NewsChannel1 - Строительный портал

Словарь-справочник по социологии. Словарь-справочник по социологии Социология словарь справочник

Задания к контрольным работам
Структура задания для контрольной работы : Выберите из приведенных ниже один вариант задания. Задания с 1 по 11 предполагают творческую работу – анализ данных таблицы или социологическую задачу. Это задание будет оцениваться по следующим критериям – аргументированность и полнота ответа на все поставленные вопросы, а также оригинальность анализа.

Задания с 12 по 30 ориентированы более на пополнение знаний по темам лекций, но это не означает, что они не требуют творческого подхода. Все задания этого типа состоят из трех вопросов. В первом вопросе необходимо разъяснить и дополнить материал, обсуждавшийся на лекциях и семинарах. Во втором вопросе либо привести примеры, поясняющие употребление того или иного термина из лекционного курса, либо наоборот, выяснить из конктретного примера какой термин он иллюстрирует. В третьем вопросе необходимо дать определение термина имеющего отношения к тематике занятий, но не прозвучавшего на лекциях и семинарах. Выяснить значение этих терминов можно из справочной литературы по социологии, например:
1. Краткий словарь по социологии. М., 1988

2. Социологический справочник М., 1990
^ Требования к работе : Необходимо ответить на все вопросы, поставленные в задании, а также подтвердить свой ответ примерами (в каждом случае указано отдельно их минимальное количество).

Работа должна быть сдана в деканат не позднее оговоренного с преподавателем срока. Работы полученнные прежде оговоренной даты приветствуются, просроченные работы рассмотрены не будут.

Объем работы составляет не менее 600- 700 слов.

Контрольная работа обязательно должна содержать титульный лист, на котором указана следующая информация: ФИО студента/ки, номер группы, предмет работы, ФИО Преподавателя.
Задание №1

Ниже приведены данные опроса, проведенного в 1997 году в нескольких городах России. Задание:1 Рассмотрите таблицу – совпадает ли оценки статусной позиции опрошенных с оценкой их материального положения? ответ проиллюстрируйте примерами и дайте оценку причин сложившейся ситуации. 2. Можно охарактеризовать самооценку в разных группах как заниженную/завышенную? Проиллюстрируйте ответ. 3. Чем можно объяснить причины подобной самооценки? 4. Можно ли говорить о наличии в России к моменту опроса устойчивого среднего класса, почему?
Распределение респондентов по оценкам материального положения

и общественного статуса в %


оценка общественного положения

Оценка материального положения

низкое

ниже среднего

среднее

выше среднего

высокое

низкое

77,4

45,1

16,9

6,6

0

ниже среднего

22,6

35,7

29,2

14,5

0

среднее

0

18,6

51,8

65

43,8

выше среднего

0

0,3

1,4

13,9

31,2

высокое

0

0,3

0,7

0

25

Задание № 2
Рассмотрите данные в таблице. Они характеризуют мотивы вступления в брак в группе опрошенных. Необходимо: 1. Выписать три главных мотива отдельно для мужчин и отдельно для женщин. 2. После этого охарактеризовать их, т.е дать определение какие причины могли лежать в основе того или иного мотива (например, эмоциональные, прагматические и т.д.). 3. Ответить на вопрос, как по вашему, были ли опрошенные искренни в своих ответах, и если нет, то какие пункты показались вам особенно неубедительными? 4. Добавьте другие мотивы вступление в брак и расположите их по степени важности.

Мотивы вступления в брак в процентах

Мотивы брака

Женщины

Мужчины

Любовь

0,427

0,396

Симпатия

0,13

0,09

Чувство одиночества

0,03

0,006

Ожидалось рождение ребенка

0,044

0,048

Привязанность

0,03

0,078

Подошел возраст выйти замуж/жениться

0,025

0,03

Желание создать семью

0,147

0,205

Желание жить независимо от родителей

0,008

0,06

Другие мотивы

0,009

0,003

Нет сведений

0,15

0,084

Всего

1

1

Задание №3
Ниже приведены результаты опроса в г. Новосибирск. Были опрошены мужчины и женщины из полных семей на предмет распределения домашних обязанностей (никто из опрошенных мужчин и женщин не являются членами одной семьи). Социолог выдвинул гипотезу: Трудовая поддержка других членов семьи снижает степень неравенства между супругами в домашнем труде. Под рыночным трудом понимается такой, за который получают денежное вознаграждение. Задание: 1. Проанализируйте данные в таблице. 2. Подтверждают ли они гипотезу социолога? Обоснуйте ответ


количество других взрослых в семье

Нет

Один

Два и более

Рыночный труд мужчины (часы в неделю, в среднем)

35

41

46

Рыночный труд женщины (часы в неделю, в среднем)

23

30

30

Доля рыночного труда мужчины в семье (в процентах)

63

60

63

Доля рыночного труда женщины в семье (в процентах)

37

40

37

Домашний труд мужчины (часы в неделю, в среднем)

24

22

19

Домашний труд женщины (часы в неделю, в среднем)

49

45

42

Доля домашнего труда мужчины (в процентах)

32

30

30

Доля домашнего труда женщины (в процентах)

68

70

70

Задание №4
Ниже приведены данные исследования, проведенного в 6 городах европейской части России (в том числе и в Самаре) среди разведенных мужчин и разведенных женщин на предмет влияния отца на воспитание детей. Под «фиктивным разводом» имеется ввиду такой брак, который либо быстро восстановился после развода, либо супруги развелись только на бумаге ради урегулирования каких-либо экономических вопросов, но отец так и продолжал жить с детьми. Проанализируйте данные в приведенных ниже таблицах и ответьте на вопросы: 1. Сравните мнения мужчин и женщин 2. Что происходит в случаях отсутствия контакта отца с его детьми? 3. Оказывает ли он в этом случае какое-либо влияние? 4. Сравните уровень влияния отцов живущих в семьях (фиктивный брак) с влиянием тех, кто живет отдельно. О чем говорят эти данные? Все ответы должны быть обоснованны.
Мнение матерей в %


Частота встреч отцов с детьми



Большое

Небольшое

Никакого

Часто

25,5

56,5

18

Редко

2,4

44,8

52,8

от общего числа опрошенных

9,9

48,6

41,5

Мнение отцов в %


Частота встреч отцов с детьми

влияние отцов на воспитание детей

Большое

Небольшое

Никакого

Часто

47,6

46,4

6

Редко

8,2

44,5

47,3

от общего числа опрошенных

24,1

45,3

30,6

Фиктивный брак

32

50

18

Задание №5

1. Дайте определение Прирожденного социального статуса. 2. Выпишите из приведенного ниже списка те социальные статусы, которые можно считать прирожденными, в каждом случае укажите причину, по который Вы включили тот или иной статус в список. 3. Укажите отдельно для каждого статуса на каком основании его нельзя считать прирожденным. 4. Опишите свои прирожденные статусы.
Женщина, член партии зеленых, немец, король, монгол, свекр, сын, безработный, негр, дочь, муж, садовник, падчерица, кузина, студент, дядя, католик, крестная мать, тридцатилетний, чемпион мира, ребёнок, теща, брахман, князь, маргинал, рабыня, сорокалетний инвалид, лишенный дворянства граф, старший сын.
Задание № 6

1. Дайте определение социального контроля. Ниже приведены термины, которые относятся к разным сферам жизнедеятельности общества 2. Выберете те из них, которые относятся к социальному контролю. 3. Укажите рядом с каждым из выбранных вами терминов свое объяснение причин, по которым Вы причислили их к социальному контролю. (Примечание: некоторые термины не так просты, как может показаться на первый взгляд)
донос, довод, ученая степень, дозор, приказ, долговое отделение, долговое обязательство, досмотр, доверенность, налоговая декларация, штраф, жалоба, надзор, нонконформизм, обязанность, цензура, слежка, конвой, традиции, медаль, совесть.
Задание №7

Ниже приведены данные опроса, проведенного в 1997 году в нескольких городах России. Задание: 1. Проранжируйте ответы опрошенных в таблице по убыванию (к каким методам пребегают чаще, реже и т.д.). 2. Совпадают ли надежды опрошенных на выход из тяжелого экономического положния с традиционной социальной стратификацией общества? 3. По типу ответов распределите опрошенных на несколько групп. О чем говорит выбранный ими метод выхода из экономического кризиса? 4. Дайте характеристику состояния российского общества, в результате которого именно эти способы оказались предпочтительными для населения русской провинции.
Что вам помогает справляться с экономическими трудностями в переходный период?


Мнение в % от общего числа опрошенных

Профессия

24,9

Способность к переобучению, переквалификации

12,1

Трудовой коллектив

2,5

Друзья, родственники

26,1

Деловые связи

12,7

Способность приспособиться к законам российского бизнеса

10,3

Имеющиеся сбережения

4,4

Имеющаяся собственность

6,4

Наличие подсобного хоз-ва

33,5

Умение идти на риск

6,1

Трудолюбие

29,2

Задание №8

Ниже приведены результаты опроса жителей г. Твери на предмет их отношения к гражданскому браку. Все опрошенные были условно разделены на три категории: Дети – люди от 18 до 24 лет, родители – от 40 до 55 лет, прародители – от 55 до 70 лет. Были опрошены как мужчины, так и женщины в равных пропорциях. На основании этих данных: 1. составьте анализ отношения к гражданскому браку в разных возрастных группах, а также отдельно для мужчин и женщин. 2. Сравните данные в таблице 1 с данными в таблице 2 и сделайте вывод о роли ребенка в заключении официального брака. 3. Проанализируйте активность опрошенных, какая категория была наиболее пассивной и как вы думаете почему?

Таблица 1

Отношение респондентов к гражданскому браку

Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник. Под ред. Тощенко Ж.Т.

М.: 2009. - 487 с.

Издание реализует две цели: научно-познавательную и учебно-методическую. Даются описание и характеристика основополагающих понятий социологической науки, которые раскрывают ее содержание, назначение и функции и без знания которых невозможно представить полноценную деятельность социолога. Это руководство как для практикующих социологов, так и для будущих специалистов, помогающее найти ответы на вопросы: какова созидательная ценность социологии, что должно стать основой повседневной и перспективной практической деятельности всех непосредственно занимающихся социологическими исследованиями, а также чему и как учить социолога. В конце книги приводится примерный план учебного курса «Основы социологии». Для студентов, изучающих социологию, исследователей, профессионалов-практиков, в том числе интересующихся социологическими исследованиями и работающих в смежных областях экономического, политологического, культурологического, социально-психологического и исторического знания.

Формат: pdf

Размер: 6,8 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Раздел I. Что такое социология? 9
Социология как наука 10
Когда возникла социология? " 13
Что изучает социология? 22
Объект социологии 22
Предмет социологии 26
Социологическое знание: структура, уровни 32
Методологические стратегии в социологии 39
Функции социологии 44
Раздел II. Основные категории и понятия социологии 47
Категории социологии 48
Понятия социологии (логическая структура) 52
Понятия социологии (структура содержания) 55
Раздел III. Эмпирические понятия социологии 61
Человек - индивид - личность 62
Общественное сознание: типы, виды, функции 67
Основные компоненты общественного, группового и индивидуального сознания 73
Знание (1) 73
Знание (2) 77
Информация 81
Общественное мнение 85
Потребность 93
Мотив 98
Ценности и ценностные ориентации 103
Установка 108
Интерес 112
Специфические формы общественного сознания 115
Идеология 115
Настроение социальное 119
Стереотип 122
Архетип, генотип, фенотип 126
Интуиция 130
Символ 133
Имидж 135
Социальная идентификация 139
Деформированные формы общественного сознания 143
Отчуждение 143
Парадоксы 147
Кентавр-проблема 152
Фантомы _ 156
Аномия 161
Фрустрация 166
Депривация 168
Поведение и деятельность как реализация форм и видов общественного сознания 171
Социальное поведение л 171
Деятельность 174
Социальное действие 176
Социальные нормы (нормативное поведение) 180
Социальная адаптация 183
Социальная инновация 185
Социальная девиация 189»
Условия реализации сознания, поведения и деятельности 195
Социальная среда (макро-, мезо- и микросреда) 195
Социальная инфраструктура 197
Раздел IV. Синтетические понятия социологии 201
Социальное развитие 202
Социальные отношения 210
Социальные процессы 212
Социальные явления 213
Социальный институт 215
Социальная организация 218
Социальная структура 222
Социальная стратификация 227
Социальная мобильность 235
Социализация 238
Социальное изменение 244
Социальные конфликты 246
Социальный контроль 252
Раздел V. Отраслевые и специальные социологические теории 257
Общество и его основные сферы 258
Экономическая социология 267
Социология рынка 271
Социология труда 274
Социология города 277
Социология села 281
Экологическая социология 285
Демография 288
Социология социальной сферы 292
Образ жизни 294
Этносоциология 296
Социология молодежи 303
Тендерная социология 307
Геронтология 312
Социология семьи 314
Социальная работа 318
Политическая социология 322
Социология власти 325
Бюрократия 328
Социология партий 332
Общественные организации 337
Электоральная социология 340
Социология права 343
Самоуправление 346
Социология международных отношений 348
Социология духовной жизни 354
Социология личности 358
Социология образования 365
Социология культуры 368
Социология науки 374
Социология религии 378
Социология средств массовой информации 387
Социология литературы 390
Социология искусства 392
Социология управления 394
Социальное предвидение 396
Социальное прогнозирование 401
Социальное проектирование 408
Социальное планирование 412
Социальное программирование 417
Социальные технологии 423
Социология организаций 428
Социальный эксперимент 432
Раздел VI. Место социологии в структуре социальных наук 435
Основные принципы взаимодействия 436
Социология и философия 438
Социология и история 443
Взаимодействие социологии и экономических наук 446
Социология и политические науки (политология) 451
Социология и право 457
Социология и культурология 460
Социология и социальная психология 463
О тенденциях развития социологии в современном мире 466
Приложения 479

Тезаурус - это систематизированная совокупность данных об определенной области знания, представленная в виде ключевых, значимых слов (понятий), соотнесенных между собой по одному из оснований, и позволяющая человеку или машине ориентироваться в ней. «В тезаурусе в отличие от обычного толкового или энциклопедического словаря слова расположены не по алфавиту, не в формальном порядке, а в порядке их смысловой близости, ассоциативной и концептуальной связи, относимости к одному семантическому гнезду» (М. Эпштейн). Тезаурус можно уподобить своеобразному словарю, справочнику и даже энциклопедии, но в то же время он существенно отличается от них. Если энциклопедии претендуют на универсальное изложение сведений той или иной отрасли знания, осуществляют всеохватывающую экспансию на всю относящуюся к избранному предмету информацию, то в словарях находят отражение сконцентрированная и прошедшая апробацию терминология, характеризующая сущность, специфику и особенности соответствующей отрасли научного знания. В словарях или словарях-справочниках, как правило, даются представления о специальных областях знания, которые излагают в алфавитном порядке все относящиеся к данной сфере понятия (термины). В справочниках наряду с объяснением необходимой информации осуществляется ее комментирование. Таким образом, тезаурус по социологии - это собрание самого ценного, самого значимого, что составляет суть и содержание этой науки.
Для авторского коллектива такой концепцией, объединяющей замысел по подготовке тезауруса, стала концепция «социологии жизни*, которая получила обоснование в работах Ж.Т. Тощенко. В соответствии с этим методологическим подходом настоящий тезаурус вбирает в себя, во-первых, систематизированное изложение основных понятий, отражающих данную концепцию, во-вторых, претендует на изложение сущностных основных понятий, без которых немыслимо представление о социологической науке, в-третьих, все они строятся по единому логическому основанию. И наконец, тезаурус олицетворяет единство научного и прикладного знания, ибо каждое понятие имеет не только теоретическую, но и эмпирическую трактовку.
Настоящее издание является фундаментальным специфическим изданием, так как подготовка тезаурусов, так же как и энциклопедий, словарей, справочников - сложный и трудный процесс, требующий значительного напряжения усилий, которые бы в концентрированном и сжатом виде позволили изложить содержание науки или отрасли научного знания. Поэтому они появляются не так часто, как другие виды научного знания.

Социология – динамично развивающаяся наука, завоевавшая свое достойное место в ряду обществоведческих дисциплин. Студенты при изучении социологии испытывают необходимость выяснения содержания понятий. Эта потребность усиливается в связи с изменением содержания старых и возникновением новых понятий. Выявление содержания понятий социологии позволяет лучше осмыслить закономерности социальной жизни индивида и общества. Понятия отражают генезис и периодизацию социологии, ее характерные особенности как самостоятельной научной дисциплины, развитие национальных школ в конкретно-исторических условиях отдельных стран.

Словарь отражает историю социологии, ее предпосылки, условия возникновения и становления, генезис категориального аппарата, представляет объект и предмет социологии, ее структуру и функции, дает сведения об обществе как социальной системе, ее элементах – личности и социальных общностях, видах и формах социальных связей индивидов, социальных общностей. Предлагаемое издание словаря охватывает основные понятия, которые используются при изучении и преподавании социологии в вузе. В доступной форме дается углубленное рассмотрение тех или иных категорий для того, чтобы студенты могли:

1) осмысливать принципиальные различия между отдельными социологическими школами и концепциями;

2) рассматривать предмет, методологию и метод современной социологии;

3) выявлять базовые теоретические положения общей социологии, специфику понятий отраслевых дисциплин и прикладной социологии;

4) получить представление об известных зарубежных и отечественных ученых-социологах.

В названиях, состоящих из двух и более слов, на первое место ставится слово, являющееся главным по смыслу (например: АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ, ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС и т.д.). Создатели словаря не ставили перед собой задачу охватить весь объем понятий, а рассмотрели основные термины и понятия, встречающиеся в университетском курсе, используемые в процессе самостоятельной подготовки к занятиям, экзамену, зачету.

В работе над словарем участвовали: доктор юридических наук, профессор РАГС при Президенте РФ А. А. Акмалова; профессор, доктор политических наук, профессор кафедры политологии и социологии Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова В. К. Мокшин; зав. кафедрой общественных наук Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, профессор, доктор социологических наук А. В. Миронов; профессор, доктор политических наук, профессор кафедры социологии и политологии ИППК МГУ им. М. В. Ломоносова В. М. Капицын.

А

АБОРИГЕНЫ. Название коренных обитателей местности, в противоположность пришельцам из других мест, жителей, поселившихся на территории позже. Часто термин “А.” применяется к народам, сохранившим элементы культуры предков, жившим на территории, куда позднее пришли люди с более современным образом мысли.

Культура А. – предмет изучения прежде всего антропологов, в связи с тем, что А. являются носителями древних языков, изначальных традиций, ритуалов, церемоний. В то же время для социологов интересно выяснение некоторых культурных констант, которые повторяются у других народов на более зрелых стадиях – нормы, иерархии, гендерные различия, потестарная власть и др.

АБСЕНТЕИЗМ. Одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима; проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей . В широком плане под А. можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит. А. выступает как признак свободы человека в обществе , но свобода от неучастия в политической жизни оборачивается формированием отсутствующего сознания, безразличия к общественно-политическим делам общества и государства. Массовый А. может взорвать демократические механизмы управления социумом, сделать население объектом манипулирования , абсолютно подвластным “верхам”, сформировать пассивную личность . А. наличествует в любом обществе: развитом и неразвитом, демократическом и тоталитарном и т.п. Его причины многообразны: неверие граждан в эффективность политических институтов; отсутствие политической культуры; борьба за ситуативное удовлетворение интересов и др.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ. Активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды, приспособление к другим нормам, отношениям, например у мигрантов в принимающем обществе, у первоклассников в школе, новобранцев в воинском коллективе и т.п. В то же время можно говорить, что адаптационные процессы постоянны, так как постоянно изменяются и социальные условия, и нормы, и сами люди, составы сообществ, коллективов. Социальные субъекты не смогут успешно функционировать и развиваться, если они потеряют способность и средства адаптации.

АГЕНТНОСТЬ. Обозначение атрибутивного качества человека (наряду с территориальностью, телесностью, духовностью), характеризующего его предназначение выполнять функцию по производству определенных услуг (товаров, работ), необходимых для социального обмена между людьми, участия в общественном производстве (в более узком смысле – способность участия в гражданском обороте).

АГРЕГИРОВАНИЕ. Процесс соединения частей в целом, признаков в определении, придание стройного последовательного характера рассуждениям, выражениям, стремлениям, интересам , например соединение тезисов в докладе, признаков в определении; политические партии, например, агрегируют интересы путем выстраивания требований, лозунгов, целей, задач в предвыборной программе и т.п.

АЙЗЕНШТАДТ (ЭЙЗЕНШТАДТ) Шмуэль (Самуэль) Ноах (р. 1923). Израильский социолог, специалист в теории цивилизаций и социальных изменений. Начинал работать в Германии, затем в США. Научные интересы сформировались под влиянием английской школы социокультурной компаративистики (М. Гинсберг, Т. Маршал, Э. Эванс-Причард), структурного функционализма (Т . Парсонс , Р . Мертон , Э. Шилз), символического интеракционизма (Дж. Мид, Ч. Кули), французского неомарксизма в социологии (М. Годелье, А. Лефевр). Занимался проблемами социокультурной и политической компаративистики, а в ее рамках – сравнительным изучением модернизаций и цивилизаций, механизмов социальной солидарности в различных обществах .

Особый интерес проявил А. к изучению “современных” революций (к ним он относит революции начиная с Нидерландской) в странах Запада и Востока. Показал отличие революций от мятежей, восстаний, переворотов в предыдущих (традиционных) обществах. Дал характеристику антиномий и напряженностей, ведущих к революционным изменениям, разработал типологии изменений в человеческих обществах, выделил типы современных революций. Его перу принадлежат книги “Политические системы империй” (1963), “Японская цивилизация в сравнительной перспективе” (1966), “Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций” (1978; изд. на русском языке 1999) и др.

АКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ. Степень, мера включенности личности в систему общественных отношений, показатель ее участия во всех видах общественной деятельности. А. с. проявляется тогда, когда эта степень высока. Если же степень включенности личности в решение общественных задач низкая, то имеет место пассивность.

Проявляя А. с., личность создает или разрушает существующее в мире, способствует утверждению нового или старается сохранить отжившее, старое; отражает, копирует, воспроизводит или, воспроизводя, искажает существующие проявления мира и мир в его целостности. А. с. проявляется в деятельности, которая по своей направленности бывает прогрессивной, консервативной или сочетающей в себе одновременно элементы прогрессивного и консервативного. Сочетание этих элементов может быть самым различным: могут преобладать элементы прогрессивного или консервативного порядка.

А. с. личность проявляет во всех сферах жизнедеятельности. В соответствии с основными сферами жизни общества А. с. можно подразделить на 3 основные формы (вида): трудовую (производственную), общественную и социально-политическую.

Развитие А. с. зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним относятся материальные и духовные потребности личности, ее интересы , сознательность, уровень культуры . Нельзя не учитывать также биологические причины активности. Все эти факторы находятся в тесном взаимодействии . Внешние факторы А. с. личности – это совокупность тех условий, в которых она живет и действует. К числу внешних факторов, стимулирующих А. с. личности, относятся организация производства и труда , оценка деятельности личности обществом, условия труда, механизация производственных процессов, морально-психологический климат в коллективе.

АЛЬТРУИЗМ. Самоотверженность, сознательное и добровольное служение людям, желание помогать другим, способствовать их счастью на основе мотивов любви, преданности, верности, взаимопомощи, сочувствия, сострадания. Нередко альтруист проявляет полное самопожертвование, самоограничение. Противоположен эгоизму, индивидуализму, предпочтению личных интересов .

АНАЛИЗ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ. Направление социологической мысли, господствующее в американской науке в период после Второй мировой войны, объединяющее в единую теорию функционализм и структурализм. Его исходные предпосылки были сформулированы Э . Дюркгеймом , А.Р. Радклифф-Брауном, Б. Малиновским, В . Парето . Современные представители (Т. Парсонс , Р . Мертон , К. Дэвис и др.) видят главную задачу социологии в изучении механизмов и структур, обеспечивающих устойчивость социальной системы . Этому направлению присущ так называемый нормативизм, т.е. признание обусловленности поведения человека и социальной организации нормативными предписаниями и ценностями, рассматриваемыми в качестве высшего уровня регуляции социальных процессов. Различают А. с. – ф. как метод социального исследования и как содержательную теорию. Первый был систематизирован и подробно описан в сформулированной Р. Мертоном “парадигме А. с. – ф.”, включающей в себя все основные понятия: “функция” (последствия деятельности, способствующие адаптации системы), “дисфункция” (неблагоприятные последствия), “явная функция” (осознаваемые последствия), “функциональные требования” (выполнение которых необходимо для нормальной жизнедеятельности системы), “функциональные альтернативы” (эквивалентные структуры, способные выполнять одинаковые функции). Задачей социолога, считает Р. Мертон, является “ясное объяснение логически взаимосвязанных и эмпирически подтверждаемых предположений о структуре общества и его изменениях, поведении человека в рамках этой структуры и последствиях этого поведения”. По его мнению, функционализм и структурализм нераздельно взаимосвязаны как направления единой теории социальной системы. Функционализм – это теоретическое и динамическое представление о работающей социальной структуре, взаимодействии ее компонентов. Функционалист должен быть структуралистом. Однако нельзя быть структуралистом, не изучающим функции структурных компонентов.

Внутри А. с. – ф. различают два основных подхода: структурный, идущий от анализа различных структур к обнаружению выполняемых ими функций, и функциональный, когда постулируется определенная совокупность функциональных требований и затем выявляются различные структуры, осуществляющие эти функции. В западной социологии А. с. – ф. получил наибольшее распространение в таких областях, как социология политики, социология преступности , социология семьи , изучение социальной стратификации и др. А. с. – ф. как содержательную теорию развивали Т . Парсонс, М. Леви, Ш . Айзен штадт , Н. Смелзер, К. Дэвис и др. В ней функционирование общества в целом и отдельных его подсистем анализируется под углом зрения выполнения ими определенного набора функциональных требований, численность которых строго определить не удалось. В функционалистской теории Т. Парсонса, являющейся наиболее разработанной, выделяются 4 основных функциональных требования: адаптация, целедостижение, интеграция и поддержание “ценностного образца”, выполнение которых предполагается жизненно важным для социального целого. Целостность общества достигается посредством процесса интеграции общепринятых социальных ценностей и норм, означающих постоянное упорядочение и сведение сего многообразия функций различных социальных систем в единую и строго организованную систему социального порядка. Социальные изменения, если они имеют место, осуществляются медленно и в организованном порядке.

Разразившийся на рубеже 1960–1970-х гг. кризис западной социологии во многом был обусловлен неспособностью А. с. – ф. объяснить социальные изменения и конфликты. Оппоненты А. с. – ф., находящиеся на марксистских позициях, указывали на недооценку Парсонсом социальных противоречий как движущих сил общественного прогресса и умаление роли социально-экономических детерминант в пользу преувеличения консервативных функций социокультурных факторов. Попыткой преодоления трудностей в западной социологии явилась концепция неоэволюционизма, в которой акцент переносился с изучения стабильных аспектов функционирования общества на анализ процессов развития, источник которых усматривался в “структурной дифференциации”, т.е. в последовательном и поэтапном усложнении социальной структуры. Новейшая версия А. с. – ф. (неофункционализм) обусловлена стремлением его защитников возродить и модифицировать связанную с этим направлением претензию на синтез главных идейных течений западной социологии. И все же А. с. – ф. до середины 1970-х гг. занимал доминирующее место в социологии США. Эта теория оказала значительное влияние на формирование всей послевоенной мировой социологии.

АНКЕТА. Опросный лист, вопросник, основной инструментарий опроса. Представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами исследования. А. состоит из вводной части (обращение к респонденту с пояснением целей и задач опроса, указание организации, проводящей опрос, степени анонимности опроса и др.), основной части (вопросы, вытекающие из целей и задач исследования) и “паспортички” (объективные социально-демографические и др. характеристики респондента).

АНКЕТИРОВАНИЕ. Способ социального измерения в эмпирическом социологическом исследовании, основанный на опосредованном анкетой контакте исследователя с опрашиваемым (респондентом ). Этот способ позволяет получать информацию сравнительно быстро и на более или менее широком массиве респондентов. Материалы А. обычно шифруются и подвергаются ручной или машинной обработке.

АНОМИЯ. Отсутствие четкой системы социальных норм , разрушение единства культуры , вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам. Понятие “А.” ввел Э . Дюркгейм , а глубоко разработал Р . Мертон . Современное российское общество обладает многими чертами А.

АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ. Близкая к социологии и этнографии отрасль научного знания, исследующая происхождение, сущность и эволюцию человека, социальные отношения и институты в обществе в плане включения человека в эти отношения. Традиционно А. с. ориентировалась на изучение отношений в доиндустриальном аграрном обществе, его отличий от “передовых” западных обществ. В конце XIX – начале XX в. А. с. включает в свой предмет современность с точки зрения трансформации человеческих отношений в условиях модернизации , сопротивления ряда обществ процессу космополитизации и глобализационной унификации.

АРИСТОТЕЛЬ (384–322 до н. э.). Древнегреческий античный мыслитель, первый, кто увидел значение среднего класса для укрепления общества и демократического управления государством. А. учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частная собственность, по мнению А., развивает здоровые эгоистические интересы . Человеком управляет множество потребностей и стремлений, но главная движущая сила – любовь к деньгам, ибо этой страстью больны все. При коллективной собственности все или большинство бедны и, следовательно, озлоблены. При частной собственности появляются богатство и неравенство, но только они дают гражданам возможность проявить щедрость и милосердие. Однако чрезмерное неравенство в собственности также опасно для государства, считал А.

АРОН Реймон Клод Фердинанд (1905–1983). Выдающийся французский социолог, политолог, философ и публицист, противник марксизма и коммунизма . Один из авторов концепций деидеологизации и индустриального общества . По его мнению, социальная действительность, как и процесс ее исторического развития, надиндивидуальна и может быть подвергнута строго научному анализу. Это обстоятельство позволяет разработать новую неидеологическую теорию общества , изучающую то, что есть в действительности. Рассматривал социалистическое и капиталистическое общества как разновидности индустриального общества. Большое внимание уделял исследованию социальных процессов, происходивших в СССР. Большое значение для современной России имеет его вывод о том, что выбор наиболее эффективной разновидности политического режима определяется конкретной ситуацией, что конкретная цель, стоящая перед государством, естественным образом определяет характер политического режима. Среди наиболее известных работ А. можно выделить “18 лекций об индустриальном обществе” (1962) и “Тоталитаризм и демократия” (1965).

АРТЕФАКТ. Продукт культуры, культурной программы, способный сохраняться и распространяться более длительное время, чем породившая его культура (программа), а также получать новые смыслы и значения. Помимо материальных памятников культуры к А. относят идеи.

АРХЕТИП. Устойчивый образ, имеющий древнее происхождение, передаваемый из поколения в поколение. Понятие введено в научный оборот К. Юнгом, считавшим, что А. отражают структурные элементы человеческой психики как скрытые в коллективном бессознательном врожденные и универсальные формы человеческого воображения.

АССИМИЛЯЦИЯ. Постепенное слияние групп меньшинства с доминирующей группой в плане принятия норм поведения, культуры, обычаев, смешанных браков. А. может происходить добровольно, не вызывая социальных конфликтов , и насильственно, что может вызвать сопротивление у ассимилируемых, порождая этно-националистический протест.

АССОЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ. Процесс или результат более или менее тесного взаимодействия и объединения людей, их групп и организаций в различные социальные сообщества, союзы в целях достижения каких-либо результатов. В современной социологии под А. с. понимают специфическую социальную группу со слабой организационной формой социального объединения людей и отсутствия стандартизации их поведения и институционализации социального контроля.

Б

БАБЁФ ГРАКХ (1760–1797). Французский революционный радикал левых взглядов, ориентированный на попытку совершить в результате заговора подлинную революцию трудящихся и установить “республику равных”. Идеал равенства доводил до крайности: “Никто не может иметь того, что не могут иметь все”. Коммунистические идеи Б. излагал уже не как представление об идеальном обществе, а формулировал как манифест практических действий – “Манифест равных”.

БАКУНИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1814–1876). Русский мыслитель и революционер. Разрабатывал анархическую версию народничества. По его мнению, разумная трудовая деятельность переводит людей из сферы биологического в сферу общественного. Человек, повинуясь законам природы, сам творит социальную деятельность. Считал целью социального прогресса постоянное приращение свободы личности . Главный угнетатель человечества, по его мнению, – государство, созданное меньшинством для господства над большинством. Считал религию препятствием на пути движения человека к свободе. По его мнению, для обретения счастья необходима ликвидация религии и государства как институтов и принципа власти как такового.

Утопическим идеалом Б. являлась созданная исключительно “снизу вверх” свободная федерация земледельческих и ремесленно-фабричных ассоциаций. Ее прообразом он видел общинную артель с идеей “права на землю” и “социалистическим инстинктом”.

Наиболее известные работы: “Кнуто-германская империя и социальная революция” (1871), “Государственность и анархия” (1873).

БАУМАН ЗИГМУНД (р. 1925). Британский социолог, один из самых ярких представителей социальной теории, исследователь глобализации и постмодернизма . Как социальный теоретик рассматривает широкий круг тем и проблем, которые объединяет общая линия анализа динамики социальных трансформаций конца ХХ в. Особенно явственно эти тенденции дают о себе знать в экономике. Капитал и его хозяева (инвесторы) совершенно не зависят от конкретного местоположения предприятий и тем самым оказываются вне территории, вне обязательств перед местным сообществом, вне любых социально значимых обязательств. Мобильность капитала всегда позволяет капиталу навязывать свои правила игры или уйти без последствий для себя. Политическая власть , неразрывно связанная с экономическим капиталом, неизбежно отчуждается от своих обязательств в конкретных условиях той или иной страны. Б. рассматривает в едином комплексе индивидуализацию и тесно связанную с ней фрагментацию социальной и политической действительности, обуславливающую фрагментацию социально-политического поведения индивидов. Он не только показывает обусловленность глобализации и индивидуализации (фрагментации) усложнением современного общества , но и демонстрирует оборотную сторону этих процессов. Она, по мнению Б., заключается в глубокой эрозии системы институтов, связанных с коллективным социальным и политическим действием, в ослаблении института семьи , в усилении социальной стратификации , в кризисе гражданственности , в уклонении граждан от управления обществом и т.п. В результате возникает беспомощность существующих институтов коллективных политических действий. Институт семьи утрачивает функцию связи поколений . Человек больше не ищет в ней опоры. Наиболее известные работы Б.: “Герменевтика и социальные науки” (1976), “Законодатели и интерпретаторы” (1987), “Этика постмодерна” (1993), “Индивидуализированное общество” (2001).

Загрузка...