NewsChannel1 - Строительный портал

В чем заключаются особенности русского ударения. Фонетическая природа русского словесного ударения. Свойства русского ударения

Называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.

В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Логическое ударение Словесное ударение
(или просто ударение)
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Например, в стихотворении А. Ахматовой «Му-жество» (1942 г.) строки

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне...

Произносятся с логическим ударением на союзных словах - местоимениях что , которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.

это выделение слога в слове.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом . Гласный звук ударного слога называется ударным гласным . Остальные слоги (и гласные) в слове - безударные .

Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле .

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.

1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

    Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке - на пред-последний слог, в чешском языке - на первый слог.

    В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

    Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: за́говор - догово́р, нача́ть - на́чал, сирота́ - сиро́ты.

3. Именно ударение может:

    отличать одно слово от другого;

    Ср.: а́тлас - атла́с.

    быть показателем грамматической формы слова.

    Ср.: ру́ки - руки́.

4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

Высо´коодарённый, ве´чнозелёный.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала ; а сейчас мы произносим - му́зыка.

6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной , а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й ) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду ) безударным становится существительное.

7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

    Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́ ), другой - дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся ).

    Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

    Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь . Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.

    При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

Словесное ударение - это выделение с помощью фонетических средств одного из слогов слова. Слог, несущий ударение, называется ударным в противоположность безударным слогам, не несущим ударения. Ударение, будучи фонетическим центром слова, объединяет все звуковые элементы, составляющие его экспонент. В этом заключается его основная лингвистическая функция. Кроме словесного ударения (а именно его, как правило, имеют в виду, когда употребляют термин "ударение"), существуют еще несловесные ударения - синтагматическое, фразовое, логическое, - связанные с интонацией (см. гл. 7). Ударение и интонация принадлежат к суперсегментным единицам языка; они как бы накладываются на линейную последовательность звуков.

Ударение в русском языке является обязательной индивидуальной характеристикой слова (давно́ ) или одной из форм слова (пишу́ ) как единиц лексической и грамматической систем языка. В неодносложных словах (мы пока имеем в виду только их) ударный слог противопоставляется остальным (безударным). В слове ударный слог занимает определенное положение; его место является обязательной характеристикой экспонента слова. С изменением места ударения изменяется и экспонент: либо возникает новое слово (па́ ра - по ра́ ), либо другая словоформа (травы́ - тра́ вы ), либо создается бессмысленное звукосочетание (кипи́ т - ки́ пит ). Ударение, будучи суперсегментной единицей, сопоставимо с линейными единицами по своей образующей функции (оно участвует в построении экспонента языкового знака) и по опознавательной (экспонент опознается как принадлежащий данной языковой единице лишь при определенном местоположении ударения).

Фонетическая природа словесного ударения

Ударение в русском языке может быть охарактеризовано по трем аспектам.

Во-первых, ударный слог выделяется своей большей длительностью, своим количеством, т.е. ударение является количественным. Именно в длительности заключается главное различие между ударными и безударными слогами. Это основная, специфическая характеристика ударения, выявленная в целом ряде экспериментально-фонетических исследований и наглядно проявляющаяся при восприятии синтезированной речи: если, например, искусственно удлинить первый или второй слог звуковой последовательности типа муку , то она будет восприниматься соответственно как му́ку или муку́. Конечно, имеется в виду не абсолютная, а относительная длительность, т.е. то, что ударный слог в принципе длительнее безударного.

Во-вторых, ударный слог произносится с большей силой, поэтому ударение может быть названо силовым или динамическим. Эта черта ударения легко замечается в самых обычных условиях; отсюда нередкая характеристика ударения в учебной и даже в научной литературе именно как динамического. В акустическом плане динамическое ударение характеризуется большей громкостью; в артикуляторном плане оно отличается усилением мускульного напряжения. Однако динамические особенности ударного слога, в отличие от количественных, не являются постоянными. Громкость гласного связана с его открытостью (степенью подъема): чем более открытым является гласный, тем больше его громкость. Самый громкий гласный - это гласный нижнего подъема /а/. Кроме того, громкость зависит от положения слога в слове: чем ближе слог к началу слова, тем больше громкость гласного в этом слоге [Бондарко, 1998. С. 218]. Поэтому начальное безударное /а/ в слове атрибут может не уступать по громкости конечному ударному /у/ .

В-третьих, поскольку ударный слог является в слове самым длительным, он не подвергается редукции и произносится ясно и отчетливо.

Конечно, все три черты ударных слогов реально выступают в единстве, дополняя друг друга, но все же определяющей характеристикой русского ударения является длительность.

Образование и воспитание » Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения » Понятие просодической стороны речи

Страница 5

Все акустические характеристики устной речи постепенно оформляются в процессе речевого онтогенеза и становятся достаточно стабильными и индивидуальными у взрослого человека.

Представляется важным также изучение особенностей восприятия и элементарного осознания детьми логического ударения во фразе, предложении. Ударение – это выделение теми или иными фонетическими средствами одного из слогов в составе слова или целого сочетания. Средства эти усиление голоса, повышение тона в сочетании с увеличением длительности, силы голоса, громкости. Ударение в слове относится к числу надлинейных явлений звуковой стороны слова. Русское словесное ударение отличается большей длительностью произношения гласной в ударном слоге. Ударный слог произносится и с большей силой сравнительно с безударным. Существуют еще фразовое и логическое ударения.

Логическое ударение – это выделение слова наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. Формирование осознания логического ударения является необходимым для эффективного воспитания звуковой культуры речи, для развития интонационной стороны речи. Для литературных норм русского языка характерно, что логическое ударение падает на слово (или слова) в конце предложения. Для разговорной речи характерно иное. Как отмечают языковеды, в этой речи все важное, новое интонационно выносится как можно ближе к началу предложения. Ясно, что обстоятельная работа над логическим ударением – задача школьного обучения. Однако, формирование первоначальных представлений о логическом ударении, о его роли в построении смысла высказывания должно быть также заботой и исследователей в области методики развития речи дошкольников. Логическое ударение (актуальное членение предложения) показывают детям на фоне законченных интонаций и тренируют навык выполнения незаконченных интонаций (смысловых отрезков распространенного предложения).

Членение текста на интонационно-смысловые отрезки (фразы) помогает осмыслению предложения, уточнению его содержания. В любом отрезке одно из слов фразы слегка выдвигается вперед: голос на ударном слоге усиливается. Обычно при произнесении последнего слова фразы. Это и есть фразовое ударение.

Перечисленные элементы интонации (просодемы) дети учатся вычленять из цельной интонации предложения и выполняют их также не изолированно, а в предложении. Само предложение (законченность мысли) дети учатся понимать по интонации. Различают интонацию законченности и незаконченности. Дети усваивают две интонации законченности: повествовательную и вопросительную.

Незаконченных интонаций шесть:

1.Интонация перечисления (« И к царевне наливное, молодое, золотое прямо яблоко летит ») Чтобы выполнить эту интонацию, надо уметь ставить логическое ударение.

2.Интонация противопоставления («В третий раз закинул он невод, - пришел невод с одною рыбкой, с непростою рыбкой – золотою».)

3.Интонация звательности (« Чего тебе надобно, старче?»)

4 .Интонация предупреждения, или интонация двоеточия («…Не губи ты нашу душу: выплесни ты нас на сушу!»)

5.Интонация вводности (« Вот пошел он к синему морю (помутилось синее море), стал он кликать золотую рыбку…»)

6.Интонация обособления («Но царевна молодая, тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась – и расцвела, белолица, черноброва, нраву кроткого такого»).

Все описанные фонетические и фонологические средства русского языка используются в связной речи одновременно. От того, как ребенок произнесет звуки речи (с энергичной, четкой артикуляцией или вяло, невнятно), какие из возможных просодем выберет (тихо – громко, быстро – медленно, изобразит тембром голоса добрые чувства или враждебные), будет зависеть стиль его связной речи, ее эмоциональная окраска.

Законченная интонация оформляет предложение, т.е. законченную мысль. В основе законченной интонации лежит мелодия – восходящее движение тона к ударному слогу того слова, на которое падает логическое ударение, и нисходящее к концу предложения. В русском языке существуют две основные законченные интонации: повествовательная и вопросительная. Они различаются тем, насколько высоким тоном произносится «пик» предложения – ударный слог слова с логическим ударением. В повествовательном предложении на «пик» приходится менее высокая нота, чем в вопросительном.

В русской речи различают шесть основных видов незаконченной интонации. Ниже даны краткие описания этих интонаций.

Статьи по педагогике:

Восприятие младшими школьниками оценки их учебной деятельности
Отметка, которой приписывается лишь невинная роль простого отражателя и фиксатора результата оценки, на практике становится для ребёнка источником радости или горя. Не замечать эту действительность, значит, допустить серьёзный просчёт в анализе оценочной стороны обучения. Зарождается привыкание уча...

Особенности трудового воспитания детей с недостатками слуха
Труд является исторически первичным видом человеческой деятельности и составляет основу для развития человека в филогенезе и онтогенезе. В процессе труда человек не только осуществляет воздействие на окружающую действительность, но и активно изменяет свою собственную природу. Задачи трудового воспи...

Развитие психических процессов в дошкольном возрасте
Говоря о психических процессах в дошкольном возрасте, мы имеем в виду развитие способов и средств ориентации. К способам ориентации в дошкольном возрасте можно отнести экспериментирование с новым материалом и моделированием. Экспериментирование в дошкольном возрасте тесно связано с практическими пр...

Различают 3 вида ударения:

а) словесное;

б) синтагматическое и фразовое;

в) выделительное (логическое, эмфатическое).

а) Словесное ударение .

Совокупность звуков сама по себе не создает еще ни слова, ни морфемы. Для того чтобы возникло слово, необходимо, чтобы звуки сгруппировались в слоги, а слоги (с помощью ударения) - в слова. Таким образом, ударение - это то, что полностью завершает звуковую структуру слова: основная функция ударения - словооформительная. Звуковая структура слова не так проста, она состоит из нескольких слоев:

а) состав звуков (фонологический слой);

б) состав слов (силлабический);

в) ударение (акцентологический).

Ударение организует слоги в слова, выделяя один из слогов в качестве главного ставя в зависимое положение остальные.

Ударный слог отличается от безударного:

1) большей длительностью: он примерно в 1,5 раз больше первого предударного слога (Щерба);

2) большей относительной силой (звучностью). Относительную силу гласного не надо смешивать с акустической силой звука. Относительная сила гласного зависит от следующих факторов:

а) от того, преодолел ли гласный свой порог громкости произношения. Если преодолел - ударный, и относительно наиболее сильный, хотя акустически может быть слабее. Например, в слове палИ и слабее а , но и преодолело свой порог громкости и потому слышится как ударное, а [ а ] - нет.

б) от места гласного в слове. Чем ближе к началу слова гласный, тем больше его громкость. Так в слове обманули первые 2 гласных сильнее, чем у , так как ближе к начальному слову.

3) особым характером произношения гласных под ударением, отсутствием редукции, более четкое произношение.

Эти три свойства ударных слогов - большая длительность, большая относительная сила, отсутствие редукции гласных под ударением - определяют фонетическую природу русского словесного ударения .

Свойства русского ударения:

1. квантитативное (= количественное);

2. силовое = динамическое;

3. особое качество ударных гласных (отсутствие редукции);

4. это свободное, незакрепленное ударение.

Закрепленное (связанное) ударение. Например, польский язык – на предпоследнем слоге; французский - на последнем; русский: сАни, вАрежка, Яблоко; зимА, косА, косИть; голубОй, единИца.

5. подвижное/неподвижное ударение - оно может менять место в каждом конкретном слове.

Чем определяется перенос ударения и его постановка в отдельном слове?

· у производных слов обычно ударение на том же слоге, что и в производящем:

яблоко - яблочный

мороз - морозный

беседа - беседовать

но не всегда:

бежАть - вЫбежать, забежАть;



лИть - вЫлить, залИть, пролИть;

мОре - морскОй; окнО - окОнный.

· действие аналогии - выравнивание по наиболее продуктивному образцу.

Вихрь - вИхриться - вихрИться;

искра - Искриться - искрИться.

Ср. серебро - серебрИться

крУг - кружИться

· есть и чисто фонетические причины постановки того или иного ударения. По мнению Пироговой ударение притягивается максимально частотными гласными: а, о, е. Николаева ставит ударение в зависимости от долготы гласного: а, о, у. Она провела эксперимент: 218 слов, заимствованных, редких не воспринимаемых на слух. 10 информантов записывали ударение. В общем: большинство - на начале слова, на звуках а, о, у . Горбачевич выявил фонетические предпосылки и основные направления акцентологических изменений. Тенденция переноса ударения к середине слова с тем, чтобы во фразе они не стояли рядом в двух словах или не были бы слишком удлинены; междуударный интервал должен составлять 2-3 слога.

Например: 19 век 20 век

АбонировАть абонИровать

счАстливый счастлИвый

Августовский августОвский

МУскулистый мускулИстый

БАрхатистый бархатИстый

Каковы же функции словесного ударения в русском языке ?

1) Функция звукового оформления слова как отдельной единицы . Ударение - это знак самостоятельности слова. Сколько ударений во фразе, столько в ней и слов.

Отклонения: а) служебные слова акцентируются вместе с полнознаменательными, могут не иметь собственного ударения.

Проклитики : за холмОм

не знАю

Энклитики : поЕт ли

пошЕл он

Но может быть и обратное явление: ударение падает на предлог, а полнозначное слово не имеет самостоятельного ударения.

Ср.: пО воду, зА руку

б) побочное ударение в длинных словах (2 ударения в слове): ОколозЕмный, завОдоуправлЕние, кИнематогрАфия.

Наличие добавочного ударения определяется в этом случае не столько длиной слова, сколько его морфологической сложностью и степенью усвоения слова. При большей степени усвоения - распространения - остается одно ударение, которое смещается к центру, т.е начинает подчинять основные тенденции русского ударения.

килогрАммометр - килограммОметр

2) Смыслоразличительная функция - единственное средство, разграничивающее звуковые оболочки слов (омонимы).

Ср.: мУка - мукА,

крУжки - кружкИ,

зАмок - замОк,

сУшу - сушУ

пИлы – пилЫ

отрЕзать - отрезАть

окнО - окнА

Но эта смыслоразличительная функция менее важна, чем фонетическое оформление самостоятельного слова, поскольку подобные омонимичные пары возникли в русском языке случайно.

б) Подобно тому, как словесное ударение объединяет слоги в слова, синтагматическое ударение объединяет слова в синтагмы, а фразовое ударение синтагмы во фразы.

Синтагма - это группа слов или одно слово, представляющее единое семантико-смысловое целое для данного контекста или для данной ситуации и фонетически оформленное. Таким образом, в определении синтагмы лежит семантический критерий и соотнесенность с синтаксической структурой предложения.

Например, фраза «Как удивили его слова брата» может быть произнесена с двойным синтагматическим членением:

1) Как удивили его // слова брата.

2) как удивили// его слова / брата.

Это разграничение определяется, во-первых, смыслом, во-вторых, возможностями грамматического строя языка: в данном случае употребление его в двух различных синтаксических функциях: прямого дополнения и определения. Фраза = смысл+синтаксис .

В чем заключается фонетическое оформление синтагмы? (и фразы).

Синтагматическое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова синтагмы, а фразовое - по на ударный гласный последнего слова в конечной синтагме. Последнее слово синтагмы произносится более длительно, с большим ударением.

в) Если синтагматическое ударение переносится с последнего слова синтагмы, то возникает так называемое выделительное ударение . Оно может быть двух видов: логическое и эмфатическое.

Выделительное ударение - это только смысловое ударение. Оно используется либо для более точного выражения мысли, логического выделения слова (логическое ударение). Для усиления… слова (эмфатическое ударение). По мнению Щербы, «выражая различие между логическим и эмфатическим ударениями можно сформулировать следующим образом: логическое ударение привлекает внимание к данному слову, а эмфатическое делает его эмоционально насыщеннее».

Например: логическое ударение : Ира пойдет завтра в библиотеку .

эмфатическое ударение : одно из фонетических средств выражения положительных эмоций является удлинение обычно ударного гласного: Какой чудесный вид! Он такой хоро-оший славный человек! Отрицательные эмоции: удлинение первого согласного в слове: Ч-чорт бы тебя побрал! Ах ты д-дрянь такая! М-мерзавец!

Выделительное ударение и синтагматическое-фразовое ближе по своей природе интонации, поскольку они тесно связаны с мелодикой речи.

Ударением называется такое фонетическое выделение одного из слогов неодносложного слова, которое осуществляется бóльшим напряжением артикулирующих органов, создающим бóльшую отчетливость тембра (и тем самым отчетливость качества выделяемого гласного) и бóльшую длительность гласного звука. Тот слог, на который падает ударение, называется ударным .

Ударение - важное средство в образовании слов и форм слов, выполняющее в русском языке различные функции.

  1. Оно является существенным признаком отдельного слова: каждое знаменательное слово характеризуется своим собственным ударением (о случаях неударности слова в тексте см. § 202 , § 258 , § 315 , § 317).
  2. С ударением связан общий звуковой облик слова, его фонетическое оформление: гласный под ударением звучит отчетливо и ясно, а остальные гласные в разной степени ослабляются, изменяются (см. § 20).
  3. Посредством ударения могут различаться внешне одинаковые словоформы: прóпасть (существительное) - пропáсть (глагол), вéрхом (по верху) - верхóм (о всаднике), мóю (глагол) - мою´ (прилагательное).
  4. Ударение участвует в образовании слов и форм слов, обычно наряду с другими средствами (суффиксами, приставками, окончаниями, чередованием звуков в основе): стéны - стены´, рекá - рéку, бéрег - поберéжье .
  5. Различием ударения в ряде случаев характеризуются стилистические и иные варианты слов и словоформ: нейтр. девица и нар.-поэт. дéвица , шпри´цы и проф. шприцы´ , совр. окровáвленный и устар. окровавлéнный .

Русское ударение - разноместное и подвижное. Разноместность проявляется в том, что ударение может находиться на любом слоге внутри словоформы и на разных морфах: на корне - бéрег , на суффиксе - бережóк , на приставке - нáбережный , на окончании - берегá , на постфиксе - родился´ (сов. вид). Подвижность ударения проявляется в том, что разные словоформы одного и того же слова могут различаться местом ударения: дéл-о, дел-á; прóжили, прожилá . В отличие от подвижного неподвижное ударение остается при образовании разных форм одного слова на одном и том же слоге: бу´кв-а, бу´кв-ы, бу´кв-е

Каждая отдельная словоформа знаменательного слова имеет определенное место ударения вне зависимости от контекста, в который эта словоформа входит. Отклонениями от этой закономерности являются:

  1. словоформы с вариативным, колеблющимся ударением: творóг и твóрог , прóдал и продáл , сильны´ и си´льны , во многих случаях тот или иной вариант оказывается более предпочтительным - соответствующие указания следует искать в толковых и орфоэпических словарях современного русского языка;
  2. отдельные случаи особого ударения словоформ, в том числе и в составе устойчивых словосочетаний: род. п. ед. ч. у´тра , но от утрá до утрá ;
  3. случаи перехода ударения на служебное (обычно безударное) слово, когда следующая далее словоформа оказывается безударной, например: зá руку, нá год (см. § 202 , § 258 , § 315 , § 317).

Ударение - признак значительности

Ударение - это признак знаменательного слова в целом. Обычно знаменательное слово в любой из своих словоформ имеет одно ударение, а служебное слово (бóльшая часть односложных предлогов, союзов, частиц) чаще не имеет ударения и в потоке речи произносительно сливается с непосредственно соседствующим знаменательным словом, образуя одно фонетическое слово. Фонетическое слово - это либо одна словоформа, несущая на себе ударение, либо сочетание в потоке речи ударной словоформы с соседней безударной словоформой (реже - с двумя безударными словоформами). Входящая в состав фонетического слова безударная словоформа, которая находится перед ударной словоформой, называется проклитикой (у брáта ), после ударной словоформы - энклитикой (принеси´-ка ). При одной и той же ударной словоформе могут находиться и проклитика, и энклитика: на бережóк бы . В некоторых случаях энклитиками могут становиться и словоформы знаменательных слов: нá берег, нá два, нé был, нé дан .

Словесное ударение может быть ослаблено, т. е. оно характеризуется меньшим напряжением артикулирующих органов. Словоформы с ослабленным ударением называются слабоударяемыми , а ослабленное ударение - слабым, или побочным . В отличие от нормального (неослабленного, основного) ударения, обозначаемого знаком (´), побочное ударение обозначается знаком (‘): Проéхали ми‘мо вокзáла; Столпили´сь вокру‘г ребёнка . Слабоударяемыми в потоке речи, как правило, являются неодносложные предлоги, союзы, личные и притяжательные местоименные слова, вводные слова. Побочное ударение могут иметь не только отдельные слова (словоформы), но и части слов. В сложениях, а также в некоторых словах с префиксами возможны два ударения: наряду с основным словесным ударением может быть и побочное (редко - два): дре‘внегрéческий, све‘рхзвуковóй, а‘втомо‘токлу´б.

Акцент

Русское ударение морфологизовано, т. е. оно характеризуется определенным местом по отношению к морфемному членению словоформ. В словоизменении словоформы с ударением на основе - неконечным ударением - противопоставляются словоформам с ударением на окончании, т. е. с конечным ударением . Формы слов с разным морфемным составом объединяются по признаку наличия в них неконечного или конечного ударения. Для словообразования этот признак тоже важен, но не менее важно учитывать и место ударения на определенной морфеме в пределах основы мотивированного (производного) слова.

Для обозначения ударения существует термин акцент , а типы ударения слов называются акцентными типами. Акцентный тип - это тип распределения ударения (на основе или на окончании) во всех формах, образующих парадигму слова. Основные акцентные типы изменяемых слов различных частей речи обозначаются заглавными буквами латинского алфавита: А, В, С, D. Акцентные типы, отличающиеся от основных типов ударением в отдельных словоформах, обозначаются теми же буквами, что и соответствующие основные типы, но с цифровыми индексами 1 и 2. Так, существительные, имеющие ударение во всех словоформах обоих чисел на окончании (ступня´, ступни´… - ступни, ступнёй ), относятся к акцентному типу В, а существительные, имеющие ударение на окончании во всех падежных формах, за исключением форм им. п. (а для неодушевленных существительных и вин. п.) мн. ч., где ударение на основе, относятся к акцентному типу В1 слеза, слезы… - слёзы, …, слезáм, слёзы, слезáми, слезáх ).

У прилагательных и страдательных причастий прош. вр., имеющих краткие формы, акцентный тип имеет двойное буквенное обозначение, например, А/А, А/С: левая часть показывает размещение ударения в полных формах прилагательных и причастий, а правая часть - в кратких формах. Тип размещения ударения в кратких формах прилагательных и причастий называется акцентным подтипом .

Подвижность ударения

Как сказано в § 23 , перемещение ударения в случаях типа дéло - делá, прóжили - прожилá демонстрирует подвижность русского ударения. От подвижного ударения нужно отличать те случаи, когда отсутствуют условия для противопоставления неконечного и конечного ударения. Это имеет место тогда, когда основа или окончание слова не содержат слогового элемента, т. е. гласной, а также при нулевом окончании: зл-ой, тъм-а, тк-у; стол, цвёл (с нулевыми окончаниями). В таких словоформах ударение на основе или окончании вынужденное: возможности выбора нет. Таким образом, слова стол, бык, кот характеризуются неподвижным ударением на окончании во всех формах ед. и мн. ч. (столá, столу´…, столы´, столóв, столáм ), кроме формы им. п. ед. ч., в которой ударна основа: стол, бык, кот . Но ударение в этой форме и не может падать на окончание, так как окончание здесь нулевое. Такое же вынужденное ударение на основе имеют: существительные в форме род. п. мн. ч.: мéсто, дéло - мест, дел (это формы с нулевым окончанием, в отличие от других падежных форм мн. ч. тех же слов: местá - делá, местáм - делáм, местáми - делáми ); прилагательные и причастия в краткой форме муж. р.: хорóш, бóлен, заглушён (с нулевыми окончаниями в отличие от других кратких форм: хорошó, хорошá, хороши´ - больнá, больнó, больны´ - заглушен´, -нó, -ны´ ); глаголы в форме муж. р. ед. ч. прош. вр.: цвёл, рос (с нулевыми окончаниями в отличие от других форм прош. вр.: цвелá - рослá, цвелó - рослó, цвели´ - росли´ ) и некоторые формы других слов.

В результате сопоставления с другими словоформами тех же слов словоформам типа бык, кот, хорош, болен, цвёл, рос приписывается (т. е. для них условно устанавливается) ударение на окончании. Такое ударение слова, не совпадающее с действительным (реально существующим), называется условным ударением .

Для определения места ударения в конкретной словоформе следует руководствоваться следующими правилами.

  1. Если и основа, и окончание - слоговые, т. е. содержат хотя бы по одному слогу и, следовательно, различают неконечное и конечное ударение, то учитывается действительное ударение в данной форме слова, например: бу´кв-ы, весёл-ый, гуля´л-а - действительное ударение на основе, цвел-á, удал-óй - действительное ударение на окончании.
  2. Если основа или окончание не содержат слогового элемента, т. е. имеет место неразличение неконечного и конечного ударения, то следует считать, что ударение в данной словоформе находится на той же части (на основе или на окончании), что и действительное ударение в той форме того же слова, которая называется контрольной . Такой контрольной формой служат: а) для всякой краткой формы прилагательных и причастий муж. р. и для формы муж. р. прош. вр. и сослагат. накл. глагола - соответствующая форма ср. р.; например, у крéпок, гуля´л крéпк-о, гуля´л-о ), а у хорóш, цвёл - условное ударение на окончании (так как хорош-ó, цвел-ó ); б) для всякой падежной формы слова - форма дат. п. того же числа, например, у форм корóв, наш действительное ударение на основе (так как корóв-ом, нáш-ему ); у форм слов, весь условное ударение на окончании (так как слов-áм, всем-у´ ).

В дальнейшем в «Краткой русской грамматике» действительное ударение называется просто ударением; условное ударение везде специально оговаривается.

хостинг для сайтов Langust Agency 1999-2019, ссылка на сайт обязательна
Загрузка...