NewsChannel1 - Строительный портал

Жан Боден (политические взгляды). Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж. Бодена Жан боден политические идеи

С середины XX века популярен среди фанатов футбольного клуба «Тулуза», которые считают себя его последовательными сторонниками, скандируют его имя и в день его рождения вывешивают плакат размером 25x50 метров с репродукцией его портрета, написанного неизвестным художником и надписью «Жан Боден и ТУЛУЗА - на века!»

Биография

Жан Боден родился в семье мастера портновского цеха г. Анже. В раннем возрасте его отдали в местный орден Кармелитов для получения образования. Затем он занимается изучением гражданского права в Академии Тулузы - одного из крупнейших университетских центров во Франции XVI века. После окончания Академии философ некоторое время преподает в ней.

Так и не получив профессорского звания, в 1561 году Боден едет в Париж , чтобы заниматься там адвокатской практикой. Вскоре после своего прибытия в Париж, он сближается с кружком, который позже стал ядром группы, стоящей в оппозиции к обеим главным партиям гражданской войны. Эта группа, известная под названием «Политики», отстаивала веротерпимость и сильную королевскую власть.

Известность приходит к мыслителю в 1566 году, после публикации «Methodus ad facilem historiarum cognitionem» («Метод легкого изучения истории» - М., 2000). В «Методе» философ не только излагает свои размышления над историей развития человечества, но также формулирует первый вариант своего учения о государстве и государственной власти, развитый затем, через десять лет, в «Шести книгах о государстве». По его мнению, государство (в этом Боден сходится с Макиавелли) являет собой вершину экономического, социального и культурного исторического развития цивилизации.

Как и большинство сторонников партии «политиков» Жан Боден был близок двору наследника французского престола герцога Франсуа Анжуйского, но после его смерти стал склоняться к поддержке Католической Лиги.

В мае 1587 года к Бодену по наследству от тестя переходит пост генерального прокурора Лана. А еще через некоторое время сын портного становится мэром Лаона (Лана - в источниках разночтения), причем на этом посту он продержался два срока подряд, хотя ничем особенным не отличился. На посту прокурора он старался никогда не идти против своей совести и, например, отстоял жизнь человека, которого хотели казнить по политическим соображениям. Но зато по его собственным признаниям принимал участие в процессах над 200 женщинами по обвинению в колдовстве, многие из которых закончили жизнь на костре. По мнению Бодена, судья, препятствующий расследованию дел о колдовстве, сам заслуживал костра.

Умер в Лане в 1596 году от чумы.

Политические идеи

Жан Боден в своих сочинениях всегда признавал за человеком право выбирать для себя религию и Бога (конечно, в рамках христианства - другое в эту эпоху было опасно; единственное сочинение, в котором Боден открыто выступает сторонником деизма или рациональной религии - «Разговор в семи ролях о секретах высших истин» - было опубликовано только в 1858 году, то есть почти через 300 лет после написания). В результате, он чуть было не стал жертвой Варфоломеевской ночи 1572 года.

Веротерпимость философа проявлялись также и в его усилиях по примирению враждовавших между собой религиозных группировок на Генеральных Штатах в Блуа, где он выступал в качестве депутата от третьего сословия провинции Вермандуа. Эти идеи мы обнаруживаем и в главном политико-философском произведении Бодена - «Les six livres de la Republique» («Шесть книг о государстве»), вышедшем в свет в 1576 году, которое впоследствии (в 1586 г.) он сам перевел на латынь под названием «De Republica libri six».

По Бодену, государство есть осуществляемое верховной властью по праву управление множеством домохозяйств и их общим достоянием.

Суверенная власть государства - это всегда постоянная власть, которая отличается от временной власти; это всегда абсолютная власть, - власть, не ограниченная никакими условиями, носитель же этой власти может ее передать другому лицу как собственник; это власть единая, то есть неделимая - она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу, ее нельзя разделить на трети.

Жан Боден

Жан - французский политик, философ, экономист, правовед, член Парламента Парижа и профессор права в Тулузе. Многими исследователями считается основателем науки о политике из-за разработанной им теории «государственного суверенитета».

С середины XX века популярен среди фанатов футбольного клуба «Тулуза», которые считают себя его последовательными сторонниками.

Жан Боден родился в семье мастера портновского цеха. В раннем возрасте его отдали в местный орден Кармелитов для получения образования. Затем он занимается изучением гражданского права в Академии Тулузы - одного из крупнейших университетских центров во Франции XVI века. После окончания Академии философ некоторое время преподает в ней.

Так и не получив профессорского звания, в 1561 году Боден едет в Париж, чтобы заниматься там адвокатской практикой. Вскоре после своего прибытия в Париж, он сближается с кружком, который позже стал ядром группы, стоящей в оппозиции к обеим главным партиям гражданской войны. Эта группа, известная под названием «Политики», отстаивала веротерпимость и сильную королевскую власть.

В «Методе» философ не только излагает свои размышления над историей развития человечества, но также формулирует первый вариант своего учения о государстве и государственной власти, развитый затем, через десять лет, в «Шести книгах о государстве». По его мнению, государство (в этом Боден сходится с Макиавелли) являет собой вершину экономического, социального и культурного исторического развития цивилизации.

Как и большинство сторонников партии «политиков» Жан Боден был близок двору наследника французского престола герцога Франсуа Анжуйского, но после его смерти стал склоняться к поддержке Католической Лиги.

В мае 1587 года к Бодену по наследству от тестя переходит пост генерального прокурора Лана. А еще через некоторое время сын портного становится мэром Лаона, причем на этом посту он продержался два срока подряд, хотя ничем особенным не отличился. На посту прокурора он старался никогда не идти против своей совести и, например, отстоял жизнь человека, которого хотели казнить по политическим соображениям. Но зато по его собственным признаниям принимал участие в процессах над 200 женщинами по обвинению в колдовстве, многие из которых закончили жизнь на костре. По мнению Бодена, судья, препятствующий расследованию дел о колдовстве, сам заслуживал костра.

Политические идеи

Жан Боден в своих сочинениях всегда признавал за человеком право выбирать для себя религию и Бога (конечно, в рамках христианства - другое в эту эпоху было опасно; единственное сочинение, в котором Боден открыто выступает сторонником рациональной религии - «Разговор в семи ролях о секретах высших истин» - было опубликовано только в 1858 году, то есть почти через 300 лет после написания). В результате, он чуть было не стал жертвой Варфоломеевской ночи 1572 года.

Веротерпимость философа проявлялись также и в его усилиях по примирению враждовавших между собой религиозных группировок на Генеральных Штатах в Блуа, где он выступал в качестве депутата от третьего сословия провинции Вермандуа. Эти идеи мы обнаруживаем и в главном политико-философском произведении Бодена - «Шесть книг о государстве», вышедшем в свет в 1576 году, которое впоследствии (в 1586 г.) он сам перевел на латынь

По Бодену, государство есть осуществляемое верховной властью по праву управление множеством домохозяйств и их общим достоянием.

Суверенная власть государства - это всегда постоянная власть, которая отличается от временной власти; это всегда абсолютная власть, - власть, не ограниченная никакими условиями, носитель же этой власти может ее передать другому лицу как собственник; это власть единая, то есть неделимая - она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу, ее нельзя разделить на трети.

Боден - противник теории смешанной формы государства, которой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли.

Он выделяет три формы государства: демократия, аристократия и монархия (в зависимости от принадлежности власти тому или иному суверену).

Демократию Боден оценивает отрицательно, ибо «народ - это зверь многоголовый и лишенный рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел - это все равно, что спрашивать совета у безумного». Недостаток аристократии - неустойчивость, которая обусловлена коллегиальным способом принятия решений. Общим недостатком демократии и аристократии является то, что «в демократическом или аристократическом государстве голоса подсчитываются, но не взвешиваются на весах добродетели».

Лучшая форма государства для преодоления политического и религиозного кризиса является монархия, поскольку она прямо отвечает природе суверенной власти, ее единству и неделимости. Боден - сторонник наследственной, а не выборной монархии, потому что выборная монархия предполагает междуцарствие, а государство в это время «подобно кораблю без капитана, мечется по волнам мятежей, и часто тонет».

Для абсолютной власти должны быть три ограничения: суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Типы законов: законы, установленные Богом; законы, установленные природой; законы, установленные суверенной властью; законы, установленные народами; законы, установленные общим соглашением, в котором берет начало суверенная власть.

Боден выступал против общепринятой идеи Аристотеля о том, что целью государства является достижение счастья людей. По его мнению, цель государства - обеспечение внутреннего мира, справедливости и социальной гармонии, защита от внешних врагов.

Причину социальных конфликтов Боден вслед за Макиавелли видел в неравномерном распределении богатств, в борьбе партий и в религиозной нетерпимости. Поэтому он требовал установления свободы вероисповедания и проведения экономических реформ с целью укрепления частной собственности граждан - опоры государства.

Боден критически оценивал институт рабства, выступая за его постепенную отмену.

Боден написал около 10 сочинений, многие из которых активно переиздавались в XVII веке.

«Метод лёгкого познания истории). В 2000 году в серии «Памятники исторической мысли» вышел русский перевод этой книги,

«Шесть книг о государстве» (в 6-ти книгах, Париж, 1576).). В 1586 году автор сам переводит ее на латинский язык в несколько измененном виде.

«Демономания колдунов» (1580, на французском). В ней Боден доказывает реальность существования ведьм и законность их преследования, а также решает юридико-процессуальные проблемы расследования и рассмотрения этой категории судебных дел.

Свои социальные и политические воззрения он изложил в работе «Шесть книг о республике» (1576).

Разработка проблемы суверенитета государства является крупнейшим вкладом Ж. Бодена в развитие политико-теоретического знания.

Ж. Боден выделял пять отличительных признаков суверенитета:

издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства;

решение вопросов войны и мира;

назначение должностных лиц;

действие в качестве высшего суда (суда в последней инстанции);

помилование.

Ж. Боден стремился к гармонической справедливости. Для него она заключалась в распределении наград и наказаний и того, что принадлежит каждому как его право, совершаемое на основе подхода, заключающего в себе принципы равенства и подобия

Суверенитет, по Бодену, означает прежде всего независимость государства от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства. Суверенитет как признак государства включает права издавать и отменять законы, и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования. В учении о государстве Боден во многом следует Аристотелю, но по многим позициям с Аристотелем не соглашается.

Государство Боден определяет как правовое управление многими семьями и тем, что у них общего, на основе суверенной власти.

Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государство - совокупность именно семей, а не отдельных лиц. Если лица не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает.

В отличие от Аристотеля Боден не был сторонником рабства.

Первостепенное значение Боден придавал форме государства. Он отвергает аристотелевское деление форм государства на правильные и неправильные, поскольку оно выражает лишь субъективную оценку существующих государств. Сторонники власти одного человека называют ее «монархия», противники - «тирания». Приверженцы власти меньшинства именуют такую власть «аристократия», недовольные ею - «олигархия» и т.д. Между тем, рассуждал Боден, суть дела только в том, кому принадлежит суверенитет: одному, немногим или большинству. На этом основании Боден отрицает смешанную форму государства - власть не разделить «поровну», какой-то элемент будет иметь решающее значение в государстве. Так всегда будет иметь преимущество тот, кому принадлежит высшая власть принимать законы.

Рассматривая различные формы государства, Боден пишет, что целесообразность и прочность каждой из них зависит от исторических и природных особенностей разных стран и народов. На севере живут народы храбрые, создавшие сильной войско; у южных народов развит ум, поэтому там процветают науки. На севере опорой жительства является сила, в средней полосе - разум и справедливость, на юге - религия. На государство влияют также горы, равнинная территория, плодородие и бесплодие почвы. Храбрые жители севера и создали демократию либо выборную монархию; изнеженные жители юга и равнин легко подчиняются монархии.

К демократии Боден относился отрицательно: в демократическом государстве очень много законов и властей, а общее положение дел в упадке.

Не одобрял Боден и аристократию

По мнению Бодена, монархия не должна быть избирательной - в период выборов возможны смуты, раздоры и междоусобицы; выборный монарх не заботится об общем достоянии, поскольку неизвестно, кто сменит его престоле. Этих недостатков лишена наследственная монархия.

Исходя из разработанной им концепции суверенитета, Боден исследовал и возможные формы государственного устройства. Он различал два вида государственных соединений.

боде политический идея

Заключение

Ж.Боден изложил свободное от богословия, светское учение о государственной власти, обосновал требование политической централизации страны, был сторонником абсолютной монархи. В те времена королевский абсолютизм был прогрессивным явлением для государства (в частности, родной для Ж.Бодена Франции).

род. 1530, Анже ум. 1596, Лан) - франц. публицист, учитель по государственному праву. Во время преследования гугенотов выступал за терпимое отношение к последним и в своей осн. работе по государственному праву 4De la republique" (1577) дает определение понятию суверенитета, нарушение которого не может быть оправдано ни одним конституционно-правовым законом. В работе 4Colloquium heptaplomeres" (напечатана впервые в 1857) он дал обоснование равноправия для всех религий и в качестве основ единой естественной религии назвал следующее: единство Бога, моральное сознание, вера в свободу, бессмертие и возмездие на том свете.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БОДЕН Жан

1529/1530, Анжер-июнь 1596, Лаон) - французский правовед, историк, политический и религиозный мыслитель. Выходец из среды горожан, образование получил в Анжере и Тулузе. Состоял на службе у короля Генриха III, затем у герцога Алансонского, с которым путешествовал по Англии и Нидерландам. Участвовал в заседаниях Генеральных штатов в качестве представителя от третьего сословия, на стороне католической Лиги боролся против Генриха IV, в дальнейшем вместе с другими приверженцами сильной национальной монархии перешел на его сторону. Умер от чумы.

В основном произведении «Шесть книг о государстве» (Les six livres de la Republique, 1576) развил учение о безграничном и абсолютном государственном суверенитете, который, по мнению Бодена, достижим только при монархической форме правления. В этой связи он давал правовое обоснование абсолютной монархии, доказывая, что власть государя не может быть ничем стеснена, а органы сословного представительства должны выполнять совещательную роль; впрочем, облагать народ налогами государь, по Бодену, имеет право только с согласия государственных чинов. Подчеркивал обусловленность государственно-правовых установлений различных стран климатом и географической средой. Признавая возможность воздействия нечистой силы на людей, в трактате «Демономания колдунов» (La Demonomanie des sorciers, 1580) дал теоретико-практическое руководство по организации процессов ведьм.

Отличное определение

Неполное определение ↓

1530 – 1590) – правовоед, французский протестант. Создатель политической теории «суверенитета», основоположник «теории государства». Боден стремился доказать, что теории католической империи, основанные на принципе «Божественной воли», несостоятельны, и что следует перейти от понимания государства в контексте общей логики мировой истории (осознававшейся тогда в христианском ключе) к рассмотрению государства как автономного феномена, определяющегося на основании формальных признаков – правовых уложений, наличия властной инстанции и т.д. Идеи Бодена были важнейшим этапом перехода европейской правовой мысли от католико-имперского принципа к теориям «светского государства». Будучи по профессии юристом, Боден участвовал в разбирательстве многочисленных дел, посвященных колдовству, он свято верил в существование ведьм и дал в своих трудах подробное описание их разновидностей и причитающихся им за каждое преступление наказаний (подчас удивительно жестоких).

Отличное определение

Неполное определение ↓

БОДЭН ЖАН

(Bodin, Jean) (1529–96) Французский философ и юрист. Известен прежде всего благодаря доктрине суверенитета, опубликованной в труде "Шесть книг республики" (Six livres de la rpublique) (1576). Бодэн разделил всю систему знаний на религиозную историю (почему Бог создал Вселенную и что он изобрел для руководства людьми), естественную историю (физические законы Вселенной) и человеческую историю (структура и развитие системы государственной власти). Проблема, с которой столкнулся Бодэн, заключалась в следующем: политический порядок должен отражать порядок божественный, но Франция во время религиозных войн (1559–89) стала воплощением хаоса и ареной Гражданской войны. Он выдвинул идею, согласно которой всякое организованное политическое сообщество (rpublique в старом значении – "государство" – res publica) должно иметь монарха, который, руководствуясь благом народа, устанавливает и отменяет законы. Бытует мнение, что своими взглядами на монархию Бодэн предвосхитил Томаса Гоббса (Hobbes), однако подход Бодэна опирался на христианство и не имел ничего общего с более поздней доктриной абсолютизма (absolutism). Монарх, по представлениям Бодэна, имеет право делать все, но только ради осуществления божественного плана. Это не было формальным ограничением (как, видимо, у Гоббса), ибо включало в себя конкретную защиту законных прав и свобод отдельных личностей и сообществ, что для Бодэна являлось основой государственного правления и более высоким принципом, чем наследование власти.

Жан Боден (1530–1596) – французский политик, философ, экономист, правовед, член парламента Парижа и профессор права в Тулузе. Родился в семье мастера портновского цеха города Анжер (Франция). Интеллектуальное формирование Жана Бодена прошло в кармелитском монастыре, в университетах Анжера, Парижа и Тулузы. В Тулузе Боден получил ученую степень, некоторое время преподавал в университете, и хотя лекции его заканчивались под аплодисменты, должность профессора он так и не получил. В 1561 г. Боден переехал в Париж, где занялся адвокатской практикой. В 1568 г. был избран депутатом Генеральных штатов. В 1572 г. Боден, заподозренный в кальвинизме, едва не пострадал во время Варфоломеевской ночи. Это событие во многом определило воззрения мыслителя. Для Франции XVI в. проблема религиозной нетерпимости была судьбоносной. Идейно-религиозная борьба разделила общество на два враждующих лагеря. Боден был уверен, что в вопросах религии и веры нельзя полагаться на силу, в том числе на силу власти, поскольку "чем больше подвергается насилию воля людей, тем более она неуступчива". Требования полного и немедленного запрещения реформистских течений он считал недопустимым и поэтому предложил выпустить королевский эдикт о веротерпимости. Только провозглашение принципа свободы вероисповедания, по Бодену, способно было утихомирить религиозные страсти, прекратить ожесточенную борьбу религиозных группировок, расшатывающих устои государства и власти. В 1576 г. Боден стал королевским прокурором в г. Лане. В этом же году он представлял третье сословие на Генеральных штатах.

С 1580 по 1583 г. находился на службе у герцога Анжуйского Франциска. В 1580 г. сопровождал его в Лондон ко двору Елизаветы I. Королева высоко оценила ум и остроумие Бодена. Здесь его всегда были рады видеть, несмотря на сложные отношения двух держав. В 1584 г. Боден вернулся в Лан, где получил должность генерального прокурора, затем стал мэром этого города, в котором жил до конца жизни. В 1596 г. умер от чумы.

К числу основных произведений Бодена относятся "Метод легкого познания истории" (1566); "Шесть книг о государстве" (1576).

Книга "Метод легкого познания истории " стала первым знаменитым произведением мыслителя. Она поделена на 10 глав, пять из которых посвящены предмету истории: устройству, частям, ее оценке и т.д. Остальные главы исследуют такие вопросы, как формы управления государствами, теории "золотого века" и четырех монархий, систему универсального времени и происхождение народов. В "Методе легкого познания истории" впервые излагаются политические идеи мыслителя. Здесь он говорит о гражданине, суверенной власти, формах государств. Ж. Боден отдает предпочтение монархической форме правления или, как он ее называет, "королевской монархии". Основная идея "Метода" заключается в том, что качества человека во многом зависят от тех природных условий, в которых он проживает. Эта теория, называемая теорией географического детерминизма, пережила свой расцвет еще в эпоху античности. Поэтому не случайно Боден в своей работе часто цитирует Платона. Боден не только обусловливает особенности пародов климатическими и другими географическими условиями, но и делает выводы о влиянии этих факторов на социально-политическое устройство государств, находящихся в различных точках Земного шара. Уже в этом произведении более всего Бодена занимают способы организации государства. Он считал, что самое сильное государство образуют жители севера. По оно менее устойчиво, чем государство средней зоны, ибо государство средней зоны – есть государство разума, его граждане более склонны к труду. В южном же государстве церковь угнетает здравый смысл, а люди ленивы и пассивны. Географический детерминизм Ж. Бодена отразился на философских воззрениях многих европейских мыслителей, особенно на формирование взглядов Ш. Монтескье.

Главным произведением Бодена считается "Шесть книг о государстве ". После перевода в 1580 г. на латынь оно стало чрезвычайно популярно во всей Европе. В конце XVI – начале XVII вв. работа появилась на итальянском, испанском, немецком и английском языках. "Шесть книг о государстве" не переводились на русский язык. Существуют лишь несколько фрагментов в переводе Н. А. Хачатурян в издании "Антология мировой правовой мысли" .

В своем главном труде Жан Боден ссылается на исторические источники, на работы Платона, Ксенофонта, Цицерона, Макиавелли, Мора. Он использовал античные и особенно средневековые работы по толкованию римского права.

Структурно "Шесть книг о государстве" подразделяются на шесть отдельных книг. В первой книге Боден дает определение семьи, домохозяйства, из которого в конечном счете вырастает, по его мнению, любое государство. Затем он характеризует суверенитет. Вторая книга затрагивает проблему монархий и описывает три ее вида. В третьей книге Боден говорит о "Сенате и его власти", о "корпорациях, коллегиях, штатах и обществах". Четвертая книга начинается с главы под названием "О рождении, расцвете, упадке и разрушении Республик" и полностью посвящена политическим вопросам. Вопросы финансов, монетной и налоговой политики, проблемы вооружения населения, содержания армии, укрепления городов Боден рассматривает в пятой и шестой книгах. Шестая книга посвящена апологии монархии и развитию платоновско-аристотелевской концепции гармонической справедливости .

Боден определял государство как совокупность семей, а не отдельных лиц. "Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении" .

Согласно Бодену, "всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства подобно новому пчелиному рою или подобно ветви, отделенной от дерева и посаженной в почву, ветви, которая, пустив корни, более способна плодоносить, чем саженец, выросший из семени. Но и те и другие государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определенных законов и на определенных условиях" .

Существенным признаком верховной государственной власти является ее суверенный характер. Под суверенитетом Боден понимает власть абсолютную и вечную в лице государства. Источником суверенитета является народ, а его носителем – государь. Суверенитет – это право суверена управлять делами государства независимо от каких-либо иных субъектов. Такой суверенитет выражен более всего в законах, которые даны подданным без их на то согласия. С юридической точки зрения, абсолютность и безусловность государственной власти выражается в ее надзаконности. Наряду с этим Боден пытается увязать, совместить суверенную власть с принципами справедливости, права, а также с целями и задачами государства. В "Шести книгах" он выдвигает положение о том, что суверен связан законами "божескими", "естественными" и "человеческими, общими для всех народов" . Таким образом, абсолютизм Бодена имеет точные объективные границы в виде этических норм (справедливости), законов природы и божественных законов; и эти пределы для него обязательны. Верховная власть, которая не уважает эти законы, уже не власть, а тирания.

Суверенитет, по Бодену, обладает следующими свойствами.

  • 1. Суверенитет един и неделим – он не может быть разделен между королем и народом, несколькими различными организациями и не может поочередно осуществляться ими.
  • 2. Суверенная власть постоянна – ее нельзя передать на время или на других условиях какому-либо лицу.
  • 3. Суверенная власть неограниченна и надзаконна – ни один человеческий закон не может ограничивать суверенитет.
  • 4. Суверенная власть подчиняется только божественным и естественным законам, но не религиозным догмам.
  • 5. Суверенитет может принадлежать либо одному человеку, либо меньшинству населения страны, либо всем дееспособным людям. Но ни в коем случае не допустимо посягательство на суверенитет со стороны папского престола.

Ж. Боден выделял пять признаков государственного суверенитета:

  • 1) право верховной власти издавать и отменять законы;
  • 2) объявлять войну и заключать мир;
  • 3) назначать высших должностных лиц;
  • 4) осуществлять верховный суд и право помилования;
  • 5) право чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.

Ж. Боден отвергает распространенное деление форм государства на "правильные" и "неправильные", поскольку оно выражает лишь субъективную оценку существующих государств. Вопрос только в том, кому принадлежат суверенитет, реальная власть: одному, немногим или большинству. Мыслитель также отрицает смешанную форму государства – власть нельзя разделить "поровну". В зависимости от того, кому будет принадлежать высшая власть в государстве, таким и будет государство в целом.

К демократии Боден относился отрицательно: в демократическом государстве очень много законов и властей, а общее дело в упадке. Демократия для Бодена является худшим способом осуществления суверенитета, поскольку народ в целом не способен прийти к правильным решениям и иметь здравые суждения.

Не одобрял Боден и аристократию, государство, где власть принадлежит коллегии знатных. Аристократия подвержена постоянным раздорам партий и борьбе честолюбий, она не сможет справиться с народными волнениями.

Цель существования государства заключается в достижении блага, ее реализация требует централизованной и мощной власти, призванной достичь и поддерживать единство, а потому наилучшей формой государства, по Бодену, является монархия, где суверенитет целиком принадлежит монарху. Только абсолютная монархия обеспечивает выполнение воли монарха в любом случае, кроме тех, которые противоречат естественным или божественным законам.

Боден устанавливает ограничение государя "законом Бога и природы". Но оно не влечет за собой подчинения государя ни обществу, ни гражданским законам, ни папе. Второе ограничение – это право частной собственности, на которую государь может покушаться только в случае крайней необходимости. Третье ограничение – законы королевства (салический закон).

Абсолютная власть трактуется Боденом не как деспотичная власть одного правителя, а как власть справедливая, по-отцовски заботящаяся о подданных, как о своих детях. Именно в таком виде она предстает нам в "Шести книгах о государстве". Боден не единожды сравнивает государеву власть с отцовской, а государственное устройство – с семейными порядками. Мыслитель говорит о монархии как о высшем развитии государственного строя, и государь является центральной фигурой в его политической концепции. Термин государь трактуется им как священное воплощение власти. Смысловое значение этого термина в сочетании с термином "суверен" становится одним из основополагающих в теории Бодена, поскольку понятие суверенитета он объясняет в первую очередь через господство верховной, суверенной власти и подчинение суверенному государю.

Произведение "Шесть книг о государстве" является одним из величайших памятников философской и политико-правовой мысли эпохи Возрождения, не потерявшим научного значения и по сей день. За четыре с половиной века концепция суверенитета почти не изменилась. До сих пор человечество не сумело придумать ничего принципиально нового в этой области.

  • Антология мировой правовой мысли: в 5 т. Т. 2. М., 1999. Кн. 1, гл. 1. С. 689-692; гл. 8. С. 692-694; кн. 2, гл. 1. С. 694-695.
  • Баязитова Г. И. Политико-правовые воззрения Жана Бодена: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Тюмень, 2006. С. 4–5.
  • Антология мировой философии. Т. 2. С. 144.
  • Антология мировой философии. Т. 2. С. 144–145.
  • Там же. С. 146.
Загрузка...