов во всех провинциях страны. Одной из главных причин снижения рождаемости в Иране со второй половины 80-х годов стало улучшение социально-экономических условий жизни, прежде всего, в отдалённых сельских районах, значительное снижение детской смертности, развитие образования, путей сообщения, средств связи, распространение образа жизни современного промышленного общества.

Значительное снижение суммарного коэффициента рождаемости до уровня, близкого к простому воспроизводству, к настоящему времени произошло и в ряде других стран с ранее высоким его уровнем: Тунис – 2,1; Турция – 2,4; Шри-Ланка – 2,0; Таиланд – 1,7; Тайвань -1,2; Южная Корея – 1,2 и пр.

Таким образом, несмотря на продолжающийся рост численности населения Земли и существование разных типов воспроизводства населения, в мире сформировалась и развивается устойчивая тенденция снижения уровня рождаемости, которая в обозримом будущем неизбежно приведёт к прекращению роста численности населения планеты.

Демографическая политика - это система мер, осуществляемых государством в отношении населения страны и направленных на регулирование естественного движения, прежде рождаемости. Принятые меры могут быть прямыми

(ограничение или стимулирование законодательным путем деторождения, вступления в брак) и косвенным (повышение уровня жизни, создание системы материальной помощи и льгот для многодетных или малодетных семей, формирование общественного мнения). В последнее время все большее количество государств употребляют более комплексных мер демографической политики и пытаются одновременно с повышением уровня рождаемости снизить уровень смертности.

Большинство стран первого типа воспроизводства обеспокоены падением рождаемости, ведь этот процесс приводит к уменьшению доли трудоспособного населения, старение населения. Поэтому развитые страны проводят демографическую политику, стимулирующую повышение рождаемости и называется прони-талистичною. Известно, что европейские страны (кроме Турции) считают темпы прироста своего населения не очень высокими. В их демографической политике преобладают несколько направлений. Особенно выделяются мероприятия, предназначенные для воздействия на семью и уже через нее - на рождаемость. Употребляя их, одни правительства ставят целью укрепить семью, другие - усилить социальное развитие, третьи - улучшить демографическую ситуацию. Для этого применяются следующие группы мер: выплаты материальной помощи матерям (однократно после родов) отпуск после родов, что предоставляется матери; отпуск по уходу за ребенком; семейные материальные помощи (начисления к заработной плате) скидки в налогообложении, сокращение рабочего дня для матерей, которые работают формирование сети детских учреждений и предоставления в них мест для всех желающих, бесплатное или со скидкой дошкольное воспитание; жилищные льготы; социальное обслуживание; ежемесячные выплаты до достижения ребенком определенного возраста.

В странах, проводящих пронаталистичну политику, существуют и жилищные льготы, которые помогают молодым семьям в решении жилищной проблемы. Так, можно получить жилье с уменьшенной квартирной платой, имеется доступ к кредиту с низким процентом на покупку жилья или строительство своего дома. В некоторых странах предоставляются жилищные денежные пособия, позволяющие выплатить заем, поскольку в Европе квартира, как правило, приобретается в кредит. Молодым парам могут выдаваться долгосрочные займы, которые часто бывают беспроцентными. После рождения ребенка долги по займам могут списываться. В Исландии при заключении брака молодоженам выдаются ключи от квартиры.

Во многом благодаря пронаталистичний политике Франции, которая первой столкнулась с демографическим кризисом, удалось преодолеть ее.

Как уже говорилось, в ближайшие десятилетия основной прирост населения в мире ожидается в развивающихся странах. Это увеличивает и без того сложную проблему ликвидации экономической отсталости этих стран, поэтому для большинства из них характерно желание ограничить быстрый прирост населения. Такое демографическую политику проводят примерно 80 государств. Во многих из них это рассматривается как один из путей решения проблем голода и нищеты. Некоторые государства существенно не вмешиваются в процесс естественного движения населения, среди таких широко представлены мусульманские страны.

Политика ограничения рождений наиболее ярко выразилась в Китае. Начиная с конца 70-х годов прошлого века правительство этой страны проводит политику контроля над ростом населения и повышением его качественных характеристик. Государство поощряет поздние браки, призывает к рождению одного ребенка в семье (применяется принцип «одна семья - один ребенок»), хотя в соответствии с законодательными установок допускает рождение второго ребенка.

В Китае семья с одним ребенком имеет право на первоочередное получение жилья, увеличение размеров приусадебного участка, бесплатное содержание ребенка в детском саду. Такие семьи имеют преимущества при приеме на работу и поступления детей в ВУЗы, они получают денежные пособия и субсидии. В случае рождения второго ребенка семья теряет льготы и платит налог на заработную плату. На разных этапах проведения демографическая политика также включала: штрафы за превышение количества детей, повышение возраста вступления в брак; запрет вступать в брак студентами; добрачное медицинское обследование, по результатам которого регистрация брака могла быть отложена. Однако демографическая политика не вызвала политических протестов. По мнению некоторых западных исследователей, это во многом связано с характером политического строя и тем, что вмешательство «сверху» в частную жизнь граждан заключается в традиционные рамки отношений между властью и населением.

С 90-х годов прошлого века китайское правительство ежегодно обсуждал вопрос народонаселения и развития. Были приложены усилия для тесного согласования планового деторождения и развития экономики, ликвидации бедности, рационального использования ресурсов, популяризации культуры и знаний, развития здравоохранения, совершенствование системы социального обеспечения, повышения статуса женщин в обществе.

В результате почти тридцатилетних усилий Китай успешно нашел свой путь комплексного решения демографической проблемы. Постепенно сформировалась система регулирования прироста населения и планового деторождения, отвечающие требованиям рынка. В результате коэффициент рождаемости и естественного прироста населения снизился с 33 и 25% в 1970 г. до соответственно 14 и 7% в 2008 г. По низкой смертности - 7% (в Китае относительно молодое население) и существенных успехов в здравоохранении природный прирост снижается. В очень короткий срок страна совершила переход от типа воспроизводства населения с высокой рождаемостью, низкой смертностью и высоким приростом к типу с низкой рождаемостью, низкой смертностью и низким приростом.

К негативным последствиям демографической политики можно отнести усиление диспропорций в половом составе населения. Особенностью современного Китая более значительное по сравнению с се-редньосвитовимы показателям, превышение количества мужского населения в младшей возрастной группе.

Ожидается, что в течение следующих десятилетий народонаселения Китая вступит в новый исторический период. При сохранении стабильного уровня низкой рождаемости страна постепенно перейдет от низкого естественного прироста до нулевого прироста населения. Предполагается, что к середине XXI века. население страны, достигнув пиковой оценки (около 1600 млн человек.), постепенно сокращаться.

В 1978 г. правительство осуществило попытку юридически повысить возраст вступления в брак. В 50-е годы возраст вступления в брак для мужчин составлял 22 года, а для женщин - 15 лет, но уже в 60-е годы он был повышен в соответствии с 23 и 17 лет, а в 1978 г. для женщин - до 18 лет. После того как перепись 1981 показал больший прирост населения, чем ожидалось, активность программ планирования семьи возросла.

В 1986 г. правительством Индии была разработана новая программа сокращения прироста населения, предусматривала охват различными средствами контрацепции до 60% супружеских пар. Было установлено более жесткую норму - два ребенка на семью. Соответственно изменились и демографические лозунги: «Имейте лишь двух детей - первую и последнюю», «Два ребенка - достаточно!». В середине 90-х годов в соответствии с рекомендациями Конференции ООН по народонаселению в Каире (1994) программы планирования семьи в Индии потерпели новых изменений. Правительство решило отказаться от общенациональных ориентиров и задач в этой сфере, итоги таких программ перестали публиковать. Акцент сделали на укреплении здоровья женщин в репродуктивном возрасте, а также на снижении детской смертности. Женщинам было предоставлено право самим решать, какой метод контрацепции выбрать. В конце 90-х годов доля женщин, применявших контрацептивные препараты, превысила уже 40%. Но в 2000 г. было подготовлено новое Национальную программу демографической политики, основная цель которой заключается в достижении к 2010 г. уровня фертильности, что соответствует простому воспроизводству населения, а до 2045 г. - стабилизации его количества. Главное отличие этой программы от предыдущих заключается в активизации пропаганды улучшения качества жизни в результате сокращения размеров семьи.

В.П. Максаковский обращает внимание на то, что значительно меньше успехи демографической политики в Индии по сравнению с Китаем в первую очередь объясняются социально-экономическими факторами: во-первых, чрезвычайной нищетой значительной части населения страны, где более трети всех жителей находится за чертой бедности, во-вторых, низким образовательным уровнем населения, в-третьих, играют роль некоторые догматы индуизма, с которыми связана тысячелетняя традиция ранних браков, а также различных семейных обрядов.

Загрузка...