NewsChannel1 - Строительный портал

Платежка на страховые взносы статус плательщика. Статусы плательщика в платежном поручении. Коды для пенсионных взносов «за себя»

Статус в платежных поручениях в 2018 году при расчетах налогоплательщика с государственными структурами должен указываться с некоторыми особенностями, которые обусловлены предписаниями Минфина России. Рассмотрим их, а также иные актуальные положения законодательства в части заполнения платежек.

Показатель статуса в платежном поручении

Основной источник права, в соответствии с которым в бюджетных платежках, формируемых налогоплательщиками, фиксируется тот или иной статус, — приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Периодически появляются разъяснения по отдельным нюансам применения положений этого документа. В числе ключевых разъясняющих документов последних лет — письма:

  • Минфина России от 16.01.2015 № 02-08-10/800, уточнившее применение показателей статуса плательщика в корреляции с КБК, используемым в качестве идентификаторов бюджетных обязательств;
  • Минфина России от 20.05.2016 № 02-08-12/29143, определившее зависимость между тем, кто и куда платит, для некоторых кодов, в частности, указавшее номер кода, проставляемый при уплате налога одним физлицом за другое;
  • ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125, отметившее, что ошибка в указании статуса плательщика не делает налоговый платеж неуплаченным и может быть исправлена путем уточнения через заявление, направленное в налоговый орган.

В связи с передачей страховых взносов под контроль налоговых органов разъяснения о статусе в платежках таковы:

  • Письма ФНС России, ПФР, ФСС РФ от 26.01.2017 № БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П, ФНС России от 20.01.2017 № БС-3-11/371@ требуют указания кодов по правилам из приказа Минфина России от 12.11.2013 № 107н:
    • для юрлиц и ИП при оплате за своих работников — код 14;
    • для ИП, платящих за себя, — код 09.
  • Письма ФНС России от 03.02.2017 № ЗН-4-1/1931@, от 10.02.2017 № ЗН-4-1/2451@ поясняют, что, поскольку банки в силу технических проблем не могут принять платежи со статусом 14, действуют коды:
    • 01 — для юрлиц;
    • 09, 10, 11, 12 — для ИП, в т. ч. при оплате за своих работников.

О позиции Банка России в отношении кода 14 читайте в материале .

Приказом Минфина России от 05.04.2017 № 58н со 02.10.2017 обновлены 2 статуса плательщика:

  • 03 — его в платежном поручении проставляет организация федеральной почтовой связи при составлении распоряжения о переводе денег по каждому платежу физлица (кроме уплаты таможенных платежей);
  • 06 — данный код предусмотрен для участников внешнеэкономической деятельности — юрлиц (кроме получателя международного почтового отправления).

О нюансах заполнения полей платежного поручения расскажут статьи:

Статус в платежках по земельному налогу: нюансы

То, каким образом следует указывать статус в платежках по земельному налогу, поясняет письмо Минфина России от 16.01.2015 № 02-08-10/800. Это зависит от того, кто осуществляет перечисление:

  1. Физлицо.
  2. Юрлицо.
  • 03 — для юрлиц, классифицируемых как организация федеральной почтовой связи (или ФПС) и формирующих распоряжения о переводе финансовых средств по платежам физлиц;
  • 09 — для ИП;
  • 10 — для нотариусов, которые занимаются частной практикой;
  • 11 — для адвокатов, имеющих собственный кабинет;
  • 13 — для физлиц, являющихся клиентами кредитно-финансовой организации, владельцами счета;
  • 15 — для банков, их филиалов, платежных агентов, организаций ФПС, формирующих платежные поручения на некую общую сумму с реестром на транзакцию денежных средств, которые приняты от плательщиков в статусе физлиц;
  • 16 — для участников внешнеэкономических действий в статусе физлица;
  • 17 — для участников внешнеэкономических действий в статусе ИП;
  • 19 — для юрлиц и их филиалов, сформировавших распоряжение о транзакции денежных средств, которые удержаны из зарплаты должника в статусе физлица в счет долгов по обязательствам перед бюджетной системой РФ на основании полученного исполнительного документа;
  • 20 — для кредитных структур и их филиалов, платежных агентов, которые формируют распоряжения о транзакциях денежных средств по отдельным платежам физлица.

У юрлиц статус может быть таким:

  • 01 — для налогоплательщиков в статусе юрлица;
  • 02 — для налоговых агентов;
  • 04 — для налоговых органов;
  • 05 — для территориальных структур Федеральной службы судебных приставов;
  • 06 — для участников внешнеэкономических действий в статусе юрлиц;
  • 07 — для таможенных структур;
  • 26 — для учредителей фирмы-должника, собственников имущества фирмы в статусе унитарного предприятия либо третьих лиц, которые сформировали распоряжение о проведении транзакции финансовых средств, направленной на погашение требований кредиторов в процессе банкротства.

Об оформлении платежки по земельному налогу читайте в статье .

Заполняем платежку по налогам, сборам и страховым взносам: текущие нормы

Основной источник права, в котором фиксируются правила указания статуса в платежных поручениях, направляемых в банк с целью выполнения бюджетных обязательств, — приложение 5 к приказу № 107. В соответствии с данными правилами статус плательщика следует рассматривать как ключевой идентификатор лица, формирующего распоряжение о переводе финансовых средств в бюджетную систему РФ.

Соответствующие сведения должны указываться в реквизите 101 платежного поручения. В нем могут фиксироваться такие статусы, как:

  • 01 — указывается налогоплательщиком в статусе юрлица (таковым может быть, например, ООО, АО, ПАО);
  • 02 — указывается налоговым агентом (таковым может быть юрлицо либо ИП, которые, к примеру, обязаны исчислять НДФЛ с зарплаты наемных сотрудников и перечислять его в бюджет);
  • 03 — указывается организацией ФПС (собственно, это ФГУП «Почта России»);
  • 04 — указывается налоговым органом (это ФНС России и ее территориальные подразделения);
  • 05 — указывается территориальной структурой Федеральной службы судебных приставов;
  • 06 — указывается юрлицом, осуществляющим внешнеэкономические действия;
  • 07 — указывается таможенным органом (то есть Федеральной таможенной службой);
  • 08 — указывается юрлицом, ИП, нотариусом, адвокатом, главой фермерского хозяйства, которые переводят денежные средства в уплату страховых взносов и иных платежей в российскую бюджетную систему;
  • 09 — указывается ИП (при уплате различных налогов, например, при ОСН, УСН, ЕНВД);
  • 10, 11, 12 — указывается соответственно нотариусами, адвокатами, фермерами (также при уплате налогов);
  • 13 — указывается плательщиком в статусе физлица, который владеет банковским счетом;
  • 14 — указывается плательщиком, который осуществляет транзакции в пользу физлиц;
  • 15 — указывается кредитной структурой либо ее филиалом, платежным агентом, ФПС при составлении поручений с реестром на перевод, принятый от физлица;
  • 16, 17 — указывается соответственно физлицами и ИП, осуществляющими внешнеэкономические действия;
  • 18 — указывается плательщиком таможенных сборов, обязанным уплачивать их в силу закона, но не являющимся декларантом;
  • 19 — указывается юрлицами, которые взимают с зарплаты наемных сотрудников долги перед бюджетом на основании полученного исполнительного документа;
  • 20 — указывается кредитными организациями, а также их филиалами, формирующими распоряжения на перевод средств по отдельным платежам физлиц;
  • 21, 22 — указывается ответственными участниками, входящими в состав консолидированных групп плательщиков и обычными участниками соответственно;
  • 23 — указывается органом контроля за уплатой взносов во внебюджетные фонды;
  • 24 — указывается физлицом, которое уплачивает страховые взносы, налоги, сборы и иные платежи в бюджет РФ;
  • 25 — указывается банками-гарантами при формировании распоряжений в процессе возврата НДС, при уплате акцизов;
  • 26 — указывается учредителями фирмы-должника, собственниками имущества унитарного предприятия, а также третьими лицами, намеревающимися взыскать долг с соответствующей фирмы в процессе банкротства.

Платежки в ФСС: мнение фонда

ФСС РФ в письме от 15.01.2010 № 02-13/08-13157 рекомендовал плательщикам взносов указывать в платежных документах статус 08, подтверждая этим норму, указанную в положениях приказа № 107.

О проблемах, возникающих при направлении платежного документа в банк, не имеющий средств для перечисления, читайте в материале .

Таким образом, в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в поле 101 указывается значение 08 в отношении всех категорий страхователя.

Видеоролик, разъясняющий порядок оформления платежного поручения на перечисление страховых взносов, смотрите по .

Итоги

В платежном поручении на оплату платежей в бюджетную систему РФ статус плательщика указывается в поле 101. Он представляет собой двузначный код из приложения 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

К примеру, при перечислении компанией налогов с собственной деятельности указывается код 01 «Налогоплательщик (плательщик сборов) — юридическое лицо». А при перечислении страховых взносов в поле 101 проставляется код 08.

При формировании платежек все фирмы и частные бизнесмены встречаются с необходимостью заполнить поле №101. Оно предназначается для указания статуса плательщика. Статусы прописываются специальными кодами. Узнать, какой категории, какой код принадлежит, вы можете из следующей статьи.

Строчка 101 находится вверху с правой стороны бланка платежки. Рядом находится поле «вид платежа». В строчке предусмотрено место для двух знаков, содержащих в зашифрованном виде сведения о правовом статусе плательщика, его виде деятельности и совершаемом типе перечисления.

Статус плательщика-составителя

Как было сказано выше, статус составителя указывается в графе платежки №101 при расчетах с бюджетами различных уровней. В других случаях это поле оставляют незаполненным. При принятии решения о внесении кода в данное поле необходимо принимать во внимание следующее:

  • Указывать значение, равное 0, запрещено;
  • Значение поля 101 платежки должно полностью соответствовать разъяснениям Министерства Финансов, которые изложены в его Приказе №107н;
  • Запрещается оставлять поле 101 «статус плательщика» незаполненным в случае, если средства перечисляются в бюджет одного из уровней.

Таблица кодов статусов плательщиков-составителей

Все коды статусов плательщиков, указываемые в платежках при расчетах с бюджетом, содержатся в Приказе Министерства Финансов №107н. Всего значений двадцать шесть. Приведем таблицу кодов статусов плательщиков в платежных поручениях 2017:

Код статуса Пояснение
01 Налогоплательщик – юридическое лицо
02 Налоговый агент
03 Организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
04 Налоговый орган
05 Федеральная служба судебных приставов и её территориальные органы
06 Участник внешнеэкономической деятельности – юридическое лицо
07 Таможенный орган
08 Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
09 Индивидуальный предприниматель
10 Нотариус, занимающийся частной практикой
11 Адвокат, учредивший адвокатский кабинет
12 Глава крестьянского (фермерского) хозяйства
13 Иное физическое лицо – клиент банка (владелец счёта)
14 Налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам
15 Кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платежное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков - физических лиц
16 Участник внешнеэкономической деятельности - физическое лицо
17 Участник внешнеэкономической деятельности - индивидуальный предприниматель
18 Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей
19 Организации и их филиалы (далее - организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника - физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке
20 Кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
21 Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков
22 Участник консолидированной группы налогоплательщиков
23 Органы контроля за уплатой страховых взносов
24 Плательщик - физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
25 Банки-гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции
26 Физлица, юрлица по погашению требований к должнику

Что делать, если при указании кода статуса совершена ошибка?

Если при указании кода была совершена ошибка, будет зафиксирован факт не перечисления платежа в бюджет. То есть, даже если со счета отправителя деньги списались, на счет получателя они не зачислятся. В соответствии с налоговым законодательством, налог будет считаться неуплаченным, а это может грозить для плательщика штрафными санкциями.

Чтобы избежать споров с налоговой службой, следует действовать в следующем порядке:

  1. Проверить платежку на ошибки.
  2. Если ошибки обнаружены, подать в налоговую инспекцию заявление, в котором будет уточнен статус плательщика в платежке.
  3. Лучше всего осуществить с налоговой инспекцией сверку по ранее уплаченным налогам и взносам. По итогам этого процесса будет сформирован акт, который подписывается обеими сторонами – плательщиком налогов и работником налоговой службы.

Особенности статуса плательщика для предпринимателей

Как видно из таблицы, приведенной выше, частные бизнесмены при уплате взносов по страховке за наемных работников должны проставлять код 14, а при уплате взносов за себя, указывается статус плательщика 09.

Если предприниматель уплачивает взносы и за себя, и за работников, он должен сформировать две платежки с указанием разных статусов.

Особенности статусов 01, 08, 09 и 14 в 2017 году

С начала 2017 года взносы по страховке были переданы налоговой службе, которая теперь регулирует их расчет и уплату. В связи с этим, у многих работников бухгалтерии возник вопрос по поводу заполнения поля 101.

До начала 2017 года при уплате взносов по страховке проставлялся код 08, а теперь требуется указывать следующие коды:

  • 01 – юрлица;
  • 09 – частные бизнесмены при уплате взносов за себя;
  • 14 – частные бизнесмены при уплате взносов за своих работников.

Как заполнять платежки по страховым взносам в 2017 году

Одна из самых больших трудностей, с которыми столкнулись бухгалтеры в наступившем году — это заполнение платежного поручения на уплату страховых взносов. Причина в том, что с января 2017 года контроль над взносами перешел от фондов к налоговикам, что, в свою очередь, повлекло за собой типичные сложности переходного периода. В частности, устарели правила указания информации в поле 101, предназначенном для статуса плательщика. При этом необходимые поправки до сих пор не внесены. К тому же для взносов утверждены новые КБК, которые существенно отличаются от прошлогодних. Мы заострили внимание на наиболее важных моментах, чтобы предотвратить возможные ошибки.

Код бюджетной классификации (поле 104)

В 2017 году при перечислении взносов следует использовать коды бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 07.12.16 № 230н. Этот документ внес изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина от 01.07.13 № 65н (см. «Утверждены КБК для уплаты страховых взносов в 2017 году »).

Первые три цифры КБК

Очень важный нюанс — это первые три цифры (разряды) КБК, которые обозначают код главного администратора доходов бюджетов. С 2017 года для страховых взносов (здесь и далее речь идет обо всех взносах, кроме взносов «на травматизм») главным администратором теперь является ФНС России. Поэтому, начиная с января, первые три цифры КБК должны принимать значение «182». Это подчеркнули специалисты налогового ведомства в письме от 01.12.16 № ЗН-4-1/22860@ (см. « »). Напомним, что в 2016 году и ранее первые три цифры КБК для взносов принимали значение «392».

Коды для взносов, начисленных за периоды до 2017 года

Для всех без исключения взносов предусмотрены «переходные» коды. Их нужно указывать в случае, когда в 2017 году перечисляются взносы, начисленные за 2016 год и более ранние периоды. В частности, «переходные» коды необходимо использовать, если в 2017 году страхователь платит взносы за декабрь 2016 года.

«Переходные» значения отличаются от «постоянных» кодом подвида доходов, то есть цифрами 14-17. Например, для пенсионных взносов по основному тарифу в «переходном» КБК разряды 14-17 принимают значение «1000», а в «постоянном» КБК — «1010» (см. табл. 1).

Таблица 1

«Переходные» КБК, которые применяются при уплате в 2017 году взносов, начисленных за 2016 год и более ранние периоды

Вид страховых взносов

«Переходный» КБК

Взносы на обязательное пенсионное страхование по основному тарифу

182 1 02 02010 06 1000 160

Взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

182 1 02 02090 07 1000 160

Взносы на обязательное медицинское страхование

182 1 02 02101 08 1011 160

Взносы на пенсионное страхование ИП «за себя» (с дохода до 300 тыс. руб.)

182 1 02 02140 06 1100 160

Взносы на пенсионное страхование ИП «за себя» (с дохода, превышающего 300 тыс. руб.)

182 1 02 02140 06 1200 160

Взносы на медицинское страхование ИП «за себя»

182 1 02 02103 08 1011 160

Коды для пенсионных взносов по дополнительному тарифу

В общем случае доптариф пенсионных взносов за сотрудников, занятых на «вредных» работах, составляет либо 9 процентов, либо 6 процентов (в зависимости от вида работ). Это предусмотрено пунктами 1 и 2 статьи НК РФ (до 2017 года это было закреплено в пп. 1 и 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ).

Однако если по результатам спецоценки, проведенной работодателем, были установлены классы условий труда, то нужно применять другие, более низкие доптарифы. Их значения колеблются от 8 до 0 процентов. Данное правило закреплено в пункте 3 статьи НК РФ (до 2017 года это было закреплено в п.2.1 ст. 58.30 Закона № 212-ФЗ).

В 2016 году и ранее для взносов по доптарифам было предусмотрено только два КБК. Первый — для тех, кто занят на видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи Федерального закона от 28.12.13 № 400-ФЗ (список 1). Второй — для тех, кто занят на видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи Закона 400-ФЗ (список 2). При этом применение того или иного кода никак не зависело от факта проведения спецоценки.

Начиная с 2017 года, для взносов по доптарифам предусмотрено четыре КБК. Теперь выбор кода зависит не только от вида работ, но и от того, проводилась ли спецоценка условий труда (см. табл. 2).

Таблица 2

КБК для пенсионных взносов по дополнительному тарифу (применяются с 2017 года)

Доптариф не зависит от результатов спецоценки (9 %)

182 1 02 02131 06 1010 160

182 1 02 02131 06 1020 160

Доптариф не зависит от результатов спецоценки (6 %)

182 1 02 02132 06 1010 160

Доптариф зависит от результатов спецоценки

182 1 02 02132 06 1020 160

Коды для пенсионных взносов «за себя»

Размер пенсионных взносов «за себя» зависит от величины дохода плательщиков-предпринимателей, нотариусов и прочих «индивидуалов». Если доход не превышает 300 000 руб. в год, то сумма взносов является фиксированной и составляет МРОТ, умноженный на тариф (26 %) и умноженный на 12. Если доход превышает 300 000 руб. в год, то величина взносов — это указанная выше фиксированная величина плюс 1 процент от суммы превышения. Данное правило закреплено в подпункте 1 пункта 1 статьи НК РФ (до 2017 года оно было закреплено в ч. 1.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).

В 2016 году и ранее для пенсионных взносов «за себя» было предусмотрено два КБК. Первый применялся при перечислении фиксированной части взносов, второй — при перечислении части взносов в размере 1 процента от доходов, превышающих 300 000 руб.

Начиная с 2017 года ситуация изменилась. Существуют «переходные» КБК для пенсионных взносов «за себя», начисленных за 2013-2016 годы. Таких кодов два: первый — для уплаты фиксированной части взносов, второй — для уплаты части взносов в размере 1 процента от доходов свыше 300 000 руб.

Также в 2017 году применяется «постоянный» КБК. Он предназначен для перечисления пенсионных взносов «за себя», начисленных за январь, февраль и последующие месяцы 2017 года. Обратите внимание: «постоянный» код используется как для уплаты фиксированной части взносов, так и для части взносов в размере 1 процента от доходов свыше 300 000 руб. (см. табл. 3).

Таблица 3

КБК для пенсионных взносов «за себя» (применяются с 2017 года)

Фиксированная часть пенсионных взносов «за себя»

Часть пенсионных взносов «за себя» в размере 1% от доходов свыше 300 000 руб.

«Переходные» коды для взносов, начисленных за 2013-2016 годы

182 1 02 02140 06 1100 160

182 1 02 02140 06 1200 160

«Постоянные» коды для взносов, начисленных за периоды с начала 2017 года

182 1 02 02140 06 1110 160

Статус плательщика (поле 101)

Много вопросов вызывает поле 101 платежки, где следует указывать статус плательщика. Правила заполнения данного реквизита даны в приложении № 5 к приказу Минфина России от 12.11.13 № 107н . К сожалению, в действующей редакции данного документа нет ни одного статуса, который бесспорно подходил бы для страхователя, перечисляющего взносы в ИФНС. На сегодняшний день существуют три версии, как правильно заполнить поле 101.

Согласно первой версии организации в данном поле должны ставить «01», а предприниматели — «09». Эти значения предназначены для налогоплательщиков — юридических лиц и налогоплательщиков-предпринимателей (ИП) соответственно. Многие специалисты придерживаются именно первой версии. Они рассуждают таким образом: раз страховые взносы переведены под контроль налоговиков, то плательщики взносов по сути приравнены к налогоплательщикам. Значит, статусы «01» и «09» можно применять при уплате не только налогов, но и страховых взносов. Тем не менее, такой вариант нельзя назвать идеальным, поскольку в НК РФ понятия «налогоплательщик» и «плательщик страховых взносов» разделены.

По второй версии в поле 101 надо указывать статус «08». Он предназначен для плательщиков (как организаций, так и ИП), осуществляющих перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ. Этот статус использовался при перечислении взносов до 2017 года. Сейчас, по мнению некоторых экспертов, его по-прежнему можно ставить в поле 101. Такого рода рекомендации дают, в числе прочего, некоторые ведущие банки. Существенным минусом данной позиции является то, что её не разделяют налоговики.

По третьей версии в поле 101 необходимо указывать значение «14», которое предназначено для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам. Хотя на первый взгляд эта формулировка не годится для страхователей, инспекторы «на местах» зачастую советуют выбрать именно этот вариант.

Добавим, что Минфин России планирует внести изменения в приказ № 107н (проект поправок размещен на сайте данного ведомства). Если это произойдет, то значение «08» будут использовать плательщики, осуществляющие «иные платежи» в бюджетную систему. Иными словами, из определения, приведенного для значения «08» исчезнет упоминание о страховых платежах. Однако в определениях других значений оно не появится. Таким образом, даже ожидаемые поправки, по всей видимости, не внесут полной ясности.

У фондов есть собственнаая точка зрения. Она изложена в совместном письме ФНС, ПФР и ФСС от 26.01.2017 г. № БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П. Там говорится, что работодатель, перечисляющий взносы за работников, должен указывать статус плательщика «14», а предприниматель, перечисляющий взносы «за себя» должен ставить «09» (см. «ФНС, ПФР и ФСС сообщили, какой статус плательщика нужно указывать в платежках на перечисление страховых взносов"). Однако, финансовое ведомство до сих пор не обозначило свою позицию относительно того, действительно ли данные значения являются правильными.

Резюмирую все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: какое бы значение ни поставил страхователь в поле 101, вероятность ошибки остается. Но это не означает, что платеж непременно «затеряется», а у страхователя возникнет недоимка. На практике инспекторы засчитывают платежи с верно указанным кодом бюджетной классификации, даже если в них стоит «неправильный» статус плательщика. Но чтобы предотвратить все возможные вопросы со стороны налоговиков, можно дождаться прояснения данного вопроса (например, официальных разъяснений Минфина), и уточнить платеж в соответствии с пунктом 7 статьи НК РФ.

Реквизиты получателя (поля 61, 103 и 16)

В связи с тем, что с 2017 года страховые взносы платятся не в фонды, а в ИФНС, в качестве получателя в платежном поручении нужно указывать налоговую инспекцию. Так, в поле 61 «ИНН» и в поле 103 «КПП» следует проставлять идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет налоговой инспекции — так же, как при уплате налогов.

В поле 16 «Получатель» надо указывать сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках — сокращенное наименование инспекции. Например, УФК по г. Москве (ИФНС России № 16 по г. Москве). Соответствующие разъяснения дала Федеральная налоговая служба в письме от 01.12.16 № ЗН-4-1/22860@ (см. «С 1 января 2017 года при заполнении платежек на уплату взносов нужно будет указывать реквизиты налоговых органов »).

Таблица 4

Другие реквизиты платежки по взносам в 2017 году

Поле 106 «Основание платежа»

Для взносов за январь, февраль и последующие месяцы 2017 года указывается «ТП»

Поле 107 «Период»

Для взносов за январь, февраль и последующие месяцы 2017 года указывается «МС.01.2017», «МС.02.2017» и т.д.

Поле 108 «Номер документа»

Поле 109 «Дата документа»

Для взносов за январь, февраль и последующие месяцы 2017 года ставится ноль («0»)

Поле 110 «Тип платежа»

Ставится ноль («0»), либо поле не заполняется

Заметим, что при заполнении платежек на уплату взносов наиболее комфортно чувствуют себя те, кто формирует платежные поручения с помощью веб-сервисов. Все необходимые обновления, включая новые КБК и реквизиты получателя, своевременно устанавливаются в них без участия пользователя. При заполнении платежки нужные значения подставляются автоматически. Если же бухгалтер допускает какую-то ошибку в КБК или других реквизитах платежки, сервис сообщает об ошибке и подсказывает, как следует заполнить данное поле.

Материал предоставлен порталом «Бухгалтерия Онлайн»

Статус составителя в платежном поручении 2018 года указывается в поле 101 после реквизита «5» (вид платежа). Положение Банка России от 19.06.2012 № 383-П не дает четких указаний про заполнение поля 101, поэтому необходимо дополнительно изучать и систематизировать информацию из различных нормативных актов. Это мы сейчас и сделаем, а кроме этого, разберем наиболее часто встречающиеся вопросы по заполнению платежек.

Общая информация о реквизите 101

Налоговый кодекс РФ в п. 7 ст. 45 обязывает налогоплательщиков заполнять платежные поручения в соответствии с правилами, которые установит Минфин РФ. Порядок заполнения реквизита 101 прописан в приказе Минфина России от 12.11.2013 № 107н и приложении 5 к нему. Последняя редакция этого приложения создана приказом Минфина России от 05.04.2017 № 58н.

Реквизит 101 нужно заполнять только при проведении определенных перечислений, связанных с уплатой обязательных платежей (налоги, сборы, взносы).

В поле 101, находящемся в правом верхнем углу платежки рядом с полем «Вид платежа», проставляется цифровой код из 2 цифр, который позволяет охарактеризовать плательщика с точки зрения организационно-правовой формы, вида деятельности и назначения платежа. Например, отдельно выделены организации, ИП и частные лица, банки, налоговые и таможенные органы, оплата налогов, сборов, страховых взносов. Таким образом, этот реквизит содержит информацию о том, кто платит и что оплачивает.

При заполнении данного поля используются показатели, отражающие цифры от «1» до «28» включительно. Что они обозначают, прописано в приложении 5 к приказу № 107н.

Среди них есть коды, которые относятся к налоговым, таможенным органам, организациям федеральной почтовой связи, кредитным организациям. Такие коды в данном материале рассматриваться не будут. Остановимся на тех ситуациях, которые бывают у большинства организаций или ИП: перечисление страховых взносов и налогов.

Место расположения поля 101 можно увидеть на приведенном в настоящей статье бланке платежного поручения.

Об ошибках в платежном документе, приводящих к признанию налогового платежа неуплаченным, читайте в статье .

Статус составителя при перечислении страховых взносов индивидуальными предпринимателями

С 2017 года страховые взносы (кроме платежей на травматизм) оплачиваются в налоговый орган. ИП может перечислять страховые взносы как за себя, так и за своих сотрудников.

Однако при проведении оплаты ИП независимо от того, за кого платятся взносы, в реквизите 101 ему нужно ставить 09 (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами - индивидуальный предприниматель).

Если оплата производится в ФСС, куда продолжают перечисляться взносы на травматизм с доходов работников, то в этом поле нужно указать 08 (юрлицо или ИП, который переводит средства для оплаты страховых взносов, но не в налоговый орган).

Статус составителя при оплате ИП налога с доходов

Налог может уплачиваться как с доходов ИП, так и с доходов наемных работников. Это тоже влияет на выбор значения для поля 101.

Если ИП оформляет платежное поручение для уплаты налога со своих доходов, то он должен выбрать значение 09 (налогоплательщик, плательщик сборов).

ВАЖНО! Для нотариусов, адвокатов, фермеров должны применяться свои коды — соответственно 10, 11, 12.

Если нужно уплатить НДФЛ с доходов сотрудников, то ИП в данном случае становится налоговым агентом. И при оформлении распоряжения в банк выбирает показатель статуса 02.

Статус составителя для организаций

У организаций в стандартных ситуациях все достаточно стабильно и прозрачно:

  • 01 — налоги юридического лица, страховые взносы за сотрудников;
  • 02 — НДФЛ с доходов сотрудников;
  • 08 — страховые взносы за сотрудников, перечисляемые в ФСС.

Если организация выступает в качестве налогового агента по НДС, т. е. рассчитывает НДС и оплачивает его за другого налогоплательщика, то для платежного поручения выбираем статус 02. Если при оформлении будет использован статус 01, то налоговая может посчитать, что организация не исполнила обязанности налогового агента по перечислению НДС. Суды, конечно, встают на сторону налогоплательщика. Но зачем идти в суд, когда можно правильно заполнить платежку?

Подробнее о налоговых агентах читайте в статьях:

Выделен отдельный статус фирм (или их филиалов) для случаев, когда в организацию поступает исполнительный лист на работника, согласно которому нужно удержать из зарплаты задолженность по платежам в бюджет. Перечисление удержанной суммы происходит с кодом 19.

Об особенностях заполнения платежного документа при оплате за 3-е лицо, которая стала возможной с 30.11.2016, читайте в материале .

Консолидированная группа налогоплательщиков

К консолидированной группе налогоплательщиков в приложении 5 к приказу № 107н относятся 2 значения:

  • 21 - ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков (КГН);
  • 22 - участник КГН.

В соответствии с п. 4 правил указания информации в документах на оплату (приложение 1 к приказу № 107н) налоги от имени группы платит ответственный участник. Значит, в платежке организации — ответственного участника должен стоять показатель 21.

Если организации — участники КГН заполняют расчетные документы за ответственного участника, то они используют код 22.

Итоги

Показатели, характеризующие статус плательщика налога (сбора, страхового взноса), приведены в приложении 5 к приказу Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н. Указывать статус составителя в платежном поручении в 2018 году нужно только для перечисления обязательных платежей (налогов, сборов, взносов), размещая его в правом верхнем углу платежки рядом с полем «Вид платежа». Показатель представляет собой двузначный код от 01 до 28.

ИП, осуществляющему платежи по страховым взносам в ИФНС, нужно указывать то значение кода, которое соответствует платежам за себя, и при перечислении взносов за сотрудников. Другие коды у него появляются при платежах в ФСС и при оплате налога с доходов сотрудников.

Юрлицам придется делать выбор из большего количества вариантов: платежи за свою организацию, за другую организацию (в роли налогового агента), за сотрудников, платежи, удержанные из заработной платы сотрудников. А если организация входит в КГН, то ей нужно различать платежи, которые она осуществляет как ответственный участник и как обычный участник.

Статус составителя (поле 101) в платежном поручении в 2017 году

На территории Российской Федерации основным способом безналичных расчетов выступает платежное поручение. Указанный инструмент является письменным распоряжением клиента на перечисление банком определенной суммы денег конкретному получателю средств. Также следует помнить, что вышеназванный формуляр заполняется в строгом соответствии с актами законотворчества, предусматривает обязательное указание на статус плательщика, а также отражение иной информации.

Платежное поручение

Центральный Банк Российской Федерации издал Положение от 19.06.2012 N 383-П , которым среди прочего ввел в действие официальную форму платежного поручения . В настоящее время в России применяется и служит основанием для перечисления банком денег специальный документ — платежка, оформленная на утвержденном бланке.

Порядок заполнения формуляра, а также перечень сведений, отражение которых в платежке является обязательным, приведен ЦБ России в вышеуказанном Положении. Среди таких реквизитов поименован статус составителя. В платежном поручении 2017 года описанные данные вносятся с учетом некоторых особенностей.

Как определено в п. 4 Приложения № 1 к Положению от 19.06.2012 N 383-П, раздел 101 платежки следует заполнять при перечислениях денег в бюджет. Если же оплата происходит в пользу частного лица, то обязательного условия отражать показатель статуса в платежном поручении 2017 году вышеописанное Положение ЦБ России не содержит.

Статус плательщика

Как было указано выше, статус плательщика проставляется в соответствующей графе платежного поручения при взаимоотношениях с бюджетом. В иных случаях специальное место в платежке не заполняется и остается пустым. При принятии решения о заполнении соответствующей графы следует учитывать, что:

  • проставлять значение, равное нулю, в поле 101 платежного поручения недопустимо;
  • нельзя его оставлять незаполненным в случае, если получателем средств является бюджет;
  • значение соответствующего раздела платежки должно отвечать разъяснениям Минфина России, изложенным в Приказе от 12.11.2013 N 107н . С конкретными показателями можно ознакомиться в таблице кодов статусов в платежных поручениях в 2017 году по ссылке.

Министерство Финансов Российской Федерации издало Приказ от 12.11.2013 N 107н, Приложением № 5 к которому разработало и ввело в действие список кодов статуса плательщиков, осуществляющих переводы в пользу бюджетной системы России.

Среди указанных министерством показателей нередко используется статус плательщика 09. Данное значение применяется в случае, если индивидуальный предприниматель производит уплату исчисленных налогов в отечественный бюджет. Иные лица указанный шифр использовать не вправе. Игнорирование данного ограничения может повлечь отказ банка в переводе денег или привести к иным неблагоприятным последствиям.

Еще одним широко применяемым кодом является показатель статуса 08 в платежном поручении 2017 года. Данное значение должны отражать все предприятия и индивидуальные предприниматели, производящие отчисления в счет уплаты страховых взносов. Граждане, не являющиеся ИП, но отчисляющие деньги на выплаты в адрес фондов, использовать такой шифр не имеют права.

Для таких лиц Минфин России предусмотрел статус плательщика 24. Данный код указывается гражданами, не состоящими на налоговом учете в качестве предпринимателей, независимо от наличия или отсутствия у них счета в банке. Основным критерием в этом случае, как и при отражении иных шифров, является факт перечислений в доход бюджета.

Если же у гражданина имеется банковский счет, то он применяет статус плательщика 13. Что это такое, указал Минфин России, отметив, что названный шифр используется клиентом банка, не зарегистрированным в качестве ИП.

Полный перечень кодов можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Таблицу кодов статусов

Загрузка...