NewsChannel1 - Строительный портал

Тибетский врач бадмаев. Петр бадмаев. Предложения по интеграции в Россию стран Востока

, Монголию и Китай .

Происхождение

П. А. Бадмаев по происхождению бурят . Его отец вёл кочевой образ жизни в Агинской степи Забайкалья .

Дата рождения

Год рождения Бадмаева неизвестен. Без всяких оснований в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона годом рождения указан 1849 год, а в современном Энциклопедическом словаре даётся 1851 год. В его следственном деле лежит справка ЧК , где указано, что он родился в 1810 году [ ] . В заявлении на имя председателя ЧК от 10 августа 1919 года он написал: «Я, 109 лет старик, потому только, что имею большое имя, популярное в народе, - сижу в заключении без всякой вины и причины уже два месяца». Его дочь говорила: «Когда я родилась (это 1907 год), отцу было сто лет».

Имя и крещение

Деятельность

Пётр Бадмаев окончил гимназию в Иркутске. В поступил в Петербургский университет на Восточный факультет . В 1875 году окончил его с отличием по монгольско-маньчжурскому разряду. В это же время был вольнослушателем в Военно-медицинской академии . С 1875 году на службе в Азиатском департаменте МИД. После смерти своего старшего брата Сультима (Александра Александровича) возглавил организованную им аптеку тибетских лекарственных трав в Санкт-Петербурге. В 1877 году П. А. Бадмаев женился на русской дворянке Надежде Васильевне Рябининой, дочери титулярного советника Василия Александровича Рябинина. Венчание было в церкви Собственного Его Величества дворца.

Занимался лечебной практикой (лечил травами, порошками собственного изготовления). Пользовался доверием императора Александра III и Николая II . Долгое время лечил царевича Алексея . Выступал против Григория Распутина .

Создал торговый дом «П. А. Бадмаев и Ко», действовавший в 1893-1897 гг. в Забайкалье . Целью торгового дома была торговля с бурятами . В здании торгового дома «П. А. Бадмаев и Ко» в Чите с 1895 года издавалась первая частная газета Забайкалья «Жизнь на восточной окраине». Газета издавалась на монгольском и русском языках без контроля цензуры. Улучшил местную породу лошадей благодаря покупке в Читу Торговым домом Бадмаева чистокровных английских скаковых лошадей. Содействовал миссионерской деятельности Забайкальской духовной епархии. В 1909 году организовал «Первое Забайкальское горно-промышленное товарищество» для разработки золотых приисков.

Предложения по интеграции в Россию стран Востока

В 1893 году после нескольких экспедиций в Монголию , Китай и Тибет , Бадмаев-дипломат написал и подал императору Александру памятную записку «О задачах русской политики на азиатском Востоке». План Бадмаева был грандиозным и предусматривал добровольное присоединение к России Монголии, Китая и Тибета. Он предсказывал, что дни маньчжурской династии в Китае сочтены, и предупреждал: если туда не придём мы, придут англичане. (Он не ошибся: после смерти Александра III англичане ввели войска в Тибет). Бадмаев утверждал, что в Китае нет навыка самоуправления, страна привыкла к диктатуре и оттого встретит русских с покорностью и даже благодарностью. Император наложил на письмо резолюцию: «Всё это так ново, необычайно и фантастично, что с трудом верится в возможность успеха». Советские источники переврали резолюцию - вместо «необычайно» написали «несбыточно». За представленный труд Петр Александрович получил генеральский чин - действительного статского советника .

Строившаяся при Александре III Транссибирская железнодорожная магистраль способствовала быстрому экономическому развитию дальневосточной окраины империи, до этого оторванной от центра. В своём докладе императору Бадмаев предлагал сменить экономическую ориентацию России с востока на юг - на Тибет, построив для этого ещё одну железную дорогу к городу Ланчжоу , расположенному в 1500 верстах от границы Российской империи и являющемуся, по мнению Бадмаева, ключом к Тибету. «Ланчжоу-фу - ключ в Тибет, Китай и Монголию. Вся торговля Китая попадёт в наши руки, - убеждает он императора. - Европейцы не в состоянии с нами конкурировать… С проведением этой линии начнётся финансово-экономическое могущество России».

Перспективы, описанные в докладе, заинтересовали министра финансов Витте. В сопроводительной записке к докладу тот пишет императору, что взгляды Бадмаева представляются ему «весьма серьёзными» и «устанавливающими новую точку зрения в практических вопросах политики… По своему географическому положению Тибет, с точки зрения интересов России, имеет важное политическое значение. Значение это особенно увеличилось в последнее время ввиду настойчивых стремлений англичан проникнуть в эту страну и подчинить её своему политическому влиянию».

Репрессии и смерть

Зимой 1919-1920 гг. находился в заключении в Петербургской городской тюрьме и в Чесменском лагере. Умер в июле 1920 года. Похоронен 1 августа 1920 года на Шуваловском кладбище в Петрограде.

Мистические ордена Тибета

Среди эзотериков распространена сложнопроверяемая информация, что Бадмаев якобы был членом тибетского мистического общества «Зелёный дракон» . Ввиду отсутствия в тайных организациях какой-либо официальной документации любые аргументы «за» или «против» утверждения этого безосновательны.

Образ в литературе

П. А. Бадмаев описан в романе известного писателя В. Пикуля «Нечистая сила».

В своих мемуарах А. Ф. Керенский пишет, что последний министр внутренних дел Российской империи А. Д. Протопопов познакомился с Григорием Распутиным на квартире у Бадмаева, у которого Протопопов лечился.

Происхождение

П. А. Бадмаев по происхождению бурят . Его отец вёл кочевой образ жизни в Агинской степи Забайкалья .

Дата рождения

Год рождения Бадмаева неизвестен. Без всяких оснований в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона годом рождения указан 1849 год, а в современном Энциклопедическом словаре дается 1851 год. В его следственном деле лежит справка ЧК , где указано, что он родился в 1810 году. В заявлении на имя председателя ЧК от 10 августа 1919 года он написал: «Я, 109 лет старик, потому только, что имею большое имя, популярное в народе, - сижу в заключении без всякой вины и причины уже два месяца». Его дочь говорила: «Когда я родилась (это 1907 год), отцу было сто лет».

Имя и крещение

Деятельность

Пётр Бадмаев окончил гимназию в Иркутске. В поступил в Петербургский университет на Восточный факультет . В 1875 году окончил его с отличием по монгольско-маньчжурскому разряду. В это же время был вольнослушателем в Военно-медицинской академии . С на службе в Азиатском департаменте МИД. После смерти своего старшего брата Сультима (Александра Александровича) возглавил организованную им аптеку тибетских лекарственных трав в Санкт-Петербурге. В 1877 году П. А. Бадмаев женился на русской дворянке Надежде Васильевой.

Дом Бадмаева на Поклонной горе (уничтожен)

Занимался лечебной практикой (лечил травами, порошками собственного изготовления). Пользовался доверием императора Александра III и Николая II . Долгое время лечил цесаревича Алексея . Выступал против Григория Распутина . На Поклонной горе имел дом, при котором находился огород, на котором он выращивал целебные травы.

Создал торговый дом «П. А. Бадмаев и Ко», действовавший в 1893-1897 гг. в Забайкалье . Целью торгового дома была торговля с бурятами . В здании торгового дома «П. А. Бадмаев и Ко» в Чите с 1895 г. издавалась первая частная газета Забайкалья «Жизнь на восточной окраине». Газета издавалась на монгольском и русском языках без контроля цензуры. Улучшил местную породу лошадей благодаря покупке в Читу Торговым домом Бадмаева чистокровных английских скаковых лошадей. Содействовал миссионерской деятельности Забайкальской духовной епархии. В 1909 г. организовал «Первое Забайкальское горно-промышленное товарищество» для разработки золотых приисков.

Предложения по интеграции в Россию стран Востока

В 1893 г. после нескольких экспедиций в Монголию , Китай и Тибет , Бадмаев-дипломат написал и подал императору Александр памятную записку «О задачах русской политики на азиатском Востоке». План Бадмаева был грандиозным и предусматривал добровольное присоединение к России Монголии, Китая и Тибета. Он предсказывал, что дни маньчжурской династии в Китае сочтены, и предупреждал: если туда не придем мы, придут англичане. (Он не ошибся: после смерти Александра III англичане ввели войска в Тибет.) Бадмаев утверждал, что в Китае нет навыка самоуправления, страна привыкла к диктатуре и оттого встретит русских с покорностью и даже благодарностью. Император наложил на письмо резолюцию: «Все это так ново, необычайно и фантастично, что с трудом верится в возможность успеха». За представленный труд Петр Александрович получил генеральский чин - действительного статского советника .

Строившаяся при Александре III Транссибирская железнодорожная магистраль способствовала быстрому экономическому развитию дальневосточной окраины империи, до этого оторванной от центра. В своем докладе императору Бадмаев предлагал сменить экономическую ориентацию России с востока на юг - на Тибет, построив для этого еще одну железную дорогу к городу Ланчжоу-фу, расположенному в 1500 верстах от границы Российской империи и являющемуся, по мнению Бадмаева, ключом к Тибету. «Ланчжоу-фу - ключ в Тибет, Китай и Монголию. Вся торговля Китая попадет в наши руки, - убеждает он императора. - Европейцы не в состоянии с нами конкурировать… С проведением этой линии начнется финансово-экономическое могущество России».

Перспективы, описанные в докладе, заинтересовали министра финансов Витте. В сопроводительной записке к докладу тот пишет императору, что взгляды Бадмаева представляются ему «весьма серьёзными» и «устанавливающими новую точку зрения в практических вопросах политики… По своему географическому положению Тибет, с точки зрения интересов России, имеет важное политическое значение. Значение это особенно увеличилось в последнее время ввиду настойчивых стремлений англичан проникнуть в эту страну и подчинить ее своему политическому влиянию».

Репрессии и смерть

Зимой 1919-1920 гг. находился в заключении в Петербургской городской тюрьме и в Чесменском лагере. Умер в июле 1920 года. Похоронен 1 августа 1920 г. на Шуваловском кладбище в Петрограде.

Мистические ордена Тибета

Среди эзотериков ходят слухи, что Бадмаев якобы был членом тибетского мистического общества «Зелёный дракон» . Ввиду отсутствия какой-либо официальной документации в тайных организациях аргументы «против» этого или «за» безосновательны.

Современность

Библиография

  • Проект включения Тибета, Монголии и Китая в Российскую империю «О задачах русской политики на азиатском Востоке». 1893 г.
  • Главное руководство по врачебной науке Тибета «Жуд-ши». СПб, 1903. 159 стр. М., Наука. 1991.
  • Ответ на неосновательные нападки членов медицинского совета на врачебную науку Тибета. СПб, 1911. 72 стр.

Литература

  • Гусев Б. Доктор Бадмаев. - М. : Русская книга, 1995.
  • За кулисами царизма. Архив тибетского врача Бадмаева. // Под редакцией В. П. Семённикова. Госиздат. Л. 1925 год. 175 стр.
  • Валентин Пикуль « Нечистая сила» Москва СП Интерпринт 1991

Ссылки

  • Лобанов В. Г. Старая Чита. Документальный рассказ. Издание второе, исправленное и дополненное. - Чита: Степанов М. А., 2003. - 336 с.
  • Интервью с доктором медицины В.Бадмаевым, родственником П.Бадмаева

Примечания

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся в Бурятии
  • Тибетологи России
  • Дипломаты Российской империи
  • Предприниматели Российской империи
  • Персоналии:Медицина
  • Принявшие православие буддисты
  • Похороненные на Шуваловском кладбище
  • Персоналии:Традиционная тибетская медицина

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бадмаев, Пётр Александрович" в других словарях:

    - (Жамсаран) (1851 1920), врач тибетской медицины. С 1875 занимался врачебной практикой. Пользовался большим доверием императоров Александра III и Николая II. Выступал против Г. Е. Распутина, но затем перешёл на его сторону. * * * БАДМАЕВ Петр… … Энциклопедический словарь

    БАДМАЕВ, Петр (Жамсаран) Александрович - (1841 1920) Крупный специалист по тибет. медицине, теоретик и практик; монголовед; общ. и полит. деятель. Род. в семье скотовода кочевника, в Агинской степи. Ок. с золотой медалью Иркутскую гимназию. Уехал в СПб., на помощь старшему брату… … Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период

    - … Википедия

    Бадмаев калмыцкая и бурятская фамилия: Бадмаев, Алексей Балдуевич (1924 2007) калмыцкий писатель. Бадмаев, Михаил Васильевич калмыцкий общественный деятель конца XIX и начал XX веков. Бадмаев, Найман Бадмаевич издатель… … Википедия

    Бадмаев, Александр Александрович (до принятия православия Сильтим), лектор монгольского языка в Петербургском университете, родом бурят из восточной Сибири, бывший старший лама Ачинской степной думы. Умер в 1873 году. С 1853 года Б. стал известен … Биографический словарь

    - (ум. в 1883), российский врач, первый в Петербурге специалист по тибетской медицине, лечивший в военном госпитале. Открыл в России первую аптеку восточных лекарственных средств. Переводчик с тибетского языка на монгольский «Чжуд ши» основного… … Энциклопедический словарь

    - (Жамсаран) (1851 1920) врач тибетской медицины. С 1875 занимался врачебной практикой. Пользовался большим доверием императора Александра III и Николая II. Выступал против Г. Е. Распутина, но затем перешел на его сторону … Большой Энциклопедический словарь

Долгие годы имя моего деда, Петра Александровича Бадмаева, крупного ученого, основоположника врачебной науки Тибета в европейской части России, исследователя Востока, первого переводчика на русский язык фундаментального труда "Жуд-Ши" - главного руководства по тибетской медицине, было незаслуженно забыто и, более того, сознательно замалчивалось.

Ему ставилось в вину то, что он как известный врачеватель своего времени лечил членов царской семьи, имел генеральский чин и т.п. Жена П.А. Бадмаева, моя бабушка Е.Ф. Бадмаева, пыталась восстановить справедливость в отношении своего мужа. Еще в 1950-е годы она обращалась в Министерство здравоохранения с предложением передать архивы П.А. Бадмаева, его труды, раскрывающие систему врачебной науки Тибета, для опубликования. Она скончалась в 1954г., так и не дождавшись ответа.

В 1960-годы моя мама, младшая дочь П.А. Бадмаева, врач, - Аида Петровна Гусева (по мужу) также обращалась в Минздрав и в Академию медицинских наук с предложением об издании трудов отца, - ответ последовал весьма неопределенный. Об издании рецептуры тибетских лекарств ходатайствовал крупнейший специалист в области лекарственных растений, доктор фармацевтических наук, профессор А.Ф. Гамерман, при этом она сообщала, что П.А. Гусева провела значительную работу по систематизации трудов своего отца. Однако эти обращения остались без ответа.

Но времена менялись. В 1978г. - первая ласточка: Монгольская академия наук выпускает сборник "Лекарственные растения", и в числе первоисточников упоминаются два имени - П.А. Бадмаев как переводчик "Жуд-Ши" и А.П. Гусевой как автора ряда статей о тибетской медицине, опубликованных в "Научных записках Ленинградского химико-фармацевтического института". Книга эта вышла на русском языке, хотя небольшим тиражом, -1000 экз.

В декабре 1987г. меня пригласили на заседание Научного общества истории медицины, посвященное теме: "Тибетская медицина в Петербурге, Петрограде, Ленинграде". Докладчик, кандидат биологических наук, автор ряда трудов по истории медицины Т.И. Грекова посвятила основную часть доклада Бадмаевым. Много добрых слов было сказано на этом заседании о Петре Александровиче. Впервые с высокой научной трибуны я услышал: "Выдающиеся заслуги Петра Александровича Бадмаева долгое время замалчивались из-за его генеральского звания, близости ко двору, а также из-за его якобы дружбы с Распутиным. Однако найденные документы свидетельствуют о попытках П.А. Бадмаева разоблачить всесильного старца. Эти попытки, как и многие другие, не имели успеха, но свидетельствуют о позиции ученого".

Об этом заседании появилось сообщение в газете "Вечерний Ленинград". Затем большая статья " Бадмаевы - легенды и быль" с портретом деда была напечатана в воскресном приложении к газете "Известия" - "Неделе". Сотрудники АН СССР профессор И.Б. Погожев и старший научный сотрудник Э.Ю. Кушниренко с разрешения родных произвели опись архива П.А. Бадмаева. После этого ко мне с письмом обратились президент АН СССР академик Г.И. Марчук и директор Института радиационной медицины БССР академик АМН СССР В.А. Матюхин. Они охарактеризовали П.А. Бадмаева как крупнейшего знатока тибетской медицины и предложили издать его труды.

Я начал работу с архивом П.А. Бадмаева еще в 1975г., сразу после смерти матери, выполняя ее завет. В 11-м номере журнала "Новый мир" за 1989г. была опубликована подготовленная мной документальная повесть "Мой дед Жамсаран Бадмаев" с предисловием от редакции, в котором ссылались на сегодняшнюю актуальность трудов П.А. Бадмаева и проводилась оценка их академиком В.А. Матюхиным.

Фигурой деда заинтересовалось Центральное телевидение, посвятив ему получасовую передачу. Она состоялась 25 марта 1990г., а 25 апреля 1990г. "Медицинская газета" опубликовала большое интервью со мной.

Мой дед по рождению монгол, подростком пас овец в Агинской степи Забайкалья. Звали его Жамсаран, он был самым младшим, седьмым сыном Засогола Батмы, - скотовода средней руки. Жили в шестистенной юрте и кочевали по агинской степи. Происходило это в мирные времена середины прошлого века. Семья Батмы была известна в Аге, да и во всем Забайкалье.

Среди монголов, бурят принято знать своих предков до одиннадцатого колена. Эта традиция передается из рода в род. Свой род Засогол Батма вел от Добо Мергэна, того самого, что был отцом Чингиз - хана (Чингис-хан). Батма по-монгольски цветок лотоса, - именно так звали любимую дочь Чингиз - хана. Но семья Батмы была известна еще и тем, что самый старший из братьев - Сультим был эмчи-ламой (тибетским врачом) Степной думы и прославился своим искусством лечить по системе врачебной науки Тибета. Слава его распространилась и за пределы Аги.

Когда в Забайкалье вспыхнула эпидемия тифа, то русские власти обратились за помощью к тибетским лекарям. В борьбу с эпидемией тифа вступил Сультим со своими помощниками. Успешные результаты лечения удивили губернатора Восточной Сибири графа Муравьева-Амурского, прогрессивного деятеля того времени. По рекомендации Сультима пригласили в Петербург и устроили ему испытание в Николаевском военном госпитале, поручив лечить своими средствами самых безнадежных больных, в том числе страдающих бугорчаткой и раком. И вот документ об итогах: "Результаты врачевания А.А. Бадмаева* удостоверяются тем, что, по Высочайшему повелению, Медицинский Департамент Военного министерства 16 января 1862 года за №496 уведомил Бадмаева, что он награжден чином, с правом носить военный мундир и в служебном отношении пользоваться правами, присвоенными военным врачам".

Александр Александрович Бадмаев открыл в Петербурге аптеку лекарственных трав и занялся частной практикой. Еще перед отъездом в Петербург он ходатайствовал перед губернскими властями, чтобы его младшего брата Жамсарана приняли в Иркутскую русскую классическую гимназию, и просьба эта была уважена. Жамсаран закончил гимназию с золотой медалью. Старший брат не случайно выделял Жамсарана из остальных братьев: он считал его наиболее способным. Теперь он просил родителей отпустить Жамсарана в Петербург - ему нужен был помощник, а в дальнейшем и преемник.

Жамсаран имел быстрый, пытливый ум, мгновенную реакцию, к тому же приехал в Петербург молодым, имея гимназическое образование. Он скоро адаптировался в новой среде, поступил на Восточный факультет Санкт-Петербургского университета. Одновременно начал посещать лекции в Медико-хирургической академии в качестве вольнослушателя с правом сдачи экзаменов. Жамсаран был чрезвычайно энергичный, общительный юноша, он всюду успевал, а вечерами перенимал от старшего брата тайны врачебной науки Тибета. И этот заряд неукротимой энергии, Божий дар, он пронес через всю свою жизнь. И в 60 лет он будет трудиться по 16 часов в день, и в 70! Однако день трудовой он строил мудро: выработал в себе привычку через три-четыре часа работы засыпать на семь-десять минут. От того ум его был всегда свеж и восприимчив.

Он заочно сдал экзамены в Академии и получил право врачевания. Но, имея запас знаний европейской медицины, он решил посвятить себя и медицине тибетской. По примеру брата, он крестился и взял себе имя Петр в честь своего кумира Петра Великого; отчество по имени императора. Крестным отцом его стал наследник - цесаревич, будущий император Александр III, в одном из писем деда Николаю II есть прямая ссылка на это.

По окончании университета, Петру предложили должность чиновника 8-класса в Азиатском департаменте МИД Российской Империи. Он принял должность. Она была связана с поездками в Китай, Монголию, Тибет, что отвечало его планам: добыть подлинные рукописи книги "Жуд-Ши" - главного руководства по изучению врачебной науки Тибета. По словам старшего брата, рукопись представляла собой длинные манускрипты, которые читать следовало не слева направо, а сверху вниз.

К сожалению, брат Александр рано умер, в 1873г. И аптека, и пациенты перешли к Петру. Этот период в жизни деда мало известен. Он ездил с поручениями своего департамента в Китай и Монголию, встречался с эмчи-ламами - знатоками врачебной науки Тибета, стремился перенять у них как можно больше. Фамилия Батмы и принадлежность к одной из ветвей рода Чингиз - Хана открывала ему все двери.

Во время этих поездок Петр Александрович, естественно, знакомится с событиями, происходящими в странах Востока. Побывав в Китае, он пришел к выводу, что правящая там маньчжурская династия скоро должна пасть (этот прогноз его позднее подтвердился). Далее, он мыслит, что Тибет - ключ к Азии со стороны Индии, и если англичане завладеют Тибетом, то они через Кукунор, Алашань и Монголию будут иметь влияние, с одной стороны, на наш Туркестан, а с другой - на Манчжурию и будут возбуждать против России весь буддийский мир. Эти и многие другие мысли он изложил в записке о русской политике на Востоке. Там много предложений, в том числе и о преобразовании Приамурского края. Записка эта датирован 1893г. и подписал ее уже надворный советник П. Бадмаев. На записке благожелательная резолюция Александра III: "Все это так ново, оригинально, что с трудом верится в возможность осуществления..."

Вскоре Петр Александрович Бадмаев получил генеральский чин действительного статского советника. После смерти Александра III в 1894 году дед уходит в отставку и посвящает себя исключительно тибетской медицине. Как складывается его личная жизнь, судьба? Еще в 1877 году он женился на дворянке Надежде Васильевой. Частная практика, которую он прерывал, приносила ему значительный доход. Он нашел в городе, стоящем на болоте, едва ли не единственное сухое высокое место - Поклонную гору в районе Удельной, откупил там участок и еще в 1880 годах по проекту архитектора Лебурдэ построил двухэтажный каменный дом с восточной башенкой.

В Петербурге П.А. Бадмаев уже широко известен как врач. Об этом свидетельствуют статья о нем, помещенная в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, вышедшей в 1891г. В четвертом томе о Бадмаевых сказано: "Бадмаевы - два брата, буряты, Александр Александрович Бадмаев был лектором калмыцкого языка Санкт-Петербургского университета в 60-х годах; Петр Александрович Бадмаев - младший брат и воспитанник предыдущего, родился в 1849г. Учился в Медико-хирургической академии и получил право врачебной практики. Лечит все болезни какими-то особыми, им самим изготовленными порошками, а также травами; несмотря на насмешки врачей, к Бадмаеву стекается огромное количество больных". Если энциклопедия вышла в 1890-х годах, то составлялась она в 1880-х.

Конечно, успех дела порождал и зависть коллег, но были и идейные, так сказать, противники тибетской медицины: что это за наука, которая лечит травами, отрицает методы традиционной европейской медицины?! Я думаю, что сама служба Петра Александровича в Азиатском департаменте имела ту логику, чтобы получить чины и с ними иметь сильную позицию: простого инородца легко было смести и даже засудить, обвинив в шарлатанстве. А с "вашим превосходительством" не очень пошутишь. Поэтому противники деда обвиняли не его, а тибетскую медицину, отрицая ее как науку.

На эти нападки дед ответил резкой полемической брошюрой "Ответ на неосновательные нападки членов Медицинского совета на врачебную науку Тибета" (вышла двумя изданиями: в 1903 и 1915 гг.) В ней он, в частности пишет: "У меня излечились десятки тысяч больных с болезнью "боро". Эти больные приходили ко мне с разными диагнозами европейских врачей: кто определял катар желудка, другой язву желудка, камни в печени, туберкулез. Все эти больные совершенно излечились. Способ исследования болезни, определения болезни и лечение по системе врачебной науки Тибета... стоит на строго научной почве".

В свою очередь он спрашивал своих оппонентов, "чем объяснить, что в Петербурге, в центре цивилизации России, где ученые европейские врачи так высоко держат знамя своей науки, тибетская медицина привлекла к себе взоры страждущих и стала центром всеобщего внимания? Почему трудящийся рабочий люд, имея даровое лечение, наполняет приемную врачебной науки Тибета, ежедневно сотнями ожидая очереди по два, по три часа, платя последний трудовой рубль... почему? Почему богатые также ожидают своей очереди и платят 5, 10, 25 р., тогда как они, сидя дома, могли бы пригласить к себе любую знаменитость, - почему?"

Здесь нужно пояснить относительно платы за лечение. Указанные суммы довольно значительны по тем временам. Но ему самому лекарства обходились дорого: большинство составных частей лекарства - травы, плоды деревьев - приходилось транспортировать из Бурятии, Монголии. С бедных он брал мало. По свидетельству моей бабушки, дед, иногда увидев бедно одетого человека, пришедшего к нему на прием, говорил ему: "Спрячьте деньги, потом, потом, ...", и лекарства давал бесплатно. А миллионер Манташев за визит к доктору оставлял не менее 25 рублей золотом.

В предисловии к своему "Ответу" Бадмаев пишет: "Отвечаю членам Мед. совета лишь во имя науки и идеи. Считаю своим долгом передать, воистину святое наследие, миру".

Но у деда нашлись сторонники и в академических кругах европейской медицины. В газете "Медицина" ?1 за 1899г. декан медицинского факультета Юрьевского университета профессор, впоследствии академик С.М. Васильев опубликовал очень благожелательную статью: "О системе врачебной науки Тибета П.А. Бадмаева". В ней он прослеживает историческую связь тибетской медицины с европейской и дает прекрасный отзыв о книге "Жуд-Ши" в переводе П.А. Бадмаева.

В начале 1900 года секретарем и помощником П.А. Бадмаева стала Елизавета Федоровна Юзбашева - старшая дочь штабс-капитана Кавказского корпуса русской армии. С 1903 года Елизавета Федоровна уже заведовала аптекой тибетских лекарственных трав в имении Бадмаева на Поклонной горе.

В 1905г. Е.Ф. Юзбашева стала его женой. (Подробно о Е.Ф. Юзбашевой - Бадмаевой см.: Новый мир, 1989, ?11.)

Елизавета Федоровна сумела стать незаменимым помощником Петра Александровича: редактировала его книги, изучила на память состав около 300 номеров лекарств, производимых в аптеке П.А. Бадмаева. В его отсутствие она самостоятельно вела прием - и это тоже зафиксировано в завещании, в котором он назначил распорядительницей своего имущества Елизавету Федоровну.

Как врач, Бадмаев не имел равных. В лечении больного едва ли не главное состоит в том, чтобы правильно поставить диагноз. По свидетельству моей бабушки, дед встречал пришедшего к нему на прием больного и начавшего, было, излагать свои жалобы, фразой: "Подождите! Вначале я попробую определить то, чем вы страдаете, а если ошибусь, поправьте меня... ", - и тут же, вглядевшись в лицо пациента и прослушав его пульс, начинал говорить, чем страдает больной. Тот бывал поражен точностью диагноза и уже безоговорочно начинал верить в доктора (а вера во врача и безусловное ему послушание - одно из требований врачебной науки Тибета). Каким же образом Бадмаев определял диагноз, не имея на руках данных медицинских исследований - анализа крови, мочи и т. п.?

Главное, конечно, опыт и врачебная интуиция. Это личные качества врача. Но существуют и объективные данные: цвет кожи, голос (очень важно!), наконец пульс (существуют сотни оттенков пульса, понятные врачу). Во врачебной науке Тибета есть даже термин "пульсовая диагностика". Если и эти данные не дают еще картины, то тибетский врач приступает к методичному расспросу больного. Но опять таки не спрашивает, что у вас болит; спрашивает, например, какое у вас ощущение после принятия пищи, какой вкус во рту и т. п. Петр Александрович тратил иногда на одного больного много времени, но, как правило, мгновенно ставил диагноз. Он считался крупнейшим диагностом.

Примечательно, что эта способность - умение безошибочно ставить диагноз - передалась его дочери Аиде Петровне Гусевой. Она была врач-хирург, работала в районной поликлинике. Слава диагноста пришла к ней постепенно. На консультацию стали присылать больных из Горздрава. Был случай, когда больной написал жалобу, "доктор Гусева поставила диагноз "на глазок", не посылая меня на исследование". Больного положили в клинику. Держали там три недели. Провели все исследования и выпустили с тем же диагнозом. Правда, недоверчивый пациент пришел к Гусевой и извинился.

При том, что европейская и тибетская медицина имеют одну цель - оказание помощи страждущему, методы лечения и диагностирования их различны.

Традиционный метод диагностики - когда врач осматривает больного, выслушивает, ощупывает, посылает на анализы, на рентген и т.д. Вследствие чего и ставит диагноз. Второй способ, который предпочитает врачебная наука Тибета (не отрицая первого), состоит в методике расспроса больного об его ощущениях после принятия пищи, настроении, наклонностях, а также в применении пульсовой диагностики. И если европейский врач может лишь констатировать, скажем, воспаление аппендицита или увеличение печени, наконец, появление опухоли, то тибетский врач может предсказать появление этой болезни за год, а то и за два, и таким образом предотвратить ее своими советами и лекарствами.

Для опытного же, талантливого врача, повторю, достаточно взглянуть на больного, чтобы по цвету кожи, выражению глаз, голосу, пульсации поставить диагноз.

Тибетские лекарства отличаются тем, что они не имеют противопоказаний и не вызывают никаких побочных явлений. Они полностью исключают применение химикатов. В их состав входят главным образом травы, произрастающие в Агинской степи Монголии, Тибете, а также плоды деревьев и минералы. Назначение этих лекарств состоит не в том, чтобы убить какие - то вредоносные микробы, а в том, чтобы помочь организму самому перебороть их. Лекарствами могут быть и яблоко, и стакан чистой воды. П.А. Бадмаев считал, что лекарством служит само окружающее нас пространство, коль скоро наш организм нуждается в нем.

По мере того как росла его слава, Бадмаева стали приглашать во дворец, обычно к одной из великих княжен, дочерей царя. Иногда во время посещения доктора появлялся император Николай II, которого Петр Александрович знал еще в юном возрасте. Поэтому считал возможным обращаться к нему с письмами. В частности, он жаловался царю на притеснения бурят при министре внутренних дел Плеве, запретившем им вести кочевой образ жизни. Дед, однако, отстоял право бурят кочевать по Агинской степи, хотя Плеве и грозил выслать его в Архангельск. По свидетельству секретаря Бадмаева Е.И. Вишневского, Петр Александрович в ответ на эту угрозу отослал министру письмо, в котором была фраза: "Что касается Архангельска, то я поеду туда лишь вместе с Вами". По отзывам тех, кто лично знал П.А. Бадмаева, он был очень смелый человек.

В 1925 году вышла книжка "За куллисами царизма" с подзаголовком "Архив тибетского врача Бадмаева". Там есть его письмо царю и по поводу взяток и с упреками, в том числе за поражение России в русско-японской войне. Дед всегда был на стороне гонимых. А когда гонимым стал его привилегированный класс в революции 1917г, он не примкнул к победителям, к большевикам, а остался верен своим монархическим взглядам и, кажется, не скрывал этого, за что и пострадал: его несколько раз арестовывали и сажали в тюрьму. В те лихие времена монархиста, да еще и бывшего генерала, могли и расстрелять. Но каждый раз его выручали пациенты, среди которых были и большевики, члены РСДРП со дня основания партии. Известен случай, когда его из тюрьмы освободила группа вооруженных матросов, пришедших к нему на прием. Ему было трудно смириться с новой властью. И на восьмом десятке лет в характере его жила та же неукротимость, свойственная ему всю жизнь. У него и с прежней, царской властью случались конфликты. В 1916г. он выгнал из своего дома на Поклонной министра внутренних дел А.Д. Протопопова, хотя знал, что Протопопов может убрать его с помощью секретных агентов под видом скажем, разбойного нападения (Это делалось во все времена.). Но на другой день, по просьбе того же Петра Александровича, Елизавета Федоровна ездила извиняться к Александру Дмитриевичу. При этом Бадмаев сказал так: "Передайте мои извинения моему пациенту. Может снова приехать. Министра я могу ругать, а больного - не вправе..." Протопопов был болен тяжелой наследственной болезнью, от него отказались европейские врачи.

В 1919г. дед, находясь в заключении в Чесменском лагере, дал пощечину коменданту лагеря за то, что тот посмел обратиться к нему грубо и на "ты". Комендант отправил деда на двое суток в карцер - в каменный мешок, где только можно было стоять по щиколотку в ледяной воде. После этого Петр Александрович впервые заболел тифом, который свирепствовал в лагере. Потом его положили в тюремный лазарет, и бабушка выхлопотала право быть при нем. Ей разрешили. Но верный себе Петр Александрович потребовал, чтобы в часы приема больных она ехала на Литейный 16, где находилась приемная, и вела прием.

Волнения за близких, тюрьмы, допросы подорвали железное здоровье Петра Александровича. Он легко мог бы избежать всех неприятностей, если бы выступил в газете со статьей, лояльной к новой власти, или принял бы японское подданство, как предлагал ему японский посол и при этом гарантировал беспрепятственный выезд с семьей в Японию. Но Петр Александрович не захотел покинуть Россию в тяжкий час испытаний и испил всю чашу разочарования, крушения надежд.

Умер он дома, в кругу семьи в небольшом пятикомнатном доме, который ему оставили. (Поместье на Поклонной реквизировали для военных нужд.) В жаркий день 1 августа 1920 года деда похоронили на Шкваловском кладбище. (Текст его завещания опубликован в "Новом мире", 1989, ?11.)

Умирая, П.А. взял слово с жены, что даже в день его смерти она не пропустила бы приема больных и продолжила его дело. Елизавета Федоровна Бадмаева выполнила завет мужа. С 1920 по 1937г. она вела прием в этом же кабинете деда, на Литейном 16, имея официальное разрешение Ленгорздравотдела.

Я вырос в доме бабушки, что стоял недалеко от Поклонной горы, там, где скончался Петр Александрович. То был бревенчатый особняк под железной крышей на высоком кирпичном фундаменте. К нему прилегали сад с прудом. В этом сиреневом саду и прошло мое детство. До 1937г. не было особых притеснений. Правда бабушку два раза вызывали в НКВД, предлагая сдать "бадмаевское золото". Бабушка сняла с руки золотой браслет, заявив, что все изъято в революцию. За браслет ей выдали расписку.

Приходили пожарные - инспектор предписал иметь огнетушитель, ибо весь огромный чердак дома был наполнен присланными из Бурятии засушенными травами, из которых приготовляли тибетские лекарства. Летом к нам приезжали буряты, монголы с очередной порцией трав и минералов. В 1935г. мама закончила 2-й Ленинградский медицинский институт и получила диплом врача. Она была знакома с врачебной наукой Тибета, но избрала хирургию. Работала она в 29-й поликлинике Выборгского района Ленинграда. Так мы жили до 1937г. А затем с бабушкой произошло то, что в те времена случалось чуть не в каждой семье. Она была арестована тройкой на 8 лет. Ей было шестьдесят восемь. Была она выслана в Каракалпакский гулаг, где пробыла два с половиной года.

В начале 1940г. мама моя добилась пересмотра дела Е.Ф. Бадмаевой. Ее освободили и разрешили вольно жить в любом провинциальном городе. Был избран город Вышний Волочек, что расположен на полпути между Ленинградом и Москвой. Мы ездили туда с мамой, сняли комнату, в которую бабушка и поселилась. В начале 1941г. ей разрешили так называемый "сто первый километр" от Ленинграда. И она переехала поближе, в Чудово, где ее и застала война.

Елизавете Федоровне много пришлось пережить, прежде чем она, в 1946г., получив полное "прощение", была привезена мною в Ленинград. Последние восемь лет жизни провела относительно спокойно, относительно, потому что до 1953 года едва ли не каждый живущий в нашей большой, прекрасной и несчастной стране думал, ложась в постель: не придут ли они ночью. Жили мы на окраине Выборгской стороны, в километре от бывшей дачи деда на Поклонной. В той белокаменной даче с восточной башенкой располагалось отделение милиции.

В 1930-е гг. бабушка каждое воскресенье ездила на Шуваловское кладбище и часто брала меня. И мы нередко находили на могиле свежие цветы от пациентов Петра Александровича. После войны я брал бабушку под руку, и мы ехали на могилу деда, но цветов уже там не находили - ушли пациенты, унесло время, война...

Елизавета Федоровна Бадмаева скончалась осенью 1954г. в возрасте 82 лет. Думаю, что нынешнее издание бадмаевского "Жуд-Ши" положит начало популяризации трудов П.А. Бадмаева.

В настоящее время (в начале апреля 1990г.) создан Научно-исследовательский центр тибетской медицины Петра Бадмаева, ставящий целью возрождение лечебной школы П.А. Бадмаева, а также издание его трудов. Кроме монументального труда по переводу "Жуд-Ши", им написаны работы, пропагандирующие тибетскую медицину, например "Ответ на неосновательные нападки членов Медицинского совета на врачебную науку Тибета", "Россия и Китай" и др. Отрадно то, что эти его труды актуальны и сегодня, ибо имеют, как считают ученые, непреходящее значение. А сама фигура Бадмаева с течением лет приковывает к себе большое внимание ученых, общественности и, конечно, людей, страдающих недугами.

В середине 1990г. ко мне обратился директор Ленинградского агрофизического института ВАСХНИЛ, доктор физико-математических наук Игорь Борисович Усков с интересным предложением: выращивать необходимые для изготовления тибетских лекарств травы в условиях Северо-Запада. (Обычно наша экспедиция собирала травы и корни в Агинской степи Забайкалья.) И.Б. Усков сообщил, что, по данным его института, расположенный на Ладожском озере остров Ваалам стоит на гранитной основе и обладает уникальным микроклиматом, характеризующимся длительным безморозным периодом и достаточным количеством осадков. И не случайно еще до революции существовавший на острове Вааламе монастырь имел аптеку лекарственных трав. Именно на островных системах, удаленных от промышленных центров, могут выращиваться экологически чистые растения. В результате переговоров Агрофизический институт и крупная ленинградская больница?26 выступили учредителями малого предприятия тибетской медицины и культивирования лекарственных растений им. П.А. Бадмаева. Исполком Калининского райсовета Ленинграда зарегистрировал новое предприятие.

Дело Петра Бадмаева продолжается.

Более полутора месяцев продолжается голосование в проектах "Великие люди Забайкалья" и "Семь чудес Забайкалья". За это время посетители сайта информационного агентства "Забмедиа", а также читатели "Экстры" смогли ознакомиться со многими известными персоналиями, оставившими свой след в истории края, и рядом известных мест нашей малой Родины.

В этом номере газеты хотелось бы рассказать о судьбе человека, чья жизнь была полна тайн, а биография насыщена самыми невероятными событиями. Речь идет о Петре (Жамсаране) Бадмаеве, крестном сыне императора Александра III, уроженце Агинской степи, сумевшем стать приближенной особой к царской семье. Говорят, что легендарный Григорий Распутин по-настоящему боялся только Бадмаева. Среди современников Петр Александрович считался фигурой едва ли не мистической. О судьбе тибетского лекаря написано много, однако большинство фактов о его судьбе часто бывают искаженными и противоречат друг другу. Известно, что у Бадмаева, к счастью, есть много потомков. Один из них - писатель Борис Гусев, внук уроженца Забайкалья - опубликовал несколько литературных произведений и немало публицистики о своем деде. Сегодня на страницах "Экстры" - некоторые выдержки Гусева о этапах жизни Петра Бадмаева.

Судьбу предопределил брат

Жамсаран был самым младшим, седьмым сыном Засогола Батмы - скотовода средней руки. Старший сын в семье - Сультим - был эмчи-ламой (лекарем) и прославился своим искусством лечить по системе врачебной науки Тибета. Когда в Забайкалье вспыхнул тиф, то власти обратились за помощью к бурятским лекарям. В борьбу с эпидемией вступил Сультим со своими помощниками. Успешные результаты лечения удивили губернатора Восточной Сибири графа Муравьева-Амурского. По рекомендации степняка пригласили в Петербург и устроили ему испытание в Николаевском военном госпитале, поручив лечить своими средствами самых безнадежных больных, в том числе страдающих бугорчаткой и раком. В итоге Сультим был награжден чином, с правом носить военный мундир и в служебном отношении пользоваться правами, присвоенными военным врачам.

Александр Александрович Бадмаев (он был наречен на русский манер Александром - Б.Н.) открыл в Петербурге аптеку лекарственных трав и занялся частной практикой. Еще перед отъездом в столицу он ходатайствовал перед губернскими властями, чтобы его младшего брата Жамсарана приняли в Иркутскую русскую классическую гимназию, которую тот в итоге закончил с золотой медалью. Теперь Александр просил родителей отпустить Жамсарана в Петербург - ему нужен был помощник, а в дальнейшем и преемник.

Жамсаран быстро адаптировался в новой среде, поступил на Восточный факультет Санкт-Петербургского университета. Одновременно начал посещать лекции в Медико-хирургической Академии в качестве вольнослушателя с правом сдачи экзаменов. Он был чрезвычайно энергичным, общительным юношей с пытливым умом, всюду успевал, а вечерами перенимал от старшего брата тайны врачебной науки Тибета. Заочно сдав экзамены в Академии и получив право врачевания, Бадмаев, имея запас знаний европейской медицины, решил посвятить себя и медицине тибетской.

Дипмиссия на Восток

По примеру брата он крестился и взял себе имя Петр в честь своего кумира Петра Великого; отчество по имени императора. Крестным отцом его стал наследник-цесаревич, будущий император Александр III. По окончании университета Петру предложили должность чиновника 8 класса в Азиатском департаменте МИД Российской Империи. Работа была связана с поездками в Китай, Монголию, что отвечало его планам: добыть подлинные рукописи книги "Жуд-Ши" - главного руководства по изучению врачебной науки Тибета.

К сожалению, брат Александр рано умер, в 1873 году. И аптека, и пациенты перешли к Петру. Этот период в жизни Бадмаева мало известен. Он ездил с поручениями своего департамента в Тибет, Китай и Монголию, встречался с эмчи-ламами, стремился перенять у них как можно больше. Во время этих поездок Петр Александрович, естественно, ознакомился с событиями, происходящими в странах Востока. Побывав в Китае, он пришел к выводу, что правящая там маньчжурская династия скоро должна пасть (этот прогноз позднее подтвердился). Эти и многие другие мысли, в том числе и о преобразовании Приамурского края он изложил в записке о русской политике на Востоке. Записка эта датирована 1893 годом, и ее анализ компетентными службами сыграл большую роль во внешней политике России.

Вскоре Бадмаев получил генеральский чин действительного статского советника. После смерти Александра III в 1894 году он ушел в отставку и посвятил себя исключительно тибетской медицине.

"Как врач не имел равных..."

В Петербурге П.А.Бадмаев уже широко известен как врач. Об этом свидетельствует статья о нем, помещенная в энциклопедии Брокгауза и Ефрона: "Бадмаевы - два брата, буряты. Александр Александрович Бадмаев был лектором калмыцкого языка Санкт-Петербургского университета в 60-х годах; Петр Александрович Бадмаев - младший брат и воспитанник предыдущего, родился в 1849 г. Лечит все болезни какими-то особыми, им самим изготовленными порошками, а также травами; несмотря на насмешки врачей, к Бадмаеву стекается огромное количество больных". По свидетельствам очевидцев, иногда увидев бедно одетого человека, пришедшего к нему на прием, говорил ему: "Спрячьте деньги, потом, потом, ..." и лекарства давал бесплатно. А, к примеру, миллионер Манташев за визит к доктору оставлял не менее 25 рублей золотом.

Как врач Бадмаев не имел равных. Лекарь встречал пришедшего к нему на прием больного и начавшего, было, излагать свои жалобы, фразой: "Подождите! Вначале я попробую определить то, чем вы страдаете, а если ошибусь, поправьте меня... ", - и тут же, вглядевшись в лицо пациента и прослушав его пульс, начинал говорить, чем страдает больной. Тот бывал поражен точностью диагноза и уже безоговорочно начинал верить в доктора.

По мере того как росла его слава, Бадмаева стали приглашать во дворец, обычно к одной из великих княжон, дочерей царя. Иногда во время посещения доктора появлялся император Николай II, которого Петр Александрович знал еще в юном возрасте. Поэтому врач считал возможным обращаться к нему с письмами. В частности, он жаловался царю на притеснения бурят при министре внутренних дел Плеве, запретившем им вести кочевой образ жизни. Несмотря на то, что он отстоял право номадов свободно перемещаться по степи, Плеве грозил выслать его в Архангельск. Бадмаев в ответ на эту угрозу отослал министру письмо, в котором была фраза: "Что касается Архангельска, то я поеду туда лишь вместе с Вами". По отзывам тех, кто лично знал П.А. Бадмаева, он был очень смелым человеком.

В 1919 году, находясь в заключении в Чесменском лагере, Бадмаев дал пощечину коменданту лагеря за то, что тот посмел обратиться к нему грубо и на "ты". Комендант отправил его на двое суток в карцер - в каменный мешок, где только можно было стоять по щиколотку в ледяной воде. После этого Петр Александрович впервые заболел тифом, который свирепствовал в лагере.

Дело Бадмаева живет

Волнения за близких, тюрьмы, допросы подорвали железное здоровье лекаря. Он легко мог бы избежать всех неприятностей, если бы выступил в газете со статьей, лояльной к новой власти, или принял бы иностранное подданство, как предлагал ему японский посол и при этом гарантировал беспрепятственный выезд из страны с семьей. Но он не захотел покинуть Россию в тяжкий час испытаний и испил всю чашу разочарования, крушения надежд.

Умер Бадмаев дома, в кругу семьи. 1 августа 1920 года его похоронили на Шкваловском кладбище. Умирая, он взял слово со второй жены Елизаветы Федоровны, что даже в день его смерти она не пропустила бы приема больных и продолжила его дело. Супруга выполнила завет мужа. С 1920 по 1937 годы она вела прием, имея официальное разрешение Ленгорздравотдела.

К сожалению, газетная полоса не позволяет рассказать о других, не менее интересных фактах из жизни известного земляка. Однако хотелось бы добавить, что Петр Бадмаев является автором объемного труда "О системе врачебной науки Тибета", издателем первой в Чите частной газеты "Жизнь на восточной окраине" (1896 г.), инициатором строительства до сих пор действующего дацана в Санкт-Петербурге…

Потомки его семьи живут и практикуют не только в России, но и за рубежом: в Польше, США. В Швейцарии сыном Александра Бадмаева Владимиром создан тибетский медицинский центр. Дело Петра Бадмаева продолжается и по сей день.

Прими участие!

Первый тур конкурса "Великие люди Забайкалья" продлится до 30 ноября. По его завершению будут определены 12 человек - участников финального голосования, которое пройдёт с 1 по 31 декабря. Результаты голосования будут объявлены 13 января в День российской прессы. Принять участие в акции "Великие люди Забайкалья" можно проголосовав на Интернет-сайте http://persona.zabmedia.ru , в газетах "Экстра" и "Вся Чита" или отправив SMS-сообщение на номер 5522.

Голосуя за «людей», отправьте SMS-сообщение со своего мобильного телефона на короткий номер 5522 с текстом ВЛ (VL), затем пробел и номер выбранного кандидата или его фамилию. Голосуя за «чудо», отправьте SMS-сообщение со своего мобильного телефона на короткий номер 5522 с текстом ЧУДЕСА (CHUDESA), затем пробел и номер выбранного чуда или его название.

Бадмаев Петр Александрович (1851-1920), врач, специалист по тибетской медицине, крестник императора Александра III. До крещения носил имя Жамсаран. В 1871 г. поступил в Петербургский университет на восточный факультет, слушал лекции в Военно-медицинской академии. С 1875 г. на службе в Азиатском департаменте МИД. Занимался лечебной практикой (лечил травами, порошками собственного изготовления).


Петр Александрович (Жамсаран) Бадмаев родился в Забайкалье в 1851 году (дата рождения требует уточнения). Он был младшим сыном в семье зажиточного скотовода Засогола Бадмаева. Самый старший брат его, Сультим (Александр Александрович), был эмчи-ламой, то есть лекарем тибетской медицины. В конце пятидесятых годов он перебрался в Петербург и открыл там аптеку лекарственных трав. Младший, Жамсаран, окончил Иркутскую гимназию и в шестидесятых годах приехал к брату. В Петербурге оба брата приняли православие. Так Жамсаран стал Петром Александровичем. Этот талантливый и неординарный человек получил два высших образования. В 1871 году он поступил на факультет восточных языков Петербургского университета по китайско-монголо-маньчжурскому разряду, который окончил в 1875 году. Одновременно Петр Александрович окончил Медико-хирургическую академию. Завершив образование, он поступил на службу в Азиатский департамент министерства иностранных дел и по роду деятельности неоднократно ездил в Китай, Монголию и Тибет, выполняя различные поручения, связанные с усилением сферы влияния России в этом регионе. В Тибете он также усовершенствовал свои знания тибетской медицины, полученные от умершего к тому времени брата. Врачебной практикой (и весьма успешной) Петр Бадмаев занимался с 1875 года вплоть до конца жизни. Целью его было развитие тибетской медицины в России. В начале века он перевел на русский язык книгу "Жуд-Ши" (основы врачебной науки Тибета). После революции его труд не издавался и был вновь опубликован только в 1991 году.

Однако в данном издании основное место уделяется не врачебной деятельности П. А. Бадмаева, а политической и коммерческой стороне его жизни. Итак, прослужив восемнадцать лет в министерстве иностранных дел, он вышел в отставку в чине действительного статского советника. Можно сказать, что итогом его работы была "Записка Александру III о задачах русской политики на азиатском Востоке" (часть четвертая настоящего издания). Прежде чем обсуждать этот вопрос, необходимо дать небольшую историческую справку. Положение на Востоке было достаточно сложным. Индия и Непал уже век были колонией Великобритании. Англичане усиленно стремились на север, в Гималаи и Тибет, где неизбежно должны были столкнуться с Россией, в конце семидесятых годов завоевавшей Среднюю Азию. Монголия находилась под властью Китая. Япония, которой революция Мэйдзи 1868 года позволила выйти на мировую арену после многовековой изоляции, стремилась к утверждению своею влияния на всем Дальнем Востоке. Монголия и Китай представляли интерес как для Японии, так и для России. В древнем Китае с 1644 года правила маньчжурская династия Цин, годы которой были уже сочтены: во время революции 1911 года эта династия пала. В своей записке Бадмаев предвидел это. Он был убежденным монархистом и сторонником расширения влияния России на Востоке. Стремясь к переориентации российской политики на Восток, он строил грандиозные планы по включению Китая, Тибета и Монголии в сферу влияния России, вплоть до полного присоединения этих стран. В своей записке он рассказывает о многовековом движении русских на Восток, приводит легенду о "белом царе" и утверждает, что монголы охотно перейдут в российское подданство. Он строит планы антикитайского восстания (точнее, восстания против династии Цин) в Монголии, мирного проникновения в Монголию, Тибет и Западный Китай и вхождения их в Российскую империю, что представляется невозможным. Особое внимание Бадмаев обращает на Тибет, называя его ключом к Азии со стороны Индии. Он пишет: "Кто будет господствовать над Тибетом, будет господствовать и над всем Китаем". Очевидно, китайцам это было совершенно ясно, когда они завоевали Тибет в 1959 году, и это государство перестало существовать. А в начале века Бадмаев, выражая российские имперские интересы, опасался возникновения прямой конфронтации с Англией на Тибете.

Убеждая императора Александра III, а затем и Николая II в необходимости усиления влияния на Востоке, Бадмаев разрабатывал планы экономического усиления этого влияния. Им было основано Забайкальское горнопромышленное товарищество. Он пишет о золотодобыче, о развитии сельского хозяйства на Дальнем Востоке и в Сибири, о необходимости его поддержки со стороны государства. Особое внимание уделяется им решению земельного вопроса в Бурятии. Заботясь о своем народе, Бадмаев открыл для своих земляков в Петербурге частную гимназию и пытался добиться для нее официального статуса ("Записка Николаю II", часть четвертая). Как дипломат он настаивал на создании специального дипломатического корпуса, члены которого должны были проходить особую подготовку для работы на Востоке.

Огромное внимание П. А. Бадмаев уделял строительству железных дорог. Он считал необходимым строительство железнодорожной ветки от Семипалатинска до границы с Монголией и, далее, трансмонгольской железной дороги, указывая на залежи полезных ископаемых в тех местах. В пятой части этого издания приводятся документы, связанные с железнодорожными концессионными предприятиями Бадмаева. Деятельность Бадмаева затрагивала не только Сибирь и Дальний Восток. Так, в 1916 году он организовал акционерное общество для работы в турецкой Армении, в то время занятой русскими войсками. В феврале 1917 года, буквально за считанные дни до падения монархии, которой Бадмаев был так предан, он пишет императору о необходимости развития Мурманского порта и дальнейшего строительства Мурманской железной дороги. Однако все планы Бадмаева рухнули в том же 1917 году. Он был выслан из страны Временным правительством, но задержан в Гельсингфорсе (теперь - Хельсинки) и после месячного заключения вернулся в Петроград. Там он продолжал свою медицинскую деятельность, несколько раз арестовывался ЧК, но умер в своей постели, 29 июля 1920 года.

Загрузка...