NewsChannel1 - Строительный портал

"Ise" - Линейный корабль Императорского флота Японии. Линейные корабли типа Ise Служба в конце войны и гибель

"Первым отечественным полупроводником был Иван Сусанин" ©.



Линкор-авианосец «Хюга» (кликабельно )
т.н. "колоризованное" фото


Началась эта история в далеком 1916 году, когда на воду спустили первый из двух линкоров типа «Исэ» (яп. 伊勢). Собственно, это были довольно традиционного для японского кораблестроения конструкции - с большим числом двухорудийных башен (шесть штук). В Первой Мировой войне они принять участие не успели (да и не воевала Япония на море тогда), а к началу Второй Мировой уже изрядно устарели. Несмотря на две крупные модернизации, в ходе которых было полностью пересмотрено зенитное вооружение и установлены современные системы управления огнем - эти линкоры числились за Резервным флотом, и выполняли, в основном, вспомогательные задачи. Однако, самое интересное началось после того, как в мае 1942 года во время учений на линкоре «Хюга» (яп. 日向) взорвалась пятая башня.



Линкор-авианосец «Ice», вид с другого борта (кликабельно )


Ее не стали восстанавливать, заменили на барбет с четырьмя МЗА, но у кого-то возникла новая идея: практика показала стремительно растущую роль авианосцев, и японцы задумались о переделке в авианосцы всех линкоров - но надо же было на чем-то и попробовать? Вот они и попробовали - «Исэ» и «Хюга» решили переоборудовать в полу авианосцы (видимо, линкорное лобби отстояло хотя бы часть кораблей). Для этого с линкоров сняли две кормовые башни и смонтировали на их месте ангар с подъемником и полетной палубой сверху. Несмотря на то, что коробка ангара была большой - она была легкой, и чтобы корма не всплыла вверх - полетную палубу покрыли 8" (203 мм) слоем бетона (железобетона, наверное?). Длина полетной палубы получилась 60 метров. Улавливаете, в чем проблема? Взлететь с помощью катапульты с этой палубы можно, а вот сесть на нее - уже никак. Ни по длине, ни по создаваемым надстройками линкора на ходу завихрениям.



«Ice», в море, на полном ходу (кликабельно )


Поэтому, четырнадцать пикировщиков Yokosuka D4Y Suisei корабельной авиагруппы могли нанести только один удар на семь тонн бомб (14 х 500кг) - взлетев с линкора-авианосца и отбомбившись они должны были искать место для посадки на нормальных авианосцах или наземных аэродромах. Обидно, конечно - и чтобы авиагруппа была не совсем уж одноразовой, в нее включили еще восемь гидросамолетов Aichi E16A Zuiun . Конечно, по ЛТХ они из-за своих поплавков радикально уступали нормальным самолетам, но они могли, хотя бы, вернуться к линкору для приводнения и, после подъема на борт краном, продолжить совершать боевые вылеты. Вообще, идея одноразовой авиагруппы - это уже где-то половина пути к крылатым ракетам. Странно, что японцы не вооружили эти корабли группами камикадзе.



Насколько успешно воевали эти гибриды линкоров и авианосцев я сказать не могу, как самостоятельные авианосцы они не воевали, а оценить вклад их авиагруппы в операциях, где с нормальных авианосцев взлетало в десятки раз больше самолетов возможным не представляется. Все предсказуемо кончилось в 1945 году, когда в конце июля 1945 года оба корабля были уничтожены атаками американских самолетов (с авианосцев, да). «Исе» утонул сразу, а «Хюга» посадили на мель и до конца войны использовали как зенитную батарею. После войны, разумеется, оба линкора-авианосца распилили на металлолом.

This entry was originally posted at

«Ise» - линейный корабль японского императорского флота, головной корабль одноименного класса кораблей. Назван в честь исторической провинции в южной части острова Хонсю.

Проектирование

После утверждения постройки кораблей класса « » Морской технический департамент начал работы над модифицированным проектом. Изначально планировалось полностью повторить прототип, однако в ходе работ в чертежи было внесено большое количество изменений. Главным отличием нового проекта, получившего индекс А-92, стало другое расположение башен главного калибра №3 и №4, а также иное расположение котельных отделений в средней части корпуса. Башню №3 переместили в сторону кормы, а все котельные отделения объединили и сдвинули в нос. Теперь башни расположенные в средней части корпуса располагались линейно возвышенно, что упростило управление огнем. Переход на 140-мм орудия противоминного калибра, позволило разместить двадцать таких орудий вместо шестнадцати 152-мм. Постройка линкоров «Ise» и « » была утверждена в ноябре 1912 г. Однако из-за вступления Японии в Первою Мировую Войну, строительство линкоров было свернуто. Несмотря на это, флот начал строительство линкоров за счет средств выделявшихся на текущие расходы. Официально строительство линкоров было утверждено в 1917 г.

Конструкция

Корпус линкора «Ise» почти полностью повторял своих предшественников. Основное отличие заключалось в более коротком полубаке, что стало следствием перегруппировки орудий главного калибра. Схема бронирования линкора была изменена не значительно. Из-за возросшей длины корпуса увеличилось протяженность 305-мм части броневого пояса.

Единственное нововведение в плане горизонтальной защиты стало то, что главная броневая палуба получила 51-мм скосы, примыкавшие к нижней кромке броневого пояса. Зашита, башен главного калибра не изменилась, зато защита барбетов была существенно усилена.

Орудия главного калибра не отличались от установленных на «Kongo» и « » . Согласно проекту, линкоры должны были оснащаться 76-мм орудиями 40 калибра, однако при постройке от них отказались. Количество торпедных аппаратов было увеличено с трех до шести.

Длина корабля между перпендикулярами составляла 195,07 м, а полная - 208,18 м, ширина составляла 28,65 м, а осадка 8,93 м. Водоизмещение в стандартной нагрузке составляла 31 260 т, а в полной - 36 500 т. Экипаж корабля состоял из 1198 офицеров и матросов.

Двигатели

Энергетическая установка линкора «Ise» состояла из турбоагрегатов системы «Brown-Curtis» суммарной мощность 45 000 л.с., приводивших во вращение четыре гребных вала. Пар для турбин вырабатывали 24 паровых котла системы «Kampon» со смешанным отоплением. Благодаря увеличившейся мощности скорость корабля повысилась до 23,5 уз.

Как уже упоминалось, расположение котельных и машинных отделений было изменено и теперь оно больше напоминало схему, принятую на линейных крейсерах класса «Kongo» . Однако между котельным и машинным отделением располагалось сразу две башни главного калибра.

Запас топлива составлял 4706 т. угля и 1411 т. нефти, что обеспечивало дальность плавания 9680 миль при 14 уз. скорости.

Вооружение

Вооружение главного калибра состояло из двенадцати 356-мм орудий 45 калибра (Type 41) размещенных в шести двух-орудийных башнях, размещенных в диаметральной плоскости. В отличие от своего предшественника, все шесть башен главного калибра были линейно возвышены. Вертикальные углы возвышений орудий составляли от -5 до +20 градусов. Данные орудия вели огонь бронебойными снарядами со скоростью стрельбы полтора - два выстрела в минуту и дальность стрельбы 25 420 метров. Орудия могли заряжаться при углах наклона от -3 до +20 градусов.

К сожалению точно не известно, какими типами снарядов могли вести огонь линкоры на момент их постройки. Однако точно известно, что во время Второй Мировой Войны использовались 673,5 кг. бронебойные снаряды (Type 91). Максимальная дальность стрельбы при возвышении в 20 градусов составляла 25 000 м., а при возвышении в 43 градусов (после модернизации 1930 г.) - 35 480 м. Так же были доступны 625 кг. фугасные снаряды и специальные шрапнельные снаряды которые использовались против авиации.

Вооружение вспомогательного калибра состояло из двадцати 140-мм орудий 50 калибра (Type 3). Восемнадцать из них располагались по бортам в казематах, а остальные два на палубе бака в районе носовой дымовой трубы. Максимальные углы вертикальной наводки составляли 20 градусов с максимальной дальностью стрельбы 16 300 м. Скорострельность каждого орудия составляла десять выстрелов в минуту. Зенитное вооружение состояло из четырех 76-мм зенитных орудий 40 калибра (3rd Year Type 8-centimetre). Максимальные углы вертикальной наводки составляли 75 градусов, а скорострельность орудия составляла 13-20 выстрелов в минуту. Они вели огонь 6 кг. Снарядами с максимальной дальностью стрельбы 7 500 метров. Кроме этого корабли были вооружены шестью 533-мм торпедными аппаратами, по три на каждом борту.

Бронирование

Линейные корабли класса «Ise» имели полноценный броневой пояс вдоль ватерлинии с максимальной толщиной 305-мм высотой 3,8 м., который утоньшался до 102-мм. Он заканчивался траверсами с такой же толщиной у барбетов башен, главного калибра №1 и №6. В нос и корму от траверсов толщина снижалась сначала до 203-мм, а ближе к штевням - до 76-мм. Выше главного броневого пояса шел 203-мм пояс, который простирался от барбета башни №1 до барбета башни №6 и заканчивался 152-мм траверсами. Выше шло 152-мм бронирование казематов.

Главная броне палуба имела толщину 32-мм, а на скосах, примыкающих к нижней кромке броневого пояса, толщина составляла 51-мм. В нос и корму от 305-мм траверсов толщина броне палубы увеличивалась до 51-мм. Над рулевым отделением в корме ее толщина составляла 76-мм. Верхняя палуба в районе цитадели имела 35-мм бронирование, а палуба бака над казематом противоминной артиллерии имела 19-мм толщину.

Толщина лобовых плит башен главного калибра составляла 305 мм, боковых стен - 203 мм и крыши - 114 мм. Барбеты имели бронирование толщиной 305 мм. Толщина стен главной рубки составляла - 350 мм, а вспомогательной - 102 мм.

Модернизации

В 1921 г. были проведены работы по увеличению угла возвышения орудий главного калибра с 20 до 30 градусов. В 1927 г. на башне главного калибра №2 была установлена платформа для гидросамолета «Mitsubishi 1MF3», которая в 1928-1929 гг. была перемещена на башню №5. Так же корабли оснастили новыми гидросамолетами «Yokosuka E1Y».

В 1930 - 1931 гг. на линкорах увеличили размеры носовой надстройки, разместив дополнительные платформы с приборами управления огнем. Башни главного калибра оснастили новыми дальномерами. Для отвода газов от надстройки, носовую трубу оснастили козырьком.

В 1933 г. на кораблях установили катапульту для запуска гидросамолетов. Корабли теперь могли нести три гидросамолета «Nakajima E4N2», но ангары для них не были предусмотрены.

С августа 1935 г. по март 1937 г. линкор «Ise» проходил кардинальную реконструкцию в Куре. В процессе модернизации корпус удлинили на 7,6 м. Установили були противоторпедной защиты. Из-за чего пришлось снять все торпедные аппараты, а ширина корпуса выросла до 31,6 м.

Бронирование главной палубы над ЭУ и погребами было усилено, толщина достигала в плоской части 98-мм, а горизонтальный участок палубы расширили до верхней кромки главного броневого пояса. Толщина на новом участке составляла 57-мм. Толщину верхней палубы в пределах цитадели повысили до 51-мм. Основание дымовой трубы защищалось 229-мм броней.

Энергетическую установку полностью переделали. Старые турбоагрегаты были заменены четырьмя новыми системы «Kampon» суммарной мощностью 80 000 л.с. Пар для турбин теперь вырабатывали восемь паровых котлов системы «Kampon», работающих на нефти. Благодаря тому, что новая ЭУ была легче и занимала меньше места, носовую дымовую трубу убрали. Хранилище топлива расширили, что позволило хранить 5 197 т. нефти, а дальность плавания составила 9 060 миль при скорости хода 16 узлов. На испытаниях корабль развил скорость в 24,5 уз.

Угол возвышения орудий главного калибра увеличили до 43 градусов. Количество 140-мм орудий противоминной артиллерии сократили до 16, сняли первую пару орудий с казематов и оба на палубе бака.76-мм зенитные орудия заменили на восемь 127-мм зенитных орудия 40 калибра (Type 89). Они располагались в четырех двух-орудийных установках по бокам от носовой надстройки. При стрельбе по наземным целям их дальность стрельбы составляла 14 700 метров, а при ведении огня по воздушным целям их предельная высота составляла 9 440 м., при максимальном угле возвышения 90 градусов. Максимальная скорость стрельбы данных орудий составляла четырнадцать выстрелов в минуту, но реально они вели огонь со скорострельность восемь выстрелов в минуту. Их дополняли две 40-мм двух-орудийных зенитных установки 40 калибра производства «Vickers» (QF 2-pounder naval gun). Эти зенитные орудия имели максимальный угол возвышения 80 градусов и скорость стрельбы двести выстрелов в минуту. Кроме этого на корабли установили двадцать 25-мм автоматов (Hotchkiss 25 mm Type 96), установленных в десяти двух-орудийных установках. После модернизации стандартное водоизмещение составляло 36 000 т., несмотря на это благодаря более мощной ЭУ и увеличенной длине корпуса позволили повысить скорость до 25,3 уз.

Во время короткого ремонта в мае 1942 г. на линкоре «Ise» установили новую радиолокационную систему.

После гибели четырех авианосцев в ходе сражения у атолла Мидуэй, был подготовлен проект переоборудования линкоров класса «Ise» в авианосцы, способные нести по 54 самолета каждый. Однако из-за больших затрат и долгих сроков реализации проекта, было принято решение переоборудовать в немевшие аналогов ни в одном флоте мира линкоры-авианосцы. Кормовые орудия главного калибра при этом демонтировались, а вместо них располагалась небольшая взлетная площадка в корме и сохранялась большая часть орудий главного калибра. Работы по переоборудованию «Ise» прошли с февраля по март 1943 г. в Куре.

Первоначально на роль палубного самолета, предназначался колесный пикирующий бомбардировщик D4Y3 «Suisei». При этом слишком короткая взлетная площадка в корме не позволяла садиться самолетам, запущенные с линкоров-авианосцев самолеты должны были приземляться или на авианосцы или на наземные аэродромы. Из-за нехватки D4Y3 «Suisei» корабли были переориентированы на несение такого же числа пикирующих бомбардировщиков E-16A1 «Zuiun».

Авиагруппы линкора состояли из восьми D4Y2 и четырнадцати E-16A1.

Как мы уже упоминали, орудия главного калибра №5 и №6 были сняты и все пространство, было отведено под ангар. Поверх ангара располагалась 60-м. палуба для базирования и обслуживания техники. Для подъема авиатехники служил Т-образный лифт, с грузоподъемность 6 т. Для запуска самолетов служили две 25-м. катапульты.

Перемещение самолетов по палубе от подъемника к катапультам, осуществлялось тележками по проложенным рельсовым путям.

Кроме всего выше перечисленного были сняты все 140-мм орудия, вместо них добавили восемь 127-мм зенитных орудия 40 калибра, так же установленные в двух-орудийных установках. Спаренные 25-мм автоматы заменили строенными и общее их число, возросло до 57. Запас топлива сократился до 4 249 т., а длина увеличилась до 219,6 м. Стандартное водоизмещение теперь составляло 35 350 т, а полное 38 676 т. Несмотря на это, скорость кораблей осталась на уровне 25,3 уз.

С мая по июнь 1944 г. на «Ise» были дополнительно установлены сорок семь 25-мм автоматов, одиннадцать из которых были одиночные, а остальные трехспаренные.

В начале ноября 1944 г. с линкоров «Ise» и « » были сняты катапульты для увеличения углов обстрела башен главного калибра №3 и №4.

Служба

После ввода в строй, линкор «Ise» был зачислен в 1-й дивизион линкоров 1-го флота. Перед началом войны на Тихом океане, линкор находился у берегов Советского Союза, Кореи и Китая, а так же проводил учения в Японских водах. 12 апреля 1922 г. на борту линкора побывал принц Уэльский, будущий король Эдуард VIII, прибывший на линейном крейсере «Renown» . Во время великого землетрясения Канто произошедшего в 1923 г., линкоры «Ise» и « » отправились 4 сентября в Кюсю для загрузки припасами пострадавшим. Во время учебной артиллерийской стрельбы в 1926 г., «Ise» потопил эсминец «Yayoi» . В период с 1920 по 1930 гг. большую часть времени провел в патрулировании у берегов Китая.

В период с 1928 г. по 1937 г. как мы уже писали выше, линкор прошел серию модернизаций, в ходе которых он кардинально перестроился.

Несмотря на все модернизации, проведенные до начала Второй Мировой Войны, линкор все равно считался устаревшим и не воспринимался как боевой линкор из-за низкой скорости, большой команды и малой дальности плавания. С сентября 1941 г. линкоры «Ise» и « » входили в состав 2-й дивизии линкоров 1-го флота, при этом «Ise» являлся флагманом флота. Кроме этого в составе 2-й дивизии находились линкоры класса « » .

«Ise» участвовал в Объединенном нападении флотов на Перл-Харбор. Правда в непосредственном бою он участия не принимал, его задача сводилась к дальней поддержке основных сил японского флота. 8 декабря 1941 г. Линкор в составе 2-й дивизии усиленной линкорами « » и « » и авианосцем «Hōshō» , находился у островов Бонин, после чего вернулся в Хасирадзиму.

11 марта 1942 г. «Ise» участвовал в поиске и перехвате американского авиационного соединения нанесшего удар по островам Маркус. Данные острова находятся всего в тысяче милях от Токио. Однако обнаружить американское соединение не удалось, и 21 марта линкор вернулся в Хаширодзиму.

18 апреля 1942 г. линкор в составе 2-й дивизии вышел на перехват американского соединения участвовавшего в рейде «Дуллитла», нанесшего авиационный удар по Японии. Однако перехват не состоялся, и соединение вернулось в Хасирадзиму.

11 мая 1942 г. на линкоре произошла авария, в результате чего было затоплено второе машинное отделение. Во время ремонтных работ проходивших в Куре и занявших месяц, так же установили новый экспериментальный радар Type 21.

Во время атаки японского Императорского флота на острова Мидуэй, известной в документах как Операция МИ, «Ise» в составе 2-й дивизии усиленной двумя легкими крейсерами, двадцатью эсминцами в сопровождении двух танкеров, должны были обеспечить поддержку силам Алеутской группы при необходимости и 14 июня дивизия вернулась в Хасирадзиму.

Как мы уже писали выше, японский флот потерял четыре авианосца в сражении при Мидуэй, и было принято решение переоборудовать линкоры класса «Ise» в линкоры-авианосцы. 14 июля оба корабля были преданы Объединенному флоту для переоборудования и модернизации. Ремонт был закончен 8 октября 1943 г.

Уже 13 октября 1943 г. линкор-авианосец «Ise» ушел на Трук, куда прибыл 20 октября с пехотными подразделениями для усиления обороны базы. После выгрузки пехотных подразделений, обеспечивал охрану базы. 31 октября ушел с Трука в Куре, куда прибыл 6 ноября.

1 мая 1944 г. «Ise» в связи с новым статусом зачислен в состав 4-й дивизии авианосцев 3-го флота. В конце июня на Хасирском рейде были проведены испытательные полеты гидросамолетов E-16A1 с линкора-авианосца «Ise».

5 октября 1944 г. линкоры-авианосцы «Ise» и « » были зачислены в состав Мобильного соединения Объединенного флота. 20 октября «Ise» вышел из Йосимы в составе Северного соединения, которое должно было развертываться по планам операции «Сего». 24 октября вместе с « » и четырьмя эсминцами отделен в авангард для защиты авианосцев 3-й дивизии. Данная дивизия являлась последней боеспособной группой авианосцев. 25 октября находился в ордере противовоздушной обороны с авианосцами «Zuikaku» и «Zuiho» , а так же легкий крейсер «Oyodo» . Весь световой день соединение подвергалось ударам авиации американского соединения TF.38. Во время боя корабли держали скорость 22 уз. «Ise» получил прямое попадание авиабомбы малого калибра в башню главного калибра №2. Во время атаки линкор-авианосец сбил пять из десяти пикирующих бомбардировщиков. В 17:30 был атакован 80 пикирующими бомбардировщиками и несколькими торпедоносцами. В результате атаки получил попадание в катапульту левого борта. Кроме этого из-за большого количества близких разрывов авиабомб (более 30), разошлись листы обшивки котельного отделения левого борта. Через образовавшуюся пробоину и осколочные пробоины начала поступать забортная вода. Анти авиационная защита корабля оказалась не эффективной и к концу боя американская авиация потопила авианосцы «Zuikaku» , «Zuihō» и «Chitose» , а так же эсминец «Akizuki» . Во время перехода с остатками флота в метрополию, подвергся безрезультатным атакам американских подводных лодок.

В начале ноября прошел ремонт в Сасебо, а уже 11 ноября вышел в Манилу с пехотными военными соединениями и грузом боеприпасов. В конце ноября находился в Лингга, с середины декабря - в бухте Камрань, в январе 1945 г. - снова в Лингга. 10 февраля вышел из Сингапура в составе соединения с грузом топлива, каучука, олова и цинка. Соединение включало линкоры-авианосцы «Ise» , « » и крейсер «Ōyodo» . 19 февраля прибыл в Японию, избежав атак американских подводных лодок.

До сентября 1945 г. находился в Куре с минимальным запасом топлива. 19 марта в ходе авианалета авиации американского соединения TF.58 получил два прямых попадания бомб и несколько близких разрывов.

24 июля, в ходе налета на Куре авиации американского соединения TF.38, «Ise» получил пять прямых попаданий 454-кг. бомб с истребителей-бомбардировщиков, запущенных с авианосца «Belleau Wood» в район ангара, центральной группы башен главного калибра и надстройку. Корабль получил крен на левый борт. К 28 июля воду с корабля откачали и готовили поставить в док, но был атакован истребителями-бомбардировщиками «Корсар» запущенных с авианосца «Hancock» . «Ise» получил пять прямых попаданий 454-кг. бомб, а затем еще тринадцать до конца дня и множество близких разрывов. Линкор-авианосец получил сильные повреждения корпуса и надстроек, к концу дня был оставлен командой и затонул на мелководье.

20 ноября 1945 г. «Ise» исключен из списков флота, а в 1946 - 1947 гг. поднят и разобран на металл в Куре.

Собрал и сфотографировал модель японского линкора-авианосца "Исэ"(IJN BB-XCV Ise). Корабль показан на сентябрь 1944 год. Модель выпускается фирмой Fujimi.
Собирал с перерывом чуть более четырех месяцев, закончил в апреле 2013года.
Прототип модели – линейный корабль «Исэ». Заложен на верфи «Кавасаки» 10.05.1915 года. Спущен на воду в ноябре 1916 года, в строю с 15.12.1917 года. Назван в честь провинции в Японии.
Корабль явился развитием типа «Фусо»(Fuso) и отличался от него иным расположением средних башен ГК и котельных отделений, был осуществлен переход на 140 мм калибр противоминной артиллерии. Строительство этих линкоров (второй «Хиуга»)было осуществлено в период, когда Япония стремительно наращивала свой океанский флот и не была связана никакими формальными ограничениями. Одни из самых больших и мощных линкоров в мире (на момент вступления в строй) в Первой мировой участия эти корабли не приняли.
После ограничений, наложенных решением Вашингтонской конференцией 1922 года, к которой присоединилась и Япония, строить новые линкоры ей запретили. Пришлось модернизировать имеющиеся. В 30-х был модернизирован и «Исэ». Но предлагаемая модель отражает облик корабля после его модернизации 1943 года. Необходимость такой модернизации была вызвана итогами сражения у атолла Мидуэй, где Япония потеряла 4 своих лучших авианосца. Японцы приняли план по строительству новых авианосцев и переоборудованию в авианесущие корабли крупных кораблей других классов. При чем рассматривались очень неожиданные варианты.. В итоге выбор был сделан в пользу линкоров типа «Исэ» и тяжелого крейсера «Могами.
Переделку осуществили на верфи Курэ. Корабль очень существенно изменился. Чтобы освободить место для ангара и 60 метровой полетной палубы были демонтированы кормовые башни ГК. Был установлен лифт, новые очень мощные катапульты (увеличенная модель Kure Type No2 Model 5 large model), которые при длине 25 метров могли запускать в воздух самолеты массой до 4600 кг. Были подготовлены помещения для хранения бензина, авиабомб и торпед. В результате длина линкора возросла до 219, 6 метров, а водоизмещение даже немного уменьшилось (до 38,6 тыс. тонн). Скорость осталась практически прежней 25, 3 узла.
Вооружение стало иным: 8 – 356мм/45, 16 -127мм/40, число зенитных 25мм автоматов увеличилось до 57 штук. Модель отражает «Исэ» на момент после сентября 1944 года, когда зенитное вооружение в очередной раз усилили и оно (кроме 127 мм орудий) составило: 31-25 мм трехствольный автомат, 15 – 1 ствольных 25 мм автомата и шесть 120мм 28 ствольных НУРСа. Авиационное вооружение должно было состоять из 22-24х самолетов (разные источники указывают разные данные). Часть из них должны были составить колесные бомбардировщики D4Y3 (Suisei), приспособленные для старта с катапульты и тяжелые гидропланы E16A (Zuiun), американцы дали им прозвища «Джуди» и «Пол» соответственно. Для подготовки пилотов была создана 634–ая авиагруппа, которая была полностью укомплектована к августу 1944 года. Проводились тренировки со стартами с борта кораблей.
Но «Исэ» не довелось поучаствовать в боях в качестве авианосца.. Командование приняло решение использовать авиагруппу не с кораблей, а с наземных аэродромов. А линкоры-авианосцы пошли в бой (Филиппинская операция) без самолетов на борту. Приняли участие в сражении у мыса Энганьо, где получили повреждения, но вернулись на базу, в отличие от четырех «обычных авианосцев», которые были потоплены американцами. С февраля корабль уже не выходил из Курэ, где и был затоплен в результате налетов американской авиации 28.07.1945 года. В 1946 году «Исэ» подняли и сдали на слом.
Использовал литературу: книгу «Japanese hibryd warships» Hans Lengerer (шикарная книга, с кучей чертежей, фотографий, цветных 3D изображений), Тамиевские книги по элементам японских боевых кораблей, японскую книгу по линкорам Японии, что-то находил в Интернете.
Использовал, кроме самой модели:
- Два набора травления Fujimi специально для Исэ, и их же палубу с доп. травлением и стволы ГК;
- Травление от GMM (набор для IJN battleships);
- Allians Modelworks - шлюпбалки, двери, 3-х ствольные 25 мм автоматы, трапы, металлический такелаж;
- Lion Roar иллюминаторы, поворотные круги и латунные трубочки разных диаметров;
- Rainbow - набор для японских гидропланов, набор для палубной авиации, набор кранов для Исэ, обвес для шлюпбалок и кранов, элементы оборудования мостика;
- Voyager - площадки лоцмана, 9-м шлюпки, адмиральский катер, 11м катер, металлические трубочки разных диаметров;
- WEM - двери, люки;
- Model master - стволы 25мм;
- Aber-25мм стволы(на часть автоматов;)
- L Arsenal - фигурки (два разных набора), якорные цепи;
-Тамия - WWII JN utility boat set;
-Veteran models – приборы на мостиках и мачте, параваны, лебедки, часть 127 мм орудий, часть 3-х ствольных 25мм, прожекторы, 2кв. сигнальные лампы,
-Hasegawa – наборы: QG-18, QG-19, QG-40.
-FlyHawk – леера, набор IJN Boats, часть 3-х ствольных 25мм, часть снарядных ящиков, набор для гидропланов;
-Fine Molds – 25 мм одноствольные автоматы, малые прожекторы, стволы и часть лафетов для 3-х ствольных 25мм автоматов;
-Ishida – снарядные ящики для 25 мм, бочки, часть вентиляторов, бинокли разных видов;
-North Star – скобтрапы, лестницы, фигурки (три разных набора);
-Five Star- травленные деревянные ящики;
-Gоffi models – фигурки моряков;
-Wiener modellbau manufactur – фигурки моряков;
Краски и грунт: GSI,Tamiya
Лак Vallejo, финишное покрытие – лак Tamiya, Kristal Clear для "остекления", Set и Sol для декалей.
Стальная нить для такелажа в 1/350 Modelkasten и модельная нить Хобби плюс.
Декали Бегемот, Hasegawa, Fujimi .
Это моя первая модель от Фуджими. Мне не понравилось их качество по сравнению с Тамией и Хасегавой. Где то на уровне Трубача.
Отлично собралась только ванна корпуса. Сходимость надстроек и других элементов посредственная. Полетная палуба оказалось в кормовой части загнута кверху, еле смог ее приклеить, закрепив под грузом и при помощи эпоксидки. Ни одна крупная конструкция нормально не вставала на место, всегда приходилось подрезать, подтачивать, подсверливать и т.п. Хотя сами детали отлиты почти без облоя, есть очень тонкие элементы. Стволы в башни ГК сделаны двигающимися, но из за этого чехлы на амбразуры сделаны так, что их обязательно надо переделывать (я делал из шпаклевки поверх штатных). Радар Тип21 дан в травлении в виде массивной, закрытой коробки, хотя прямо в инструкции (на обложке) есть крупное фото, где видна его почти прозрачная конструкция, пришлось заменить на более похожий от Хасегавы. Леера Фуджими я вообще не стал использовать, они крайне хрупкие, без нижней полосы. Ставил Флай хок и GMM. Катапульты в травлении хорошие, тем более, что альтернативы им нет, более крупных я не видел, но внутри почти пустые, пришлось добавить пороховые заряды ит.д.
Шлюпки и катера заменил все. Очень они грубые. Заменил деррик и кран на набор от Рэйнбоу, только деррик был коротковат, пришлось крепление нарастить.
Артиллерия среднего и малого калибра очень разнообразная. 127 мм – Ветеран и Альянс (Ветеран все же получше), 25мм трехствольные: основная масса – лафеты Флай хок, а стволы либо точеные от польских производителей, либо лафет Файн молдс с их же стволами, с сиденьями наводчиков Фуджими и прицелами Хасегавы, только несколько штук от Ветерана полностью аутентичные. Одноствольные – Файн молдс с травлением Хасегавы. Установки НУРс никак нельзя было оставлять, как есть. Они были сделаны в виде параллелепипеда, устанавливаемого на базу с ямкой м-ду двумя кубиками.. А в книге было видно, что блок стволов стоит на лафете, который прикрыт высокими щитами с амбразурами, есть сиденья наводчиков, прицелы.. Сделал базу из Флай хоковской 3-х ствольной 25мм-ки. Щиты сделал из латунных полосочек оставшихся от травления, наклеил на них имитацию амбразур, а блоки стволов (5 шт.)из набора Эдуарда к Худу. Единственно, что стволов там чуть меньше, чем 28 шт, но лучше я не нашел, а сделать шесть одинаково хороших поленился. Сам сделал только недостающий шестой блок ракет из смоляного литника и латунных полосочек. Результат получился очень похож на картинку (для 350-го масштаба).
Снарядные ящики частично травленные, частично смоляные от японского производителя Ишида, его же часть вентиляторов на палубе, часть точеных вентиляторов от Флай хок.
Почти вся смоляная «мелочевка» от Ветерана и Ишиды – тут они вне конкуренции. Очень пригодились наборы для гидропланов и палубных самолетов от Рэйнбоу, в основном использовал элементы фонарей кабин из травления, подгоняя для «моих» моделей самолетов и имитацию «звезды» двигателя, винты и т.д, причем прикупил дополнительно набор гидропланов от Фуджими, т.к. интересно было сделать их чуть больше, в разной конфигурации.
Растянул почти весь такелаж стальной японской нитью 0,1 мм (специально для 1/350). Самые длинные части растянул белорусской эластичной нитью Хобби плюс. Еще часть такелажа тоже из металла от Allians Modelworks.
Смывку делал Тамиевской эмалью Дым., специальную Тамиевскую смывку, она уже разведена для работы, использовал мало.
Деколи в основном Фуджими, флаг от Бегемота, на самолетах большая часть от Хасегавы.
Почти все цвета – GSI Creos, немного Тамия.
Моряки трех фирм из семи разных наборов: Л арсенал, Гоффи моделс, North Star , WMM. Раскрашивал сам, если заметили, то они четырех видов –морские офицеры и матросы, пилоты и прислуга МЗА. Применил новые смоляные наборы Норт стара. Очень хорошая детализация, большое разнообразие поз. Существенно лучше любых Тамиевских или Фуджимовских морячков. И никак не хуже Л Арсенала или Вернер моделбау. Единственное неудобство- очень плотное размещение на литой основе, и из-за этого сложно отделить требующиеся фигурки и можно повредить соседние. Кстати размеры фигурок очень правильные, кто видел фигурки Драгона, то у последнего они явно «перекормленные», а у Норт стара – в самый раз.
В общем, сборка далась нелегко. Но сам корабль интересен. По-моему, эта модель подойдет для опытных моделистов, тем более, что стоит вместе с дополнениями довольно дорого.
Это моя девятая модель. Спасибо за советы более опытным коллегам.
PS Недостатки в модели есть. и исполнительские, и исторические, возникли они по разным причинам, некоторые допущения сделаны мной умышленно..
Постараюсь улучшать качество работ в следующих моделях.
PPS Следующим будет Сев. Каролина.
Загрузка...