NewsChannel1 - Строительный портал

Сталинская серия. Эсминец Сторожевой в World of warships Система управления огнем

Водоизмещение стандартное 1850 т, нормальное 2150 т, полное 2400 т. Размерения 112.5 х 10.2 х 4.2 м. ГЭУ котлотурбинная, двухвальная: на 8 кораблях ТЗА "ГТЗА-24", 60000 л.с., на 10 кораблях ТЗА "Метро-Виккерс" и "Парсонс", 54000 л.с. Скорость 36 ("Метро-Виккерс", "Парсонс") - 39.6 ("ГТЗА-24")/20 узлов, дальность 1400 миль. Вооружение: 4 х 1 х 130/50 мм в установках Б-13-2 , 2 - 3 х 1 х 76/55 мм в установках 34-К, 3 х 1 х 45/46 мм в установках 21-К (демонтированы к 1943 г.), 5 - 8 х 1 х 37/67.5 мм в установках 70-К, 4 х 12.7 мм пулемета ДШК, или 2 х 2 х 12.7 мм пулемета Кольта-Браунинга, 2 х 3 х 533 мм торп. аппарата 1-Н, 6 торпед 53-38, 10 глубинных бомб Б-1 и 20 глубинных бомб М-1, 2 бомбомета БМБ-1 (устанавливались во время войны), 58 мин КБ или 62 мины обр. 1926 г. Экипаж 190 - 225 матросов и старшин, 25 офицеров.
С 1944 - 1945 гг. устанавливались РЛС обнаружения надводных целей типа "Гюйс-1" ("Строгий") или типа 291 пр-ва Великобритании ("Сообразительный", "Сильный", "Славный", "Сторожевой", "Вице-адмирал Дрозд", "Свирепый", "Страшный"), управления огнем типа 284 пр-ва Великобритании (на большинстве эсминцев) или типа "Мина" отечественного производства. Гидроакустическое оборудование: ШПС "Марс", система ЗПС "Арктур", во время войны устанавливалась ГАС "Дракон-128с/Асдик" пр-ва Великобритании.

Силуэт эскадренного миноносца ""Сторожевой"" после восстановительного ремонта

1. СТОРОЖЕВОЙ (КБФ)
Водоизмещение стандартное 1892 т, нормальное 2046 т, полное 2453 т. Длина 113,5 м. Заложен 26.08.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен в январе 1938 г., спущен 2.10.1938 г., вст. в строй 6.10.1940 г. Тяжело поврежден в результате атаки пяти немецких торпедных катеров 27.06.1941 г. (оторвана носовая часть, 85 человек пропали без вести). Отбуксирован в Таллинн, затем в Кронштадт и далее - в Ленинград. В ремонте с 9.08.1942 по май 1943 г. Для воссоздания оторванной использована носовая часть недостроенного эсминца "Организованный" проекта 30 с одной двухорудийной башней Б-2ЛМ. При ремонте все 45 мм орудия заменены на 6 x 1 х 37/67.5 мм автоматами в установках 70-К. Оснащен РЛС типа 291 производства Великобритании. Вновь введен в строй в сентябре 1943 г. С 17.02.1956 г. - учебный эсминец. Исключен из списков 11.03.1958 г. Разобран на металл в Лиепае в 1958-1959 гг.

2. СЕРДИТЫЙ (КБФ)
Заложен 27.10.1936 г. (Балтийское объединение, Ленинград), перезаложен 15.10.1938 г., спущен 21.04.1939 г. До 25.09.1940 г. "Лихой". Вст. в строй 15.10.1940 г. Тяжело поврежден 19.07.1941 г. бомбардировщиками "Ю-88" у о. Вормс и через час затонул. Корпус поднят по частям в 1949 - 1952 гг. и разобран на металл в Таллинне.

3. СТОЙКИЙ (КБФ)
Заложен 26.08.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен в марте 1938 г., спущен 26.12.1938 г., вст. в строй 18.10.1940 г. 3.04.1942 г. удостоен гвардейского звания. С 13.02.1943 г. "Вице-адмирал Дрозд". Прошел модернизацию с 2.11.1951 г. по 7.02.1956 г. С 6.02.1960 г. - корабль-цель "ЦЛ-54". Затонул во время шторма 2.07.1961 г. у мыса Таран.

4. СИЛЬНЫЙ (КБФ)
Заложен 26.10.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен в январе 1938 г., спущен 1.11.1938 г., вст. в строй 31.10.1940 г. Тяжело поврежден авиабомбами в Кронштадте 21.09.1941 г. Находился в ремонте с октября 1941 по 30.12.1941 г. (Ленинград). Прошел модернизацию летом 1942 г. В ремонте с ноября 1944 г. по май 1945 г. (Ленинград). Прошел модернизацию с 19.11.1948 г. по 10.12.1954 г. С 20.02.1959 г. пероборудован в корабль-цель "ЦЛ-43". Исключен из списков 21.01.1969 и разобран на металл в Таллине.

5. СМЫШЛЕНЫЙ (ЧФ)
Заложен 15.10.1936 г. (им. 61 Коммунара, Николаев), перезаложен 27.06.1938 г., спущен 26.08.1939 г. До 25.09.1940 г. "Полезный". Вст. в строй 10.11.1940 г. Тяжело поврежден при подрыве на советской мине у Керченского пролива 5.03.1942 г. и затонул во время шторма 7.03.1942 г.

6. СЛАВНЫЙ (КБФ)
Заложен 31.08.1936 г. (Балтийское объединение, Ленинград), перезаложен 31.01.1939 г., спущен 19.09.1939 г., вст. в строй 31.05.1941 г. Участвовал в эвакуации гарнизона п-ва Ханко в ноябре 1941 г. 3.11.1941 г. по ошибке потопил огнем главного калибра катер МО №112. Участвовал в Выборгской 10 - 20.06.1944 г. наступательной операции. Прошел ремонт и модернизацию с 10.07.1947 по 6.07.1955 г. 6.02.1960 г. переклассифицирован в судно-цель "ЦЛ-44", а 30.06.1961 г. - в плавучую мишень "СМ-20". Исключен из списков ВМФ 4.03.1964 г. и разобран на металл в Лиепае.

7. СМЕЛЫЙ (КБФ)
Заложен 26.10.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен в марте 1938 г., спущен 30.04.1939 г., вст. в строй 31.05.1941 г. Тяжело поврежден при подрыве на германской мине 27.07.1941 г. в Ирбенском пролива. По другой версии торпедирован германским торпедным катером "S-54" или подводной лодкой, однако эта версия вероятнее всего ошибочна. Экипаж был снят тральщиком "Фугас", и эсминец был потоплен ТКА №73 в связи с невозможностью буксировки.

8. СУРОВЫЙ (КБФ)
Заложен 27.10.1936 г. (Балтийское объединение, Ленинград), перезаложен 1.02.1939 г., спущен 5.08.1939 г. До 25.09.1940 г. "Летучий". Вст. в строй 31.05.1941 г. Тяжело поврежден при подрыве на мине и затоплен экипажем 14.11.1941 г. у м. Юминда. Экипаж снят тральщиком Т-217.

9. СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ (ЧФ)
Заложен 15.10.1936 г., перезаложен 3.03.1939 г., спущен 26.08.1939 г. До 25.09.1940 г. "Прозорливый". Вст. в строй 7.06.1941 г. 1.03.1943 г. удостоен гвардейского звания. В ремонте с 19.12.1945 по 25.08.1947 г. Перестроен по проекту 32 в спасательное судно в 1951 - 1958 гг. В резерве с 27.03.1960 г. Переклассифицирован в судно-цель с 14.09.1963 г. Исключен из списков ВМФ 19.03.1966 г. Предложение сохранить эсминец в качестве памятника или музейного экспоната было отвергнуто руководством ВМФ. Разобран на металл в Инкермане в 1966 - 1968 гг.

10. СТРАШНЫЙ (КБФ)
Заложен 26.08.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен в марте 1938 г., спущен 8.04.1939 г., вст. в строй 22.06.1941 г. Отличался электрооборудованием на переменном токе (проект 7УЭ). Подорвался на мине 16.07.1941 г. у мыса Пакры. Находился в ремонте с 23.09.1941 по 15.04.1942 г. (Ленинград). Прошел модернизацию с 10.07.1947 по 10.01.1953 г. Разоружен 18.04.1958 г. и переоборудован в учебно-тренировочную станцию "УТС-83". Исключен из списков ВМФ 12.01.1960 г. и разобран на металл.

11. СПОСОБНЫЙ (ЧФ)
Заложен 7.07.1936 г. (им. 61 Коммунара, Николаев), перезаложен 7.03.1939 г., спущен 30.09.1939 г. До 25.09.1940 г. "Подвижный". Вст. в строй 24.06.1941 г. Подорвался на советской мине у Новороссийска 8.01.1942 г. (оторвалась носовая оконечность). Восстановлен и модернизирован к маю 1943 г. 6.10.1943 г. потоплен бомбардировщиками "Ю-87" у Ялты.

12. СВИРЕПЫЙ (КБФ)
Заложен 29.11.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен 30.12.1938 г., спущен 28.08.1939 г., вст. в строй 18.07.1941 г. Участвовал в Красносельско-Ропшинской наст. операции в январе 1944 г. Прошел модернизацию 10.07.1947 - 2.01.1951 г. (завод "Нептун", Росток, ГДР). Исключен из списков ВМФ 28.01.1958 г. и разобран на металл.

13. СТАТНЫЙ (КБФ)
Заложен 26.12.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен 29.12.1938 г., спущен 24.11.1939 г., вст. в строй 18.07.1941 г. Тяжело поврежден 18.08.1941 г. при подрыве на мине у о. Муху (оторвалась носовая оконечность). Затонул 22.08.1941 г. во время шторма. Корпус поднят по частям в 1957 г. и разобран на металл в Таллинне.

14. СКОРЫЙ (КБФ)
Заложен 29.11.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен 23.10.1938 г., спущен 24.07.1939 г., вст. в строй 1.08.1941 г. Участвовал в перебазировании флота из Таллинна в Кронштадт. Погиб 28.08.1941 г. от подрыва на мине у м. Юминда.

15. СОВЕРШЕННЫЙ (ЧФ)
Заложен 17.09.1936 г. (им. 61 Коммунара, Николаев), перезаложен в 1938 г., спущен 25.02.1939 г. До 25.09.1940 г. "Бесстрашный". Вст. в строй 30.09.1941 г. Подорвался на советской мине 30.09.1941 г. у Севастополя, отбуксирован в Севастополь и поставлен в сухой док. В доке тяжело поврежден бомбардировщиками "Хе-111" и "Ю-88" 12.11.1941 г. После восстановления потоплен немецкой авиацией в бухте Севастополя 8.06.1942 г. Поднят 28.10.1945 г. и сдан на слом.

16. СВОБОДНЫЙ (ЧФ)
Заложен 23.08.1936 г. (им. 61 Коммунара, Николаев), перезаложен в 1938 г., спущен 25.02.1939 г. До 25.09.1940 г. "Бесшумный". Вст. в строй 2.01.1942 г. Потоплен 10.06.1942 г. бомбардировщиками "Ю-88" в Севастополе. Поднят и сдан на слом в 1953 г.

17. СТРОГИЙ (КБФ, СФ с 11.10.1958 г.)
Заложен 26.10.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен 26.10.1938 г., спущен 31.12.1939 г., условно принят в состав ВМФ в сентябре 1941 г. Окончательно достроен к 15.09.1942 г. Участвовал в Красносельско-Ропшинской наст. операции в январе 1944г. Прошел испытания в августе - октябре 1945 г. и 10.12.1945 г. официально зачислен в состав КБФ. Перестроен по проекту 32 в спасательно-дезактивационное судно 30.11.1953 г. С 20.03.1956 г. - "СДК-13", с 27.12.1956 г. - "СС-18". 14.09.1963 г. переклассифицирован судно-мишень "СМ-16". Исключен из списков ВМФ 26.06.1964 г. и разобран на металл в Мурманске в 1964 - 1965 гг.

18. СТРОЙНЫЙ (КБФ)
Заложен 26.12.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен 29.12.1938 г., спущен 29.04.1940 г., условно принят в состав ВМФ в сентябре 1941 г. Окончательно достроен к 15.09.1942 г. Прошел испытания в августе-октябре 1945 г. и 11.12.1945 г. официально вошел в состав КБФ. Перестроен по проекту 32 в спасательно-дезактивационное судно в 1953 - 1956 гг. С 20.03.1956 г. - "СДК-10", с 27.12.1956 г. - "СС-17". 27.08.1963 г. переклассифицирован в судно-цель "ЦЛ-2". Исключен из списков ВМФ 25.08.1965 г. Разобран на металл в Лиепае в 1965 - 1966 гг.

«Сторожевой»

Головной корабль проекта 7У. Принят госкомиссией 6 октября 1940 года, но подъем флага и официальное включение в состав КБФ состоялось только 12 ап­реля следующего года.

14 июня, за неделю до начала войны, отряд легких сил флота был переведен из Таллина в Усть-Двинск. В составе 2-го дивизиона эсминцев находился и «Сторожевой».

В первые дни Великой Отечественной эсминец занимался постановкой оборони­тельных минных заграждений. Первую по­добную операцию он успешно выполнил 24 июня в Ирбенском проливе. Второй выход на задание - вечером 26 июня. «Стороже­вой» шел вместе с эсминцами «Стойкий», «Сердитый» и «Энгельс» со скоростью 16 узлов. В действии были котлы № 2 и № 4, остальные два - на поддержке. На палубе находилось 75 якорных мин.

27 июня в 2.27 «Сторожевой» внезап­но подвергся атаке пяти немецких тор­педных катеров - «шнелльботов» 3-й флотилии кригсмарине. Одна из выпущен­ных торпед попала в левый борт корабля в район 46 - 58-го шпангоутов. Судя по силе взрыва, произошла детонация но­совых артиллерийских погребов. Вся но­совая часть эсминца до 58-го шпангоута вместе с носовой надстройкой и мачтой оторвалась и мгновенно затонула. Пер­вое котельное отделение и передняя тру­ба превратились в груду искореженного металла. Погиб командир корабля капи­тан 3 ранга И.Ф.Ломакин и еще 84 члена экипажа. Кстати, с наших эсминцев кате­ра так и не были обнаружены: в течение долгого времени считали, будто «Сторо­жевой» торпедировала подводная лодка...

Кормовая часть эсминца осталась на плаву. Турбины и 3 паровых котла сохра­нили работоспособность. Моряки энер­гично включились в борьбу за живучесть корабля; появившуюся течь удалось ус­транить. В 16.00 «Сторожевой» - вернее, то, что от него осталось, - был взят на буксир эсминцем «Энгельс», позже по­дошли другие суда. В несколько этапов изувеченный корабль отбуксировали сна­чала в Таллин, а затем - в Кронштадт. 7 июля его ввели в док Трех эсминцев, где в течение последующих месяцев среза­ли трубу и разрушенные металлокон­струкции, заделали пробоины, подкрепи­ли переборку на 72-м шпангоуте. 20 но­ября «Сторожевой» перевели в Ленин­град. Восстановление корабля в услови­ях блокады казалось нереальным, и он простоял в законсервированном виде до августа 1942 года. За это время эсми­нец получил дополнительные поврежде­ния: 24 мая в район котельного кожуха второй трубы попал немецкий снаряд калибром 6 - 8 дюймов. В результате вышли из строя два котельных турбовентилятора, парокомпрессор, несколько рядов водогрейных трубок, оборудова­ние ПЭЖ, появились пробоины в обшив­ке и переборках...

Но несмотря ни на что, «Сторожевой» вернулся в строй! 9 августа его переве­ли на завод № 189. Проект восстановле­ния был весьма необычен. Изготовить носовую часть заново не представлялось возможным: в блокадном Ленинграде ощущалась нехватка листовой и про­фильной стали, отсутствовали и 130-мм орудия Б-13. Зато имелся большой за­дел по корпусам эсминцев проекта 30. Так возникла идея пристыковать к «Сто­рожевому» носовую часть от корабля другого типа.

Правда, использовать уже готовую оконечность корпуса не удалось, поэто­му ее решили построить заново, но мак­симально используя готовые элементы и корпусные конструкции. Так, вертикаль­ный киль, набор, настил платформы и обшивку до нижней палубы сняли с за­ложенного на заводе № 189 эсминца «Организованный» (С-311). С заво­да № 190 доставили форштевень, якор­ные клюзы, металлоконструкции корпу­са и секции надстроек, жесткий барабан под башню Б-2ЛМ и другие элементы. Поскольку ширина корабля проекта 30 была больше, набор в районе 56 - 72-го шпангоутов пришлось несколько изме­нить, чтобы получился плавный переход от одних обводов к другим.

Носовую часть построили на малом стапеле завода № 189 за 2,5 месяца, а 9 октября 1942 года спустили на воду. В течение двух последующих недель ее пристыковали в плавучем доке к корпусу «Сторожевого». С 25 октября по май 1943 года продолжался ремонт корабля на плаву. Несмотря на массу постоянно воз­никавших проблем, все работы были ус­пешно завершены, и 10 сентября, после проведения швартовых и приемных ис­пытаний эсминец проекта 7У/30 «Сторо­жевой» вернулся в строй. Вместо двух носовых орудий Б-13 корабль имел спа­ренную 130-мм башенную установку Б-2ЛМ (общий боезапас 744 130-мм вы­стрела), вместо 45-мм пушек -6 авто­матов 7-К (боезапас 9000 выстрелов); остальное вооружение (2 торпедных ап­парата 1-Н, 2 76-мм орудия 34-К и 4 пу­лемета ДШК) осталось прежним. Допол­нительно была установлена английская РЛС типа 291. Длина корпуса (наиболь­шая) увеличилась до 113,5 м, осадка - до 4,18; ширина не изменилась. Стан­дартное водоизмещение составило 1892 т, нормальное - 2046 т, полное - 2453 т. Мощность и скорость полного хода в ус­ловиях военного времени не замерялись.

Участие в боевых действиях восста­новленного эсминца ограничилось об­стрелами вражеских позиций под Ленин­градом.

В годы войны «Сторожевым» коман­довали капитан 3 ранга И.Ф.Ломакин (по­гиб 27.6.1941), капитан-лейтенант М.П.Кузьмин (с июля по декабрь 1941 г.), капитан-лейтенант И.Я.Горовой (до де­кабря 1942 г.), капитан 3 ранга Э.И.Лазо (до 15.5.1943) и капитан-лейтенант (за­тем капитан 3 ранга) Д.Я.Самус (до кон­ца войны).

Сторожевой - первый советский эсминец доступный игрокам в World of warships. Этот корабль расположен на втором уровне.

Характеристики корабля Сторожевой в WoWs

Характеристики эсминца Сторожевой в World of warships показаны на рисунке.


Применение торпед - главной силы эсминца на советском корабле ограничено дальностью. Эффективно применять торпедное вооружение можно только подбираясь на близкую дистанцию - менее 3 километров к врагу. Лучше всего неожиданно для соперника выплывать из-за острова и проводить молниеносную атаку. У Сторожевого в World of warships достаточно комфортные углы наводки торпед.

На Сторожевом установлено пять торпедных аппаратов, в каждом из которых по две торпеды.


Артиллерийское вооружение на Сторожевом достаточно мощное, для корабля класса эсминец. Три орудия с малым временем перезарядки и хорошей баллистикой, к тому же башни главного калибра вращаются практически также быстро, как и на американских судах. Дальность стрельбы до 10 километров, что является хорошим показателем не только для эсминцев, но и для крейсеров второго уровня.

Как играть на Сторожевом в World of warships

Технические характеристики корабля Сторожевой указывают на то, что на этом судне нужно стараться максимально эффективно использовать артиллерийское вооружение, при чем стрелять можно даже с дальней дистанции. Пускай много урона за один залп нанести не удастся, но тем не менее на советском эсминце можно долго и планомерно наносить повреждения вражеским судам. Сберечь свой корабль от огня можно простыми маневрами, - сменой курса и скорости.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

«Сторожевой»
Служба: Россия Россия →
РСФСР РСФСР
Класс и тип судна Эсминец
Организация ВМФ РИ →
ВМФ СССР
Изготовитель Невский завод
Основные характеристики
Водоизмещение 382
Длина 64,0
Ширина 6,4 м
Осадка 2,59 м
Мощность 4399-6100 л. с.
Движитель 2
Скорость хода 23,0-25,0 узлов
Дальность плавания 450-500 миль (на 25,0 узлах)
800-900 миль (на 15,0 узлах)
Экипаж 67 человек,
в том числе 4 офицера
Вооружение
Артиллерия 2 × 75-мм пушка Канэ ,
6 × 7,62-мм пулемёт
Минно-торпедное вооружение 2 × 457-мм ТА

История строительства

Эскадренный миноносец заложен в начале 1905 года на стапеле «Невского судомеханического завода » в Санкт-Петербурге по заказу Морского ведомства России. 2 (15) апреля 1905 года зачислен в списки судов Балтийского флота , спущен на воду 11 (24) августа 1905 года , вступил в строй 15 (28) декабря 1907 года . 27 сентября (10 октября) 1907 года официально причислен к подклассу эскадренных миноносцев .

История службы

В 1911-1912 годах «Сторожевой» прошёл капитальный ремонт . Принимал участие в Первой мировой войне , участвовал в обороне Рижского залива, нёс дозорную и конвойную службу, выставлял минные заграждения в Моонзундском заливе. Принимал участие в Ирбенской (1915) и Моонзундской (1917) операциях. Участвовал в Февральской революции. С 25 октября (7 ноября) 1917 года в составе Красного Балтийского флота. В период с 10 по 19 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт .

С 1 июля по 15 октября 1919 года «Сторожевой» входил в состав Онежской военной флотилии . 20 октября этого же года эсминец был отправлен по Мариинской водной системе из Петрограда на Волгу, 3 декабря прибыл в Астрахань и вошёл в состав Волжско-Каспийской военной флотилии . 5 июля 1920 вошёл в состав Морских сил Каспийского моря . В декабре 1920 принимал участие в боевых действиях в районе Ленкорани . В 1922 году выведен из боевого состава, разоружён и сдан Бакинскому военному порту на хранение. 21 ноября 1925 года исключён из списков кораблей РККФ в связи с передачей Комгосфондов для разоружения, демонтажа и разделки на металл .

Напишите отзыв о статье "Сторожевой (эсминец, 1906)"

Примечания

Литература

  • Афонин Н. Н. «Невки» (эскадренные миноносцы типа «Буйный» и его модификации). - СПб. : ЛеКо, 2005. - 84 с. - (Эскадра). - 5000 экз. - ISBN 5-902-236-19-3 .
  • Бережной С. С. Крейсера и миноносцы: Справочник. - М .: Военное издательство, 2002. - 472 с. - (Корабли и суда российского флота). - 5000 экз. - ISBN 5-203-01780-8 .

Отрывок, характеризующий Сторожевой (эсминец, 1906)

– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.
– Я пойду, – сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами пошел в другую сторону.
– Не стрелять… Выжидай! – кричал он.
Солдат, которому приказано было идти за зарядами, столкнулся с Пьером.
– Эх, барин, не место тебе тут, – сказал он и побежал вниз. Пьер побежал за солдатом, обходя то место, на котором сидел молоденький офицерик.
Одно, другое, третье ядро пролетало над ним, ударялось впереди, с боков, сзади. Пьер сбежал вниз. «Куда я?» – вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист.
Загрузка...