NewsChannel1 - Строительный портал

Плюсквамперфект примеры. Plusquamperfekt: правила, образование, примеры и исключения. Когда употребляем глагол HABEN

Наряду с Präteritum и Perfekt входит в ступень прошедших времён. Как сложное прошедшее время состоит из вспомогательных глаголов haben или sein в форме Präteritum и смыслового глагола в форме второго причастия (Partizip II). Выбор вспомогательного глагола определён лексическим значением смыслового глагола (см. Выбор вспомогательного глагола). Plusquamperfekt может находиться в формах активного (Aktiv) и пассивного залога (Passiv) двух наклонений - изъявительного (Indikativ) и сослагательного (Konjunktiv).

Употребление Plusquamperfekt

Употребление данной временной формы в немецком языке значительно отличается от употребления Präteritum и Perfekt, которые обозначают обычное действие в прошлом безотносительно к завершённости или незавершённости этого действия. Plusquamperfekt выражает давно прошедшее действие, поэтому его обычное употребление - относительное, но также не обязательно завершённое. Чаще всего это время употребляется вместе с Präteritum, например:

  • Als du schon ausgegangen warst, kam dein Bruder - Когда ты вышел, твой брат приходил
  • Ich war so müde und hatte Hunger. Ich hatte seit dem vorigen Morgen nichts gegessen - Я был очень усталым и хотел есть. Со вчерашнего утра ничего не ел

Границы между употреблением различных временных форм существенно размыты. Например, в разговорной речи, где чаще всего встречается Perfekt, даже при описании давно прошедших событий Plusquamperfekt использовать не обязательно. В художественной литературе , где используется Präteritum, при описании событий, происходивших ранее относительно другого подобного события, рассматриваемая форма тоже может упускаться. Таким образом, роль Plusquamperfekt в немецком языке относительно невелика, но в отличие от формы Futur II, которая перестала быть актуальной и уже не используется, данная временная форма занимает однозначно сильную позицию в системе немецких времён.

Образование Plusquamperfekt

В активном залоге изъявительного наклонения (Indikativ Aktiv) Plusquamperfekt образуется при помощи уже названных выше вспомогательных глаголов haben или sein в форме Präteritum (hatte и war в 3-ем лице единственного числа) и смыслового глагола в Partizip II. Этим временная форма Plusquamperfekt напоминает конструкцию Perfekt с той лишь разницей, что последняя использует форму Präsens для вспомогательных глаголов. Ср.: Ich habe mich nicht gesetzt (Perfekt) - Ich hatte mich nicht gesetzt (Plusquamperfekt) - Я не садился .

В пассивном залоге изъявительного наклонения (Indikativ Passiv) используется обычный для данного залога глагол werden , приплетаемый к конструкции. В данном случае также можно провести аналогию с Perfekt, поскольку формула образования этой временной формы в пассивном залоге имеет тот же вид. Ср.: Das Buch ist schon vorgelesen worden (Perfekt) - Das Buch war schon vorgelesen worden (Plusquamperfekt) - Книга уже была прочитана .

При образовании Plusquamperfekt в активном залоге сослагательного наклонения вспомогательные глаголы принимают форму Präteritum Konjunktiv. Например: Er habe gewidmet, Du seist gegangen . В этом случае форма имеет значение нереального действия. Форма Präteritum Konjunktiv для глагола werden и второе причастие образуют пассивный залог сослагательного наклонения.

См. также

  • Perfekt (немецкий язык)

Литература

  • Михаленко А. О. Deutsche Sprache // Морфология. - Железногорск, 2010.
  • Мышковая И. Б. Времена немецкого глагола. - СПб. , 2007. - 96 с. - ISBN 978-5-91281-007-7
  • Helbig G., Buscha J. Deutsche Grammatik. - Berlin, 2007. - ISBN 978-3-468-49493-2

Ссылки

  • Немецкая грамматика: Образование и употребление прошедшего времени .(недоступная ссылка - история ) Проверено 10 июля 2011.
  • Предпрошедшее время Plusquamperfekt в немецком языке . Архивировано
  • Спряжение глаголов в Plusquamperfekt . Архивировано из первоисточника 14 мая 2012. Проверено 10 июля 2011.
  • Plusquamperfekt . Архивировано из первоисточника 14 мая 2012. Проверено 10 июля 2011.
  • Времена (Tempora) . Проверено 10 июля 2011.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Книга: Немецкий язык. Грамматика и упражнения для начинающих / Т. А. Мыкало

Плюсквамперфект

Плюсквамперфект (das Plusquamperfekt, die 3. Прошлое, die vollendete Прошлое, die Vorvergangenheit) - прошедшее время образуется с претерита вспомогательных глаголов haben или sein и причастия II відмінюваного глагола. По лицам и числам изменяется только вспомогательный глагол, а причастие II остается без изменений:

ich hatte gelobt, du hattest gelobt, er hatte gelobt;

ich war gefahren,du warst gefahren, er war gefahren.

Правила выбора вспомогательных глаголов те же, что и для перфекта.

Все отклонения от нормы, которые наблюдаются при образовании перфекта, касаются также плюсквамперфекта.

Плюсквамперфект употребляется почти всегда относительно и означает, что в прошлом одно действие произошло раньше другого. Как водится, он употребляется в подрядном предложении соотносится с дієслівною временной формой главного предложения, которым обычно является претерит, гораздо реже - перфект.

Так же плюсквамперфект может употребляться в простом предложении, содержание которого тесно связан с предыдущим или следующим предложением:

Ich war sehr erstaunt ьber Kдte. Sie hatte noch nie so mit mir gesprochen. (H. Bцll)

Упражнения

Упражнение 1. Переведите предложения. Объясните, действие происходило ранее.

1. Ich gab das Buch in der Bibliothek ab. Ich hatte es gelesen.

2. Ich war gestern frьher aufgestanden. Ich hatte viel zu tun.

3. Wir kamen zum Bahnhof. Der Zug war schon abgefahren.

4. Gestern kamen zu mir zwei Freundinnen. Wir sahen fern und tranken Tee.

5. Mein Bruder kehrte nach Lwiw zurьck. Er hatte an einer Expedition teilgenommen.

6. Die ganze Familie saЯ am Tisch. Man feierte den Geburtstag der Муттер.

7. Das Gras war am Morgen nass. Hatte es in der Nacht geregnet?

Упражнение 2. Замените в предложениях презенс на претерит, а на перфект плюсквамперфект.

1. Das Mдdchen ist erkrankt und kann die Schule nicht besuchen.

2. Man hat uns die Aufgabe erklдrt, und wir beginnen zu arbeiten.

3. Die Муттер hat eine Torte gebacken, und ich lade meine Freunde zum Tee ein.

4. Wir sind in den Wald nach Pilzen gegangen und sortieren zu Hause unsere Pilze.

5. Mein Bruder hat die Schule absolviert und legt die Aufnahmeprьfungen in die Uni ab.

6. Ich habe das Heft verloren und kann es nirgends finden.

Упражнение 3. haben или sein в плюсквамперфекті?

1. Der Zug ... schon abgefahren, als wir zum Bahnhof kamen.

2. Ich konnte an der Diskussion nicht teilnehmen, denn ich ... den Vortrag nicht gehцrt.

3. Der Junge ... in der letzten Zeit viel gearbeitet und sah sehr mьde aus.

4. Der Student sagte, dass er die Frage des Examinators nicht verstanden....

5. Die Touristen ... frьh aufgestanden und machten sich nach dem Frьhstьck auf den Weg.

6. Es ... 4 Jahre verlaufen, bis sich die Freunde wieder trafen.

7. Der Vater ... im Sommer ans WeiЯmeer gefahren und erzдhlte von seinen Reiseabenteuern.

8. Die Studenten ... sich zur Vorlesung verspдtet und bekamen eine Bemerkung.

Упражнение 4. Поставьте глагол в скобках в плюсквамперфекті.

1. Wir (besorgen) die Fahrkarten im Vorverkauf und fuhren nach Odessa.

2. Die Kinder liefen auf dem Teich Schlittschuh, er (zufrieren) in der Nacht.

3. Ich (frьhstьcken) und пометки темы in die Uni.

4. Wir (sich vorbereiten) grьndlich und machten Kontrollarbeit in der fast keine Ошибкой.

5. Die Lehrerin (korrigieren) unsere Arbeiten, und wir machten die Fehlerberichtigung.

6. Ich (erhalten) einen Brief aus der BRD und schrieb сразу die Ответ.

7. Die Studenten (bestehen) die Prьfung und gingen in den Park.

8. Das Mдdchen weinte bitterlich, denn es (verlieren) die Tasche.

Упражнение 5. Дайте ответы на вопросы.

Образец: - пометки темы der Junge nach dem Mittagessen zum Training?

Ja, der Junge пометки темы zum Training, nachdem er zu Mittag gegessen hatte.

Gingen die Touristen nach dem zum Frьhstьck Bus?

Liefen die Jungen nach dem FuЯball zum Fluss?

Fuhren die Sportler nach dem Training nach Hause?

Besuchen die nach der Studenten die Prьfung Bibliothek?

Упражнение 6. Дайте ответы на вопросы.

Образец: - War die Муттер da, als Sie nach Hause kamen?

(ins Warenhaus gehen)

Nein, als ich nach Hause kam, war die Муттер ins Warenhaus gegangen.

1. War der Vater da, als Sie nach Hause kamen? (ins Werk fahren)

2. War der Bruder da, als Sie nach Hause kamen? (in die Schule laufen)

3. War Ihre Schwester da, als Sie nach Hause kamen? (aus der Bibliothek noch nicht zurьckkehren)

4. War Ihre Freundin da, als Sie zu ihr kamen? (nach Frankfurt fliegen)

Упражнение 7. Дайте ответы на вопросы.

Образец: - пометки темы Ihr Freund in die Bibliothek nach dem Frьhstьck?

Ja, er пометки темы in die Bibliothek, nachdem er gefrьhstьckt hatte.

1. Erhielten die Touristen das Programm gleich nach der Ankunft in Berlin?

2. Gab er dir das Buch erst nach deinem Anruf zurьck?

3. Beantwortete der Student erst die Frage nach einer langen Ьberlegung?

4. Kaufte Ihr Bruder diesen Wagen erst nach langem Sparen?

5. Schickte dir die Муттер dieses Telegramm erst nach langem Warten?

Упражнение 8. Придумайте предложение с первым глаголом в плюс - квамперфекті, а со вторым - в претериті.

Образец: besichtigen, beschreiben

Nachdem wir diese Ausstellung besichtigt hatten, beschrieben wir sie in unseren Aufsдtzen.

1. untergehen, dunkeln; 2. abtragen, errichten; 3. kennenlernen, sich befreunden; 4. untersuchen, verordnen; 5. genesen, die Arbeit aufnehmen; 6.einpacken, die Reise antreten; 7. abschlagen (eine Bitte), sich wenden; 8.ьbersetzen, Beispiele bilden

Упражнение 9. Перескажите текст, употребляя при этом плюсквамперфект.

Der Verleger Carlton hatte Mark Twain das erste Manuskript zurьckgeschickt. Zwanzig Jahre spдter war Mark Twain weltberьmt. Da traf er Carlton wieder. Der sprach ihn an.

«Mein lieber Twain! Es gibt einen Menschen, der noch berьhmter ist als Sie, und der bin ich. Ich bin keine bedeutende Persцnlichkeit, und dennoch hat eine meiner Handlungen mir Weltruf verschafft. Ich habe Ihnen Ihre Arbeiten zurьckgeschickt, und heute gelte ich fьr den grцЯten Esel des Jahrhunderts!»

Упражнение 10. Придумайте ситуации, применяя приведенные речевые обороты.

sich aus dem Staube machen, in Begeisterung versetzen, einen Eindruck machen, einen Beschluss fassen, einen Krankenschein ausstellen, das Wort ergreifen, einen Dienst leisten, im Briefwechsel stehen, seinen Platz einnehmen, j-n auf die Probe stellen, einen Vertrag abschlieЯen

Упражнение 11. Вставьте пропущенные глаголы в форме плюсквамперфекта.

1. essen: Als ich gestern spдter nach Hause kam, ... meine Eltern schon zu Abend ... . 2. reparieren: Als ich zur Wekstatt kam, ... man meinen Wagen schon ... . 3. aufhцren: Als wir gestern wegfahren wollten, ... der Реген.... 4. anfangen: Als wir ins Theater kamen, ... die Vorstellung schon ... . 5. aufrдumen: Als wir nach dem Frьhstьck auf unser Zimmer gingen, ... das Zimmermдdchen das Zimmer bereits ... . 6. abholen: Als ich das Hotel verlieЯ, ... man mein Gepдck schon ... .

Упражнение 12. Образуйте от представленных глаголов плюсквамперфект с глаголом sein.

1. abfahren: Als ich zum Bahnhof kam, ... der Zug bereits ... .

2. ausziehen: Als ich Fritz besuchen wollte, ... er bereits aus seiner Wohnung wieder ... .

3. heimgehen: Als ich spдt zur Party kam, ... die meisten Gдste schon ... .

4. abfliegen: Als wir endlich zum Flugplatz kamen, ... die Maschine bereits... .

5. werden: Als wir in Hamburg ankamen, ... das Wetter wieder besser ... .

6. zurьckkehren: Als ich nach Hause kam, ... meine Eltern bereits von der Wanderung ... .

Упражнение 13. Дополните предложения глаголом haben в плюсквамперфекті.

1. Was ... Elli an ... , als ihr sie gestern getroffen habt?

2. Als ich neulich ьber die Grenze wollte, ... ich dummerweise meinen Pass nicht bei mir ... .

3. Wir haben alles aufgegessen, weil wir дгоЯеп Hunger ... ... .

4. In unserer Kindheit ... wir es wirklich gut ... .

5. Meine Schwester ... als Kind ihre Puppen immer sehr lieb ... .

6. Was ... ihr vor ... , als wir euch neulich getroffen haben?

Упражнение 14. Дополните предложения глаголом sein в плюсквамперфекті.

1. Vor unserer Abreise in den Urlaub ... ich eine Woche krank ... .

2. Bevor Peter zu uns kam, ... er bei seinen Eltern ... .

3. Bevor wir nach Spanien kamen, ... wir eine Woche in Frankreich ... .

4. Bevor meine Kinder in die Schule kamen, ... sie ein Jahr im Kindergarten ...

Упражнение 15. Дополните предложения глаголом werden в плюсквамперфекті.

1. Ich konnte die Reise nach Prag leider nicht mitmachen, weil ich plцtzlich krank ... ... .

2. Wir mussten vom Urlaub frьher zurьckkommen, weil unser Geld zu knapp ... ... .

3. Die alte Frau musste schnell ins Krankenhaus. Sie ... plцtzlich ohnmдchtig ...

4. Mozart ... schon als 6-jдhriger Knabe durch seine Konzerte bekannt ... .

Упражнение 16. Подчеркните глаголы, определите, в каком времени их подано, и переложите сообщение на украинскую.

Vorhang explodiert in Waschmaschine

Kцln - Damit (1) hatte die Hausfrau nicht gerechnet: Eine Nacht lang (2) hдngte sie einen Duschvorhang zum Lьften vor ihre Wohnung, nachdem sie ihn (3) gereinigt hatte. Trotzdem (4) gab es eine Explosion, als sie den Vorhang in der Maschine (5) wusch. Drei Wдnde (6) wurden verschoben, es (7) entstand ein Sachschaden von 20 000 Euro. «Ich (8) habe meinen Augen nicht getraut, als ich die Verwьstung (9) gesehen habe», (10) sagte die Frau. Verletzt wurde niemand. Die Kriminalpolizei (11) glaubt, dass sich die explosiven Reste am Vorhang durch die Minusgrade wдhrend der Nacht nicht komplett (12) verflьchtigt hatten.

1. Немецкий язык. Грамматика и упражнения для начинающих / Т. А. Мыкало
2. Отрицательные предложения
3. Неозначено-личные предложения с местоимением man
4. Безличные предложения
5. Глагол
6. Основные формы глагола
7. Образование презенса
8.

Plusquamperfekt.

  1. Ich frage. 7. Ich turne.
  2. Ich zeichne. 8. Ich helfe.
  3. Ich komme. 9. Ich springe.
  4. Ich gehe. 10. Ich schreibe.
  5. Ich spreche. 11. Ich fahre.
  6. Ich antworte. 12. Ich lese.

3.Поставить глагол в Plusquamperfekt.

Plusquamperfekt.

1. Проспрягать глаголы в Plusquamperfekt.

  1. Ich frage. 7. Ich turne.
  2. Ich zeichne. 8. Ich helfe.
  3. Ich komme. 9. Ich springe.
  4. Ich gehe. 10. Ich schreibe.
  5. Ich spreche. 11. Ich fahre.
  6. Ich antworte. 12. Ich lese.

2. Подчеркнуть глаголы в Plusquamperfekt.

Ich kam auf den Markt und kaufte Fleisch und Gemüse. Nachdem Ich alles gekauft hatte, ging ich nach Hause. Als ich nach Hause kam, hatten alle schon gefrühstückt. Ich hatte mich verspätet. Was sollte ich machen? Ich mußte allein essen. Das liebe ich nicht. Nach dem Frühstück machte ich mich an die Arbeit. Meine Schwestern waren schon fertig, sie hatten ihre Aufgaben gemacht und waren schon ins Kino gegangen und ich war noch immer bei den Büchern.

3. Поставить глагол в Plusquamperfekt.

1) Wir (gewinnen) die Schachpartie und freuten uns sehr. 2) Ich (ankommen) am Morgen in Moskau und fuhr am Abend weiter. 3) Er (bestehen) seine Prüfungen und verließ die Stadt. 4) Meine Mutter (bekommen) unseren Brief und schickte uns Geld. 5) Ich (verlieren) meine Handschuhe und kaufte mir neue. 6) Sie (nehmen) ein interessantes Buch in der Bibliothek und las die ganze Nacht.

Plusquamperfekt в придаточных предложениях.

4. Составить сложноподчинённые предложения с союзом weil и подчеркнуть Plusquamperfekt.

  1. Ich machte heute meine Aufgaben. Ich hatte sie gestern nicht gemacht.
  2. Du kamst zu spät. Du warst zu Fuß gegangen.
  3. Wir kauften uns kein Buch. Wir hatten das Geld zu Hause vergessen.
  4. Sie fuhren nicht mit dem Zuge. Sie hatten sich verspätet.

5. Вместо Perfekt и Präsens поставить Plusquamperfekt и Präteritum.

  1. Ich bin nach Hause gekommen und mache meine Aufgaben.
  2. Du hast die Aufgabe gemacht und läufst in den Garten.
  3. Er hat eine Birne gepflückt und gibt sie der Mutter.
  4. Die Mutter hat die Birne genommen und legt sie auf den Tisch.
  5. Wir sind in den Garten gelaufen und pflücken Pflaumen und Kirschen.
  6. Ihr habt Pilze gesammelt und geht nach Hause.
  7. Sie haben sich gewaschen und kleiden sich jetzt an.

6. Перевести на немецкий язык.

1) После того как он выучил урок, он пошёл в кино. 2) Вы не можете читать, потому что вы не выучили урока. 3) Мы вчера очень устали, потому что мы много бегали.


Плюсквамперфект (das Plusquamperfekt ) - предпрошедшее время. Оно используется для описания действия, предшествующего какому-то действию в прошлом. Те, кто изучал английский язык, могут вспомнить форму Past Perfect. Определенное сходство здесь есть. Но английский Past Perfect описывает действие, завершенное к какому-то моменту в прошлом, а немецкий Plusquamperfekt - предшествующее другому действию в прошлом. При этом он может (но не всегда должен) указывать и на завершенность действия в прошлом.

Плюсквамперфект образуется так:

Plusquamperfekt : вспомогательный глагол haben (иметь ) или sein (быть ) в претерите + причастие II основного глагола.

  • Er studierte in unserer Gruppe, aber früher hatte er an der philosophischen Fakultät studiert . - Он учился в нашей группе, но раньше он учился на философском факультете.
  • Es regnete in Strömen. Zum Glück waren alle schon gekommen . - Дождь лил как из ведра. По счастью, все уже пришли.

Итак, не «hat studiert» (перфект), а «hatte studiert» (плюсквамперфект), не «sind gekommen» (перфект), а «waren gekommen» (плюсквамперфект). По сравнению с перфектом всё сдвигается еще на одну ступень в прошлое, и сам вспомогательный глагол «стареет». Формально плюсквамперфект - это перфект, который «окунули» в прошлое.

Запомните правило согласования времен при описании последовательности событий:

  • настоящее время (презенс) - перфект
  • претерит - плюсквамперфект

Если вести отсчет от настоящего времени, то данные выше примеры в плюсквамперфекте должны выглядеть так:

Исчез претерит - исчез и его спутник плюсквамперфект. Итак, если события описываются в настоящем времени, то связанные с ними события в прошлом требуют описания в перфекте. Это правило распространяется даже на письменную речь.

Читать далее

← Перфект

(Plusquamperfekt) - это ещё одна форма прошедшего времени наряду с претеритом и перфектом. Это сложное, аналитическое по своему характеру время, которое немцы используют, как правило, в относительном употреблении, то есть вместе с другими временами (обычно с претеритом). Иногда плюсквамперфект называют давнопрошедшим временем, чтобы подчеркнуть, что действие в этом времени было совершено задолго до какого-то момента речи. Но это вовсе не означает, что на русский язык его лучше переводить, используя совершенный вид глагола (такая ошибка встречается нередко). В немецком категории вида не существует, поэтому теоретически любое время в немецком языке может означать как законченное, так и незаконченное действие.

Образование временной формы плюсквамперфект не будет для нас сложным делом. Мы используем конструкцию, близкую по структуре к перфекту: вспомогательный глагол haben или sein в личной форме претерита (то есть war(-en, -st, -t) и hatte(-n, -st, -t) в табличном варианте) стоит на месте сказуемого, а смысловой глагол в форме причастия прошедшего времени (Partizip II) стоит в конце простого предложения. Выбор вспомогательного глагола определяется теми же критериями, что и при образовании перфекта.

Как уже говорилось, плюсквамперфект употребляется относительно вместе с претеритом. Этот момент следует пояснить. Часто бывают ситуации, когда в одном предложении нужно представить два временных плана, один из которых касается более ранних событий, чем другой. Такое часто бывает в сложных предложениях с придаточным времени. Например:

  • Nachdem ich meine Mutter abgeholt hatte , fuhr ich nach Hause. “ «После того как я забрал свою маму, я поехал домой»
  • Als meine Freunde weggegangen waren , kam zu mir mein Vater. “ «Когда мои друзья свалили, ко мне пришёл отец»

Конечно, употребление плюсквамперфекта этим не ограничивается. Он может встречаться и в отдельных предложениях, которые по смыслу связаны с другими в данном тексте. В художественной литературе чаще употребляют претерит (даже там где, казалось бы, уместен плюсквамперфект). В разговорной речи, как мы помним, преобладает перфект. Для третьего же времени самостоятельной роли не нашлось, но всё же оно употребляется по ситуации.

Предыдущий урок:
41. Образование сложных форм модальных глаголов
42. Плюсквамперфект Следующий урок:
Загрузка...