NewsChannel1 - Строительный портал

Владимирская сельская школа стала самой комфортной в стране. Идеи с.А. Рачинского как основа создания гуманистических воспитательных систем сельских школ Мкоу «серебропольская сош»

Школа в деревне Лесниково в 30 километрах от Гусь-Хрустального дважды становилась лучшей сельской школой страны. А в этом году получила звание «Самая комфортная школа России ». Что же в ней такого особенного? Я отправилась туда, чтобы лично это узнать.

Как дома

Старенькие деревянные дома, пара магазинов и двухэтажная кирпичная школа с пристроенным детским садиком - таких картинок в сельской местности через каждые 50 километров.

Внутри школа тоже не поражает суперсовременным техническим оснащением и евроремонтом. Все для детей, а не для проверяющих комиссий. У входе стол для настольного тенниса, на стенах - стенды с достижениями учеников и выпускников, как было модно в 90-х. Коридор второго этажа украшает нарисованный лес с огромным лосем и волком, около лестницы - картина жизни человека, от рождения до зрелости. Роспись создали специально приглашенные художник. На окнах - занавески в цветочек, тут и там - живые цветы. В общем, ничего «сверх». Но уютно, чисто и тепло.

Стоило мне войти в здание, как ребятня наперебой стала здороваться и спрашивать: «Вы к кому?». Никаких турникетов, как в городе.

Директор Михаил Овечкин каждого школьника знает по имени и помнит, как каждый из них учится. Это понятно - учеников здесь всего 39, еще 14 - дошколята. И так же учащихся знает каждый педагог. Их здесь девять.

Михаил Овечкин с гордостью показывает новую котельную, которая появилась около школы, компьютерный кабинет, пристроенный блок для дошколят и … новую уборную. Еще недавно всего этого не было. Например, туалет был на улице, а топили школу дровами.

Ощущение комфорта в стенах школы создается не техникой и не новым ремонтом, хотя и то, и то у нас есть, - рассказал директор. - У нас все строится на общении с детьми. Мы с ними - на равных. Например, мы не переживаем за цветы и рисунки на стенах, потому что дали детям понять, что школа также принадлежит им, как и педагогам. А свое портить, согласитесь, никто не будет. Чтобы показать, что они здесь полноправные хозяева, еще в 90-х мы создали в школе свою Республику «Маленькая страна». У нее есть свой гимн, герб, правила и права, у каждого ребенка есть специальный паспорт гражданина Республики. И у нее, конечно, есть свой президент, которого дети выбирают сами. Есть ученый совет, в составе которого сами ученики, который контролирует успеваемость детей. Можно сказать, у нас самоуправление.

Телефоны? А зачем?

Одно из главных правил в школе - все делать вместе. Поэтому даже на огороде, где дети сажают капусту, морковь и свеклу для школьной столовой, работают все вместе. Сажать и копать картошку выходит даже директор!

Я не увидела на перемене ни одного ребенка с мобильным телефоном руках. И это не потому, что смартфонов у детей нет. В школе четкое правило - телефон доставать только в крайних случаях.

Из-за того, что классы у нас малокомплектные, занятия, фактически, можно назвать индивидуальными, - поделилась учитель математики Ирина Янцен. - И на занятиях они могут задавать любые вопросы, которые возникают.

«Зачем показывать, что я плохой ученик?»

Я отловила одного из пятиклашек.

У тебя есть мобильный телефон?

Конечно, они сейчас у всех есть, - ответил Кирилл Бочин .

Покажешь, что тебе друзья там пишут?

Он у меня дома лежит, мне его брать незачем. Друзья у меня все здесь, да и отвлекаться лишний раз не хочу. Могу что-то по учебе не понять.

Ты во сколько в школу приходишь? Уроки же у вас в 8.30 начинаются?

К 8 утра. Тут все ребята заранее приходят. Мы уроки повторяем. Нас каждого по домашнему заданию спрашивают, поэтому опаздывать нельзя, не выучить - тоже. Могут на линейке потом перед всеми вывести, поругать немного и спросить, как буду исправляться. Зачем всем показывать, что я плохой ученик?

Как результат, дети побеждают на олимпиадах различного уровня, среди выпускников есть медалисты. Правда, школа - основная, то есть всего 9 классов. Несмотря на это, детей с недавнего времени начали учить второму иностранному языку - помимо немецкого лесниковские дети постигают азы английского.

У школы есть своя небольшая столовая, мастерская со столярным слесарным мини-цехами, да такими, что, как мне показалось, станков тут даже больше, чем число учащихся.

Помимо учебы занимаются спортом и играют в тимуровцев, помогая старикам и ветеранам, хотя, может, и не знают этого слова. Уезжала я оттуда в приподнятом настроении. Захотелось снова вернуться в школу.

С какой целью писатель рассказывает о том. как создавалась эта сельская школа? Найдите в тексте это описание. Прочитайте вслух. Можно ли хоть примерно определить годы, о которых пишет В. Астафьев? Какие приметы помогли вам определить время?
«Фотография, на которой меня нет»

Ответы:

Писатель рассказывает о том, как создавалась школа, потому что сейчас непонятно, как жили в тогдашних сибирских деревнях, и лучше прочувствовать это можно, если провести сравнение с теми сторонами быта, что привычны для нас и понятны каждому. Школа создавалась фактически с нуля. То, что когда закончились тетрадки и карандаши, занятия проводились просто в виде рассказов учителя на темы, которые выбирал он сам, показывает, что и программы как таковой не было. А если программа и была, то её нельзя было выполнить в таких условиях. Учитель был тогда, скорее, символом лучшей, грамотной жизни, и преимущественно сам, своим примером мог дать тот образец интеллигентного поведения и неизменного дружелюбия, который в будущем мог бы служить ориентиром для его учеников. Неимоверная бедность школьного быта могла хоть как-то восполниться только самоотверженностью учителей, и в деревне это поняли и оценили,- недаром учительская семья была предметом всеобщего уважения и заботы. Определить годы, о которых пишет В.П. Астафьев, конечно же, можно. Скорее всего, это начало тридцатых годов XX века. Понять это можно по следующим приметам: в тексте говорится, что многие из одноклассников автора погибли в Великую Отечественную войну, а самый активный призыв осуществлялся среди мужчин 18-25 лет. Значит, к 1941 году им всем должно было бы быть не меньше восемнадцати лет.

Под редакцией крупнейшего российского социолога Жана Терентьевича Тощенко в 2016 году вышла фундаментальная монография «Смыслы сельской жизни (Опыт социологического анализа) ». В ней на базе всероссийских исследований в 2012-2016 гг., проведенных социологами РГГУ, использования и сопоставления со статистической информацией, с данными Института социологии РАН, ВЦИОМ, Левада-Центра и других, в том числе и региональных исследовательских организаций, осуществлена попытка раскрыть смыслы жизненного мира жителей современной российской деревни, динамику постсоветских трансформаций на селе.

Проведенная исследовательская работа очень ценная. Публикуем из нее главу «Сельская школа: есть ли перспективы?».

К ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ СЕЛЕ

Судьба сельской школы только на первый взгляд представляется связанной с современными реалиями. На самом деле сельская школа с давних времен была неотъемлемым компонентом деревенской жизни. «Одно из самых больших заблуждений относительно старой деревни - представление о неграмотности крестьян, об их оторванности от книжной культуры».

Совершим небольшой экскурс в прошлое сельской школы.

Способы существования книжной культуры в крестьянской среде были весьма разнообразны. Так, существовала традиция сохранения и передачи по наследству старинных рукописных и первопечатных книг; были периодические издания самого разного характера; лубочная литература, принесенная в деревню разносчиком-офеней.

От XVIII в. дошли свидетельства о грамотности примерно пятой части крестьян мужского пола. Так, по переписи 1785 г. в одиннадцати волостях Архангельской губернии 17,1% дворов имели грамотного хозяина; в Холмогорской округе - 18,6%, в Онежской - 16,4% . При этом следует иметь в виду, что эти показатели скорее занижены, т. к. некоторые крестьяне скрывали свою грамотность перед властью; другие не хотели ставить подписи под официальными документами (старообрядцы); нередко неграмотными объявляли себя крестьяне, которые знали грамоту, умели читать, но не умели хорошо писать. По мнению советского историка С. С. Дмитриева, значительная часть челобитных XVIII в. была написана либо собственноручно крестьянами, либо переписана писцом по черновому тексту, составленному самими крестьянами . Отметим, что в имеющихся данных отсутствовали сведения о грамотности женщин.

Проводниками книжной культуры были церковь, школа, семья. Азбуки и буквари, псалтыри и часовники издавались церковными типографиями и использовались для обучения крестьянских детей как непосредственно в семьях, так и при содействии священника местного прихода. Что касается школ, то, при ограничении для крестьян обучаться в казенных учебных заведениях, особое значение имела частная инициатива. В первой половине XVIII в. получили распространение т.н. «вольные» школы, организованные по инициативе «гулящих людей» (пришедших в деревню самовольно), ссыльных, отставных солдат и прапорщиков, приглашаемых в дома отдельных крестьян для обучения их детей. Во второй половине XVIII в. часть крестьянских детей обучали дворяне-помещики Шереметьевы, Голицыны, Юсуповы, Орловы, Румянцевы и др. Однако чаще всего возникала «вольная школа», обучение в которой оплачивалось разбогатевшими крестьянами, имеющими возможность ее содержания на свои средства, и официально разрешенная Приказом общественного призрения. Но при всей важности таких инициатив, они были локальными и не охватывали всю территорию России.

Кроме того, старообрядчество способствовало увеличению числа вольных крестьянских школ грамотности, особенно в местах, отдаленных от официальной церкви и государственных школ. В их скитах создавались школы для мальчиков и девочек, в которых обучались и крестьянские дети, не имеющие отношения к расколу . В XIX в. тяга крестьян к грамотности, к чтению только возрастает. Вместе с тем, до охвата обучением всего крестьянского населения было еще далеко. По-прежнему не у всех крестьян была возможность и потребность устроить своих детей в церковно-приходские и казенные (государственные) школы, существующие, как правило, в крупных сельских поселениях. Выручал накопленный в XVIII в. опыт создания частных вольных школ, к которому в XIX в. прибавились передвижные центры обучения (передвижные школы) в небольших населенных пунктах. В них учили чтению, письму, элементарному счету, основным молитвам. Школа оставалась в одном населенном пункте три-четыре месяца, пока дети не осваивали намеченный курс, потом переезжала на другой. Существовали передвижные школы за счет крестьянских общин, а затем, видя успех данных школ, их начали поддерживать земства. Школьное дело не должно строиться единообразно, полагали земские деятели . Следует отметить, что подобный опыт не потерял своей актуальности до сих пор.

Среди источников конца XIX в. интерес представляют материалы Этнографического бюро князя В.Н.Тенишева. Его обширная программа по разностороннему изучению народной жизни включала около пятисот пунктов. Так как информация с мест получалась непосредственно от крестьян многих губерний, достоверность результатов исследования Тенишева была исключительно высока. В них отмечался интерес крестьян (как грамотных, так и неграмотных) к чтению, говорилось об авторитете печатного и письменного слова в их среде .

Ко второй половине XIX в. существовали три типа школ в сельской местности: частные (содержащиеся на средства помещиков или зажиточных крестьян); церковно-приходские и казенные. Крестьяне охотно отдавали своих детей в школы, однако в то же время критиковали их за то, что в них не учат, как лучше хозяйничать. Нередко детей забирали после двух-трех классов при четырехклассном обучении. Но даже в этом случае можно говорить о начальном уровне грамотности части крестьянского населения.

Особую роль в распространении грамотности среди крестьян сыграли земские школы (одноклассные народные училища ведомства Министерства народного просвещения), начавшие действовать с 1864 г. после отмены крепостного права. Одноклассными они назывались потому, что в течении всех трех лет обучения дети, разделенные на три группы, одновременно занимались в одной классной комнате с одним учителем. С начала XX в. появились двухкомплектные школы с четырехлетним обучением, с двумя классами (по два отделения в классе) и двумя учителями. В земских школах бесплатно обучались дети обоих полов в возрасте 8–12 лет без ограничения по сословиям и вероисповеданию. В школе на постоянной основе преподавали народные учителя, а также приходящие законоучители-священники. В числе предметов обучения были: русский язык, чистописание, арифметика, Закон Божий и церковнославянский язык. С конца 1900-х гг. земства перешли к созданию школьных сетей, рассчитанных на достижение всеобщего обучения крестьян в течение 5–15 лет. Успех земских школ способствовал формированию устойчивых навыков грамотности среди сельского населения.

Художник В.Е.Маковский «В сельской школе», 1883

До сих пор в научной литературе существует стереотип о невежественности, дикости крестьянина XVIII-XIX вв. Хотелось бы полностью привести слова крестьянина Ивана Инина (автора лубочных сочинений под псевдонимом Кассиров): «Неужели можно допустить, что наш народ, при всем его здравом уме, который признан Европой, при всем его глубоком разуме и мудрости, выразившейся в его пословицах, при всем его художественном чутье и поэтическом творчестве, сказавшемся в создании таких прекрасных былин и сказок, при всех его нравственных достоинствах и чисто христианских идеалах, выразившихся в его жизни „по-Божьи“ и в его отношениях ко всем прочим народам, - в его вере, терпении, кротости, мягкости и доброте, в любви к отечеству и государству, в его покорности судьбе, трудолюбии и готовности щедро благотворить всем нуждающимся, хотя бы и преступникам, - неужели, говорю я, возможно допустить, чтоб этот народ в продолжении целого века читал и слушал одну сущую пошлость и дрянь?» .

Все приведенные факты свидетельствуют об активной позиции крестьянства по отношению к чтению и грамоте. Это выразилось, во-первых, в стремлении выучить своих детей, причем добровольно, не по принуждению (тем более, что казенных школ в то время было немного). Во-вторых, многие грамотные крестьяне сами стремились обучать и других соседских детей, вкладывая в образовательный процесс много сил и душевного тепла. В-третьих, немалое число крестьян откликались на запросы научных обществ, земских обследований, в том числе и по состоянию школьного дела в своей местности.

Однако в целом большинство крестьян оставалось неграмотным.

СОВЕТСКИЙ ОПЫТ ЛИКВИДАЦИИИ НЕГРАМОТНОСТИ НА СЕЛЕ

После Октябрьской революции 1917 г. советская власть взяла под контроль задачу введения всеобщего начального и среднего образования в деревне. Для понимания данного процесса исключительно важным источником является труд А.М.Большакова «Деревня» (1917–1927). Изучив по сути все важнейшие стороны деревенской жизни, он особое внимание уделил школе. По мнению исследователя, «если винтовка помогла трудящимся завоевать власть, то только школа поможет им произвести культурную революцию» . Отмечая большие трудности, с которыми столкнулись школы Горицкой волости после революции (материальные, финансовые, кадровые), автор подчеркивал перемены в «построении школьного дела», прежде всего, в положении государственных школ. Большаков называл отношение крестьянства к новой советской школе «отношением выжидательным»: с одной стороны, крестьяне видели, что школа «здорово развивает их ребят»; с другой стороны, отмечали, что «у тех же самых ребят нет многого того хорошего, что давала прежняя школа: твердости в счете, грамотности в письме, четкости в почерке» .

Вот лишь некоторые мнения крестьян: «Учат одним безделушкам. Бумагу да карандаши портят» (рисование, диаграммы); «Шляются по полям и лесам, только зря обувь дерут» (экскурсии); «Пахать да огород садить они и дома научатся» (работы в школьных огородах); «Против прежнего учат слабее» (счет, грамотность, почерк); «Раньше ученик старших почитал, а теперь идет и шапку тебе не снимает» (отсутствие твердой дисциплины в духе дореволюционного времени) . Следует отметить, что в этих высказываниях представлена целая картина школьной жизни. Крестьяне подмечают новые формы работы школы (экскурсии, диаграммы, работы в школьных огородах, отсутствие казенного духа - строгой дисциплины), но приоритетами за ней традиционно оставляют чтение, счет, письмо. Косвенно эти высказывания еще раз подчеркивают относительную грамотность дореволюционного крестьянства. Они могут сравнивать и активно отстаивать свою позицию в вопросах организации школьного дела.

Однако гораздо интереснее для крестьян оказался новый вид школ, о которых писал А. М. Большаков - школы крестьянской молодежи (ШКМ). Это был новый вид образовательной работы в деревне. Автор писал: «Правильная целевая установка их способствует закреплению приобретенных знаний путем живого труда. Здесь учащийся не только учится, но и практически работает в хозяйстве своего отца и своей деревни. Вот эта необычайно живая приспособленность ШКМ к условиям деревни и ее роста сделала очень много в смысле популяризации, укрепления и роста этих школ» . И действительно, если первые ШКМ появились в 1924 г., то через три года их насчитывалось по РФ уже 500.

Появившись, ШКМ сразу завоевали симпатии крестьян. «Шекамята» - так называли крестьяне детей, обучавшихся в данной школе - не только демонстрировали хорошую успеваемость, но также успешно трудились в хозяйствах отца, своей деревни, округа индивидуально и коллективно. А. М. Большаков подчеркивал: «Это поистине трудовая школа, и некоторая неожиданность этой трудовой школы заключается в том, что она так ладно приспособляется к крестьянскому хозяйству. И нередки случаи, когда агрикультурное воздействие школы на округ является более успешным, чем деятельность местного агронома» . ШКМ была сельской школой второй ступени (после начальной четырехлетки), обучающей ребят 12–14 лет. Сложившаяся комбинация сельской школы 1 ступени и ШКМ давала возможность показать учащимся особенности сельской жизни и привить им интерес к труду в сельском хозяйстве.

Однако ШКМ была только одной из многочисленных новых форм сельского обучения, появившихся в 1920-е гг. и соответствующих тогдашнему многообразию укладов сельской жизни. Среди них были: школы с сельскохозяйственным уклоном, сельские начальные училища, школы-коммуны (по типу интернатов), опытно-показательные станции, агрогородки. Они существовали наряду с традиционными школами 1 и 2 ступени (дающими возможность детям получить 7-летнее образование), однако отличались четко выраженной направленностью на воспитание работников сельскохозяйственного труда, подготовку земледельцев и общественников.

Необходимо отметить, что оживленное школьное строительство в деревне совпало с осуществлением беспрецедентного образовательного проекта советской власти - Ликбеза. Реализация данного проекта началась с «Декрета о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», подписанного председателем Совета Народных Комиссаров В. И. Лениным в 1919 г.

Под руководством созданной в 1920 г. Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез) был организован процесс обучения неграмотных и малограмотных взрослых, в первую очередь рабочих промышленных предприятий и крестьян. В сельской местности каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15 человек имел свою школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3–4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счет, позволяющие слушателям читать печатный текст, делать краткие записи, различать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах, а также разбираться в проводимой социалистической политике. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением зарплаты. Ликпункты снабжались письменными принадлежностями и учебными пособиями, специально разработанными с целью обучения взрослых (например, можно назвать «Рабоче-крестьянский букварь» (1924 г.) В.В.Смушкова). Занятия проводились не только в школьных помещениях, но в избах-читальнях (красных уголках), иногда и дома у учителя. К 1936 г. было обучено около 40 млн. неграмотных. По данным переписи 1939 г. грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приблизилась к 90%.

С 1930-х гг. началась унификация образования, в том числе сельского, в рамках единой трудовой школы. К 1932 г. сельских школ I ступени насчитывалось около 130 тыс., неполных средних школ - 22,5 тыс. Сельских педагогов насчитывалось около 450 тыс. чел. . Следует учитывать тот факт, что долгое время учителя в сельской школе не получали государственной зарплаты: их оклады полностью зависели от доходов, сначала сельской общины, а затем колхозов и совхозов.

Приведенная статистика показывает, что далеко не сразу удалось преодолеть разнообразие форм сельского образования. Позднее, согласно Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» от 15 мая 1934 г. было решено окончательно ликвидировать различные формы образования и установить единые ступени: первую - дети 8–13 лет; вторую - дети 14–17 лет . Тем самым, сельская школа частично лишалась своей особенности, связанной с ориентацией ее выпускников на труд в сельском хозяйстве. Однако на практике до конца унифицировать сельскую школу все-таки не удалось. По-прежнему сельские школы стремились сочетать в обучении детей навыки элементарной грамотности и сельскохозяйственные практики.

Это, в частности, проявилось в 1950-е гг., в открытии биолого-агрономического направления подготовки в рамках профильного обучения в школах. В Законе СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» от 24 декабря 1958 г. вновь получила подтверждение идея включения трудового воспитания и обучения в образовательный процесс, что было особенно важно для сельской школы . На практике это отразилось в росте числа сельских школ, улучшении их материально-технического обеспечения в связи с открытием школьных мастерских для обучения девочек и мальчиков. В рамках взаимодействия школ и сельскохозяйственных предприятий школьники организовывали производственные звенья и бригады. Кроме того, вновь был поставлен вопрос о необходимости различных типов и видов сельских школ в соответствии с территориальными особенностями и местной спецификой. В селе открылись школы с продленным днем, школы-интернаты, был организован подвоз детей из отдаленных сельских поселений .

Но начавшиеся преобразования сельской школы весьма осложнились в 1960-е гг., когда начался массовый отток сельского населения в города. Сельская школа столкнулась с кадровыми проблемами, нехваткой учителей, сокращением числа учащихся и их новыми запросами, связанными с планами продолжения образования в городских учебных заведениях.

В 1970-80-е гг. сельская школа по сути выполняла функции подготовки учащихся (через профилизацию, индивидуальное обучение) к переезду и учебе в городе, что позволило говорить об утрате особенностей сельского образования, его связи с сельским образом жизни и культурой. Вместе с изменением ее функций постепенно стала подрываться база социализации сельского сообщества.

Итак, к 1990-м годам сельская школа практически утратила самобытную связь с сельским миром. Уступая городским школам по степени своей материально-технической оснащенности, кадровому обеспечению, она оказалась еще и заложником миграционных, демографических и политических процессов.

ОБЛИК СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Данные Росстата показывают динамику изменения численности школ с 1990-х гг. по настоящее время (см. табл. 1).

Таблица 1. Число государственных и муниципальных общеобразовательных организаций (на начало учебного года; тысяч)

Как видно, если в городах и поселках городского типа темп снижения численности общеобразовательных учреждений относительно плавный (с 21,1 тыс. до 18 тыс.), то в сельской местности можно говорить о сокращении почти в два раза (с 48,6 тыс. до 26,1 тыс.).

Если посмотреть на число обучающихся за аналогичный период, то в начале 1990/91 учебного года в средние обра- зовательные школы пришли 20852 тыс. учеников (из них 5903 тыс. - в сельские школы). К 2010/11 учебному году число учащихся существенно сократилось - до 13569 тыс. чел. (3808 тыс. чел. соответственно). Однако уже в 2013/14 уч. году наблюдается некоторый рост - до 13783 тыс. чел. общего числа учащихся школ. Вместе с тем, процесс сокращения численности учащихся сельских школ продолжается (3615 тыс. чел.). И только в 2014 г. вместе с ростом общего числа учащихся до 14299 тыс. чел., начался небольшой подъем числа учащихся в сельских школах (3724 тыс. чел) (см. табл. 2).

Таблица 2. Численность обучающихся и учителей в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях (на начало учебного года; тысяч человек)

Что касается численности учителей, то за период с 2000 по 2013 гг. она сократилась на 40% - с 1751 до 1042 тыс. чел., а в 2014 г. - до 1061 тыс. чел. (см. табл. 2). Таким образом, статистические данные свидетельствуют об устойчивой тенденции сокращения с 1990-х гг. как числа сельских школ, так и численности учеников и учителей.

В чем причины такого положения дел?

Прежде всего, сельская школа реагирует на миграционные процессы, связанные с изменением удельного веса городского и сельского населения в общей численности населения РФ (см. табл. 3).

Таблица 3. Удельный вес городского и сельского населения в общей численности населения РФ (оценка на конец года; в процентах)

Отметим, что начиная с переломного 1961 г., удельный вес городского населения в общей численности населения впервые превысил численность сельского населения . Причем, особенно значительные темпы его роста приходятся на тридцатилетний период с 1959 по 1989 гг. .

Что касается сельского населения, за последние 5 лет (2010-2014 гг.) за счет миграционного оттока его численность сократилась на 751,2 тыс. человек .

Миграционный поток сельского населения устремлялся не только в города, на и более крупные села. В итоге, в настоящее время почти половина (48%) всех сельских поселений страны является мельчайшими, в которых проживает 3% сельского населения, что привело к массовой ликвидации небольших, но значимых для людей учреждений образования и здравоохранения. Согласно официальным данным, величина поселений определялась числом жителей определяет сосредоточение только в крупных населенных пунктах различного рода услуг, в том числе и образовательных. Однако концентрация образовательных учреждений в крупных сельских населенных пунктах, проводимая в целях экономии ресурсов, привела к снижению их территориальной доступности. Так, средний радиус доступности сельской школы увеличился с 12,6 км в 1990 г. до 17,3 км в 2014 . Итак, за период с 1990 г. произошло смещение центра тяжести в образовании на города и крупные сельские населенные пункты, нарушив сложившуюся культуру малокомплектной сельской школы. Вместе с процессом сокращения общего числа сельских школ произошло уменьшение числа мелких сельских поселений. А это еще раз подтвердило общеизвестный факт, с которым не хотят считаться российские реформаторы сельской школы: «Нет школы - нет деревни».

Сокращение общего числа сельских школ также вызвано происходящими демографическими процессами, спровоцировавшими сокращение числа обучающихся. С начала 2000-х до 2013 гг. демографический кризис обусловил снижение численности учеников на 6,7 млн. человек, т.е. более, чем на 33%. За этот же период количество общеобразовательных учреждений сократилось на 30%, из них 23% пришлось на сельские школы.

Вместе с тем, если вернуться к данным по количеству школьников (см. табл. 2), то можно заметить, что последствия «демографической ямы» достаточно ярко проявились в период с 2005 до 2010 гг. В последнее пятилетие ситуация несколько улучшилась, что, однако, не отразилось на росте числа школ. Кроме того, увеличение к 2018 г. показателя численности обучающихся на 1 учителя с 10,9 до 13 чел. должно привести к дальнейшему увольнению 200 тыс. учителей , хотя демографические показатели когорты детей школьного возраста увеличились.

Значит, есть основания считать, что происходящие в сфере образования изменения не столько следуют миграционной и демографической «логике», сколько логике проводимых реформ, имеющих неоднозначный характер и вызывающих не только их серьезную критику, но и неприятие, отторжение.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

ПРИМЕЧАНИЯ

Громыко М. М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. С. 272.

Там же.

Дмитриев С. С. Крестьянское движение и некоторые проблемы общей истории России в первой половине XIX в. (к выходу в свет сборников документов о крестьянском движении 1796-1849 гг.) // Вопросы архивоведения, 1962. № 2.

Громыко М. М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. С. 278–279.

Кисляков Н. Странствующие учителя и подвижные школы в Курской губернии // Северный вестник, 1888. № 3. С. 48–50.

Громыко М. М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. С. 295–301.

Инин И. О народно-лубочной литературе. К вопросу о том, что читает народ. (Из наблюдений крестьянина над чтением в деревне) // Русское обозрение. 1893. № 9–10. С. 242–258.

Большаков А. М. Деревня. 1917–1927. М.: Работник просвещения, 1927. С. 227.

Там же, С. 247.

Там же.

Там же, С. 249.

Там же, С. 250.

Организация образования в сельской местности России (Исторический очерк) / О. Е. Кошелева, П. В. Машкова, М. В. Богуславский, А. М. Цирюльников. М.: Педагогика, 1993.

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов // Сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Л. Ф. Литвинов. М.: Педагогика, 1974. С. 167.

Там же, С. 53–61.

Нарядкина Л. А. Школьная реформа 1958 г. и национальное образование // Фундаментальные исследования. 2005. № 4. С. 35–36.

Российский статистический ежегодник - 2015. Стат. Сб. / Росстат. М., 2015.

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015. М.: Росстат, 2015 г.

Вестник статистики. М.,1972. № 6. С. 84.

Бондаренко Л. В. Развитие сельских территорий России: оценки, мнения, ожидания // Социологические исследования, 2016. № 3.

Там же.

План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Россия - страна умирающих деревень ( , )

История Дмитриевской средней школы

Дмитриевской школе в этом году исполняется 138 лет.

Не одно поколение учеников, учителей, директоров прошло сквозь призму времён. А началось всё в 1879 году, когда при покровской церкви в селе Дмитриевка Уфимской губернии было основано Церковно-приходское попечительство, в котором начали свою работу две земские школы, одна в Дмитриевке, а другая в Миловке. В своё время историю школы изучал Разетдин Закиевич Гилемханов, первый директор совхоза «Дмитриевский». Он обратился в Центральный Государственный исторический архив РБ, получил справку, из которой следует, что возраст школы перевалил за сотню с лишним лет.

Первый выпуск семилетней школы состоялся в 1935 году.

Своему становлению и развитию школа обязана преподавательскому составу и руководителям, её возглавлявшим, а за 135 лет их было немало. К сожалению, не все имена сохранились. Школа приобрела красивый вид благодаря стараниям Константина Митрофановича Лазарева. Вместе с коллективом учителей, учащихся и их родителей в 1965 году он закладывал фундамент нового современного здания школы. Благодаря ему мы теперь имеем среднюю часть нашей большой школы.

С 1977 по 1981 год школой руководил Леонид Иванович Сычёв. При нём было начато строительство огромного спортивного зала, он мечтал о высоких спортивных достижениях своих учеников.

Достраивать начатое Леонидом Ивановичем и возводить новое здание школы, т.к. детей становилось всё больше и больше, пришлось Владимиру Михайловичу Михайлову, который стоял у руля с 1981 по 1988годы. Его так и называли «Строитель», потому что куда бы он не приходил на работу, везде начиналось строительство.

Сегодня этих замечательных людей уже нет рядом с нами, но каждый из них оставил яркий след в нашей памяти.

В сентябре 1988 года пост директора занял Валерий Александрович Сидоров - молодой, энергичный, перспективный руководитель, покоривший всех талантом говорить без бумажки, твёрдыми убеждениями и умением отстаивать свою точку зрения.После десяти лет директорской деятельности Валерий Александрович избран в Совет Уфимского района.

На посту директора его сменила Отличник просвещения СССР Валентина Демьяновна Максимова. Благодаря Валерию Александровичу и Валентине Демьяновне осуществились реконструкция и капитальный ремонт старых зданий, спортзала.

В 2005-2006 учебном году директором был Алексей Алексеевич Слепец. А с 2006 года школой руководила Альфия Камаловна Валикарамова, которая в 1978 году, после окончания БГУ, попала сюда по распределению и осталась навсегда, выйдя замуж.

Дмитриевская школа гордится своими ветеранами, они её золотой фонд.

Маргарита Леонидовна Валеева 50 лет жизни она посвятила преподаванию. Отличник просвещения РСФСР, выпускница нашей школы, твёрдо для себя определила, что будет учителем русского языка и литературы. Её ученики начитанны и отличаются широким кругозором. Выпускники Маргариты Леонидовны постоянно к ней приходят, никогда не забывают своего доброго и отзывчивого классного руководителя.

Учитель химии Раиса Ивановна Сучкова – отличник просвещения РФ и лауреат премии Сороса, а также лучший учитель химии в районе. Именно так говорят о Раисе Ивановне её ученики. Они занимают призовые места на районных олимпиадах, поступают на химические факультеты ВУЗов и чувствуют там себя гораздо увереннее городских сверстников.

Галина Петровна Хохлёнкова работала в школе 40 лет. Она первоклассный математик. Её прекрасное знание предмета и эмоциональность в проведении урока позволили ей стать кумиром и для тех, кто не очень силён в этом предмете. Отличник просвещения РФ, лауреат премии Сороса, а также делегат Всесоюзного съезда учителей.

Ещё одним педагогом гордится школа – Валентиной Николаевной Салазановой, учителем географии. Отличник образования РБ, закончила Ярославский пединститут, по направлению приехала в Дмитриевку, здесь же и обосновалась на всю жизнь. И уже сорок лет работает не покладая рук в этой школе. Очень трудолюбивая, ответственная и скромная. Без путешествий не представляет свою жизнь. До сих пор в зимнее время совершает прогулки на лыжах по Дмитриевским окрестностям. И ведь самое интересное, что на уроках Валентины Николаевны учащиеся сидят и слушают рассказы про наш земной шар «раскрыв рты». А всё потому, что Валентина Николаевна очень любит свой предмет и старается донести до каждого ребёнка любовь к своей земле и к родному краю.

Валентина Александровна Топольницкая в Дмитриевской школе с 1982 года, преподаёт русский язык и литературу. Её любят ученики, уважают родители и ценят коллеги. Эта женщина не только выкладывается на все сто во время уроков, но и всегда активно участвует в различных школьных мероприятиях. Свою любовь к песне она передаёт молодому поколению учителей. В своё время хор учителей школы славился не только в нашем районе.

Благодаря учителю биологии и сельхозтруда Татьяне Даниловне Михайловой, её усердию и трудолюбию школа занимает призовые места в Республиканском конкурсе «Зелёный наряд школы». Татьяна Даниловна с любовью облагораживает пришкольный участок, привлекая к этому занятию учеников.

Учителем физики и астрономии долгие годы в школе работал Валерий Константинович Лабуткин. Сейчас он живёт в Украине.

С 1991 года физику преподаёт Фанзиль Минигараевич Нафиков – лауреат международного Гранта Сороса, Лучший учитель России. Ученики отзываются о нём как о добром, немного строгом, но справедливом человеке.

Евгения Фёдоровна Зубарева тоже обладатель Гранта Президента России. Она очень отзывчивая, добрая и всегда старается в учениках раскрыть их творческие способности.

Отличники образования РБ - Альфия Галеевна Андреева, Алия Сагитовна Райманова, Залия Ахметовна Загитова, Гальнур Ягафаровна Акчурина, а также Люция Нуретдиновна Сидорова – лауреат международного Гранта Сороса и обладательница Гранта Президента РФ.

Долгие годы проработали в школе:

Александр Венедиктович Чудинов, ветеран ВОВ, - учитель производственного обучения;

Александр Антонович Команов, учитель труда;

Анастасия Яковлевна Климова, учитель начальных классов;

Александра Тихоновна Горбаченко,учитель начальных классов;

Александра Кузьминична Ефимова, учитель истории;

Екатерина Федосеевна Тарара, учитель начальных классов;

Минидина Минисламовна Шаймиева, учитель начальных классов;

Антонина Ивановна Кузьмина, учитель русского языка и литературы;

Раиса Сергеевна Сазонова, учитель биологии;

Галина Михайловна Самойленко, учитель начальных классов;

Зинаида Васильевна Дьяконова, учитель начальных классов;

Магинур Сагитовна Арасланова, учитель математики;

Раиса Фазлыевна Салихова, учитель математики и физики;

Зайсан Бакирович Усманов, учитель химии;

Фарзана Агзамовна Усманова, учитель русского языка и литературы;

Нина Ивановна Дегтярёва, учитель немецкого языка;

Раиса Георгиевна Анисимова, учитель биологии;

Гильс Миргалеевич Гизатуллин, учитель музыки;

Любовь Михайловна Бельская, учитель овощеводства и биологии;

Надежда Филипповна Хисамова, учитель математики, завуч;

Анна Алексеевна Маковецкая, учитель математики, начальных классов;

Таслима Мутагаровна Кидрасова, учитель английского языка;

Расиля Хазигалеевна Гутина, учитель русского языка и литературы;

Лилия Хамитовна Абдукаева, учитель математики;

Евдокия Петровна Харитонова, учитель начальных классов;

Рифа Александровна Курбангалина, учитель домоводства;

Надежда Александровна Счислёнок, учитель ИЗО, с\х труда;

Явдат Амирович Чанышев, учитель НВП, ОБЖ;

Нурия Мухамедьяновна Кулгарина, учитель русского языка и литературы;

Зифа Мавлетзяновна Валиева, учитель начальных классов.

Учителя следят за успехами каждого своего выпускника, сопереживают неудачам. Ученики навсегда остаются в сердцах своих учителей.

Школа помнит и гордится своими лучшими выпускниками, ведь «учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!». В нашей школе тоже есть немало таких выпускников. Они достойно проявили себя в различных областях: сельское хозяйство и медицина, военное дело и предпринимательство, образование и искусство.

Муфазалов Ф.Ф. – главный радиолог РБ, профессор БГМУ;

Гилемханов А.Р. – заслуженный работник сельского хозяйства;

Привалова В.Б. – заслуженный работник сельского хозяйства;

Смагин С.А. – заслуженный нефтяник РБ;

Сидоров В.В. – полковник внутренних войск в отставке;

Лабуткин О.В. – полковник ФСБ;

Васильев С.К. – советник по экономике в Администрации Президента РФ;

Загидуллин Э.Н. – полковник авиации Забайкальского военного округа;

Кагарманова А.И., Хайретдинова Е.Ф. – кандидаты педагогических наук;

Шестаков А.И. – сосудистый хирург, зав.отделением клиники БГМУ;

Гуссамова Г.Р. – начальник РОО Уфимского района;

Аксёнова З.А. – учитель географии СОШ д. Николаевка;

Краснов А.П. – предприниматель;

Ильина А.А. – главный врач Дмитриевской больницы;

Школа, в которую выпускники возвращаются учителями, никогда не канет в Лету, так как каждое поколение будет передавать потомкам лучшие традиции и знания предков.

В нашей школе работали и продолжают работать много выпускников разных лет:

Харитонова Е.П., Валеева М.Л., Чанышев Я.А., Михайлова Т.А., Гурьянова Н.А., Ахмедьянова И.В., Малышева З.А., Магасумов И.К., Каменев А.Н., Слепец А.А., Кузнецова О.А., Сидорова Э.В., Гайнетдинова А.Х., Магасумова О.А., Гатиятуллина Е.З., Скоблик Н.В., Закирова А.Ф., Бухарова С.В., Мустафина З.Т., Данилюк К.В., Хохлёнкова Ю.Н.

Рассказывать об учителях, которые внесли весомый вклад в развитие Дмитриевской школы, о её воспитанниках можно много. Для учителей и учеников она стала вторым домом – тёплым, уютным. Заботливые и отзывчивые педагоги работают здесь не покладая рук, а внимательные ребята с удовольствием приходят сюда, чтобы получить знания.

Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому!

Инновации, являясь необходимым условием развития образования, играют важную роль в становлении и совершенствовании отечественной системы народного образования.

В соответствии с существовавшими социально-экономическими условиями, в России вплоть до последних десятилетий XIX в. проблема развития народного образования – это фактически проблема образования и просвещения крестьян, составлявших подавляющее большинство населения страны и являющихся наименее просвещённой частью народа.

В исследованиях по истории образования отмечается, что до 2-й половины XVIII в. воспитание крестьянских детей в России осуществлялось в семье и крестьянской общине при поддержке церкви, занимавшейся религиозно-нравственным воспитанием (Д.И. Латышина, В.М. Величкина).

Проблема образования крестьян и простонародья впервые поднимается в русской общественной мысли XVIII в. (И.Т. Посошков, М.В. Ломоносов, Н.А. Радищев и др.). Наиболее глубоко она анализируются в работе А.Я. Поленова «О крепостном состоянии крестьян в России» (1766 г., впервые издана в 1865 г.). Один из разделов этого сочинения посвящён описанию .

Первый масштабный проект создания системы народного образования в России, попытка осуществления которого была предпринята, разработал Ф.И. Янкович де Мириево. Согласно утверждённому в 1786 г. Екатериной II «Уставу народных училищ», в каждом губернском городе предполагалось открыть главные народные училища, рассчитанные на 5 лет обучения, а в уездных центрах и сёлах – малые народные училища (2 года). Проект был реализован лишь частично, поскольку при его осуществлении местных власти, как правило, уклонялись от содержания народных училищ.

Первыми в России школами, доступными для простонародья, стали церковноприходские школы, которые появились в 1804 г. и просуществовали до 1918 г., являясь самим распространённым типом отечественных школ.

Церковноприходские школы изначально были ориентированы на религиозно-нравственное воспитание при минимальном уровне образования. Как правило, детей обучали служители церкви, не имеющие педагогической подготовки (основы педагогики стали преподаваться в духовных семинариях лишь в середине 1860-х гг.), использующие малоэффективные методы обучения, а содержание образования в своей основе оставалось неизменным в течение полувека.

Однако со 2-й половины XIX в. программа церковноприходских школ постепенно начинает расширяться, приобретая к началу ХХ в. более светский и научный характер. В это время церковноприходские школы работают при финансовой поддержке государства, являясь фактически государственно-церковными. К середине 1990-х гг. их сеть в России расширяется, общее количество превышает 31000. Кроме них, в ведении Святейшего Синода находились школы грамоты и четырёхлетние церковноприходские училища. В церковных школах грамоты велось обучение Закону Божьему, церковному пению, церковнославянскому и русскому чтению, письму и начальному счислению. В церковноприходских школах программа расширялась за счёт изучения русской грамматики и арифметики. В церковноприходских училищах кроме названных предметов преподавались священная и отечественная история. В программу церковноприходских училищ входило также обучение ремёслам (до 13 ремёсел).

Таким образом, церковноприходское образование в России на рубеже XIX–XX вв. было не только самым распространённым в крестьянской среде, оно приобрело многоуровневый и вариативный характер, свойственный развитым системам образования.

Наряду с церковноприходскими школами и училищами в сёлах России 2-й половины XIX в. развивается альтернативное (не государственно-церковное) образование. Школы в сельской местности создаются земствами, интеллигентами-подвижниками, энтузиастами-просветителями.

Особую группу сельских народных школ составляли школы, действовавшие в казачьих войсках. В России исторически сложилось 11 казачьих войск, которые размещались преимущественно в аграрных областях империи. В 1911 г. в стране было более 1000 казачьих школ, в которых наряду с религиозно-патриотическим и военно-физическим воспитанием давалось довольно широкое образование. Так, в Оренбургском казачьем войске было установлено обязательное обучение мальчиков и девочек. Курс обучение в войсковых начальных школах длился 5-6 лет и включал в себя Закон Божий, чтение, письмо, арифметику, церковное пение; для мальчиков преподавались гимнастика и фронтовое обучение .

В 1860-е годы в России широкий общественный резонанс приобрели споры о содержании образования народной школы. Земства и интеллигенция считали необходимым устройство народных школ по европейским образцам, они критиковали церковноприходские школы за религиозную ограниченность, выступали за научность в обучении, за обновление содержания образования и введение новых учебных предметов.

Наиболее выдающимися деятелями земского образования были Н.А. Корф и Н.Ф. Бунаков, которым принадлежит также заслуга организации учительских съездов и курсов как эффективных форм массового обмена опытом и повышения квалификации учителей народных школ.

Н.А. Корф в 1867–1872 гг., служа в должности члена училищного совета Александровского уезда Екатеринославской губернии, при поддержке населения открыл несколько десятков , в которых стремился учесть особенности сельской среды.

Н.Ф. Бунаковым была обоснована и реализована идея необходимости . Он указывал, что важнейшим условием успешной работы сельской школы является заинтересованность в ней местного населения, открытость школы для контроля крестьянской общиной: «…Те, кто доверяет училищу своих детей, неужели не вправе спросить: что же вы сделали с нашими детьми? Как и чему их учили?» .

Важную роль в развитии образования на селе сыграла . Он сформулировал цели народной школы: воспитание творческой, нравственной личности, формирование в процессе обучения творческого мышления и нравственного самосознания, научность полученного образования .

В конце XIX – начале ХХ в. большую известность приобрела в с. Татево и в ряде других сёл Бельского уезда Смоленской губернии. Изучение его педагогического наследия позволяет утверждать, что он не только создал новый, прогрессивный для своего времени тип церковноприходской школы, но и разработал модель образования сельских школьников, не утратившую своей актуальности в наши дни. Впервые в отечественной педагогике он реализовал обширный комплекс условий, определяющих особенности образования в сельской местности, и возможности эффективного осуществления образовательного процесса с учётом этих условий.

К первому десятилетию ХХ в. в России сформировались достаточно чёткие представления о возможностях развития образования на челе. Согласно этим представлениям, сельская среда обладает значительным воспитательным потенциалом, обусловленным её близостью к природе, относительной простотой и доступностью в обучении крестьянскому труду, сохранением в сельской местность традиций народной педагогики. Вместе с тем, признавался низкий культурный уровень крестьянства, хотя крестьянская община, в целом, чаще всего идеализировалась.

На особые воспитательные возможностей сельской среды в 1910–1920-е гг. единодушно указывают педагоги и общественные деятели различных политических убеждений (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др.).

В советский период развитие образования на селе становится одним из важнейших направлений государственной внутренней политики. В СССР развитие общеобразовательной школы в стране основывалось на идее равного образования для городских и сельских детей. Эта идея утверждалась, с одной стороны, жёстким регламентированием содержания образования, едиными для всей страны требованиями к подготовленности выпускников школ и абитуриентов, а с другой – серьёзной государственной поддержкой села и сельской школы.

В целях повышения привлекательности учительского труда в сельской местности для сельских учителей вводится ряд льготных условий, среди которых надбавка к зарплате, бесплатные коммунальные услуги, бесплатное обеспечение жильём, освобождение молодых людей, работающих в сельской школе, от службы в армии и др. Кроме того, в большинстве педагогических вузов действовали льготные условия поступления для абитуриентов из сельской местности.

До начала 1990-х годов для выпускников советских вузов существовала достаточно строгая система распределения по местам работы, согласно которой молодой специалист был обязан отработать на месте распределения определённое количество лет. Распределение помогало учитывать потребности школ региона в педагогических кадрах, что также способствовало решению проблемы обеспечения сельских школ учителями.

Меры содействия развитию сельской школы в СССР в их практическом воплощении зачастую шли вразрез с демократическими правами и свободами, закрепощали молодых учителей и ограничивали рост образования в стране в целом. Вместе с тем, как отмечают различные источники, к концу 1980-х гг. уровень образования сельских школьников более, чем когда бы то ни было, приблизился к уровню образования в городских школах.

В развитии сельской школы в 60–80-е гг. ХХ в. важную роль сыграл . Анализ его трудов показывает, что он создал педагогическую систему, не просто адаптированную к условиям сельской местности, но органично вырастающую из социально-природного окружения сельской школы.

В 1980-е гг. инновационная педагогическая система складывается в Сахновской средней школе Черкасской области. В основе этой системы лежит авторская концепция директора школы А.А. Захаренко, которая базируется на идеях воспитательных центров, «средового подхода», и созидательного, творческого, социально значимого труда.

Новаторский опыт В.А. Сухомлинского, А.А. Захаренко, А.Ф. Иванова и других руководителей сельских школ в 1870–1980-е гг. привлек внимание широкой научно-педагогической общественности к сельской школе. В это время в СССР активно разрабатываются проблемы образования сельских школьников, в помощь сельским педагогам и руководителям школ массовыми тиражами выпускается ряд пособий, ориентированных преимущественно на оптимизацию учебного процесса. Значительный вклад в развитие образования на селе в этот период внесли работы Н.М. Анисина, В.М. Величкиной, А.Ф. Иванова, В.П. Макарова, Г.Ф. Суворовой и др.

Постсоветский период (конец 1980-х – 1990-е гг.), совпавший с глубоким социальным и экономическим кризисом переходного периода, характеризуется нарастанием и обострением проблем в сельском образовании. По словам М.П. Гурьяновой, «сельская школа России конца ХХ века оказалась на обочине российского образования». В этот период учительство испытало длительные задержки заработной платы, что сопровождалось ростом социального недовольства среди учителей, уходом многих педагогов из школы, их переездом в город или в более благополучный регион. В сельской местности в это время гораздо острей, чем в городе, ощущается нехватка необходимых учебников и учебных пособий, снижение требований к общеобразовательной школе.

Кризис постсоветского периода определил современную ситуацию, когда качество сельского образования значительно уступает качеству городского. Сложившаяся ситуация требует поиска новых путей сохранения и развития образования на селе, и в этом поиске очень важна преемственность: опора на лучшие традиции гуманистической педагогики, учёт особенностей сельской образовательной среды, творческое переосмысление предыдущего педагогического опыта.

Образование сельских школьников протекает под влиянием специфических факторов, обусловленных особенностями сельской школы и сельского социума. Главные особенности сельской школы связаны с её значительной территориальной и информационной изолированностью, а также сравнительной малочисленностью учащихся и педагогов. Основные особенности сельского социума детерминированы его замкнутостью, ограниченностью: малым, по сравнению с городом, количеством жителей, их «привязанностью к земле» и компактным проживанием, однообразием социальных и производственных отношений, ограниченностью коммуникаций.

Изолированность сельских школ придаёт каждой школе особенности, характерные только для неё. В связи с этим учёные, занимающиеся проблемами образование на селе (В.Г. Бочарова, В.П. Быкова, М.П. Гурьянова и др.), отстаивают вариативность обучения и многообразие подходов в осуществляемом сельскими школами педагогическом процессе.

Проведённый нами анализ позволяет выделить в развитии отечественного образования на селе следующие основные этапы.

1-й этап (до 2-й половины XVIII в.) – этап семейного и общинного воспитания; в этот период образование крестьянства частично поддерживается церковью (религиозное воспитание), но не государством;

2-й этап – первые проекты просвещения крестьян (2-я половина XVIII – начало XIX в.) – разработка первых проектов создания системы народного просвещения и попытки их осуществления;

3-й этап (начало XIX в. – 1-я половина 1860-х гг.) – активизация церкви и государства в просвещении крестьян: появление церковноприходских школ, возрастание роли церкви и государства в просвещении народа; этот этап отмечен неуклонным ростом роли церковной власти в просвещении крестьянства; политика государства в сфере народного образования отличалась значительной противоречивостью и непоследовательностью;

4-й этап (2-я половина 1860-х гг. – 1880-е гг.) – расширение сети сельских школ и повышение качества образования сельских детей за счёт государственной поддержки, деятельности церкви и местного самоуправления (земств, казачьих войсковых управ и др.), а также энтузиастов-подвижников; на этом этапе наблюдается рост авторитета Министерства народного просвещения;

5-й этап (1880-е – 1910-е гг.) – формирование системы просвещения крестьянства; на этом этапе сельская школа рассматривается как специфическая образовательная система, признаётся её особая связь с крестьянской социальной средой, особая миссия в сельском социуме и российском обществе; в этот период демократически настроенные деятели образования ставят перед сельской школой задачу повышения культурного уровня и социальной активности крестьян; складывается разветвлённая уровневая система государственно-церковного просвещения крестьянства, происходит содержательное и организационное обновление церковноприходских школ, содержание образования в них приобретает всё более светский характер;

6-й этап приходится на советский период (1920-е –1980-е гг.) и характеризуется ростом доступности и качества образования в сельской местности; на этом этапе сельская школа по качеству образования постепенно приближается к городской, для сельских и городских школ вводятся единые требования, осуществляется масштабная государственная поддержка села и сельских школ;

7-й этап – постсоветский (конец 1980-х – 1990-е гг.); на этом этапе вновь увеличивается разрыв в качестве образования между сельскими и городскими школами: с одной стороны возрастает качество и разнообразие образования в городе, с другой, снижается уровень образования на селе;

8-й этап – современный (с конца 1990-х гг. по наши дни), для которого характерен поиск путей сохранения и развития образования на селе; на этом этапе актуализируется роль инноваций в сельской школе, отмечается значительное разнообразие подходов к повышению эффективности образования сельских школьников.

Список литературы

1. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). М., Гардарики, 2003. (Шелеховский район Иркутской области). Обеспечение целостности развивающейся воспитательной системы в сельской школе Для ссылки:
Сидоров С.В. Основные этапы развития отечественных сельских школ [Электронный ресурс] // Сидоров С.В..10.2019).

Загрузка...